г. Вологда |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А13-14640/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Пестеревой О.Ю.,
судей Виноградовой Т.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Кринкина А.А. по доверенности от 17.04.2012 N 35/Д-07-97-ВК, Шиловой А.Ю. по доверенности от 17.04.2012 N 35/Д-07-96-ВК, от Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Тарасова Ю.С. по доверенности от 13.01.2012 N 147-16-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 февраля 2012 года
по делу N А13-14640/2011 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее - управление, УФССП по Вологодской области) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - управление надзорной деятельности, управление надзорной деятельности ГУ МЧС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2012 N 1652 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 февраля 2012 года по делу N А13-14640/2011 в удовлетворении требований управления отказано.
УФССП по Вологодской области с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на малозначительность вменяемого правонарушения.
Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 14.09.2011 N 769 должностным лицом отдела надзорной деятельности по г. Вологде управления надзорной деятельности в период с 19.09.2011 по 14.10.2011 проведена проверка соблюдения УФССП по Вологодской области требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Объектом проверки являлись здания и помещения управления, расположенные по адресам: Вологодская область, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52, Советский пр., д. 68; г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, ул. Комсомольская, д. 43; г. Кириллов, ул. Пролетарская, д. 1; г. Сокол, ул. Кирова, д. 46; г. Тотьма, ул. Кирова, д. 45; г. Бабаево, ул. Боровая, 2-59; г. Белозерск, Советский пр., д. 48; с. Липин Бор, ул. Смирнова, д. 3Б; с. Верховажье, ул. Пионерская, д. 2; п. Вожега, ул. Садовая, д. 4; г. Вытегра, Архангельский пр-т, д. 6; п. Кадуй, ул. Строителей, д. 10; с. Шуйское, Сухонская набережная, д. 11; г. Никольск, ул. М.Конева, д. 155а; с. Нюксеница, ул. Набережная, д. 23; с. Тарногский Городок, ул. Пролетарская, д. 11; с. Устье, ул. Набережная, д. 57; г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 6; г. Харовск, ул. Базарная, д. 3; г. Грязовец, ул. Ленина, д. 25.
В ходе проверки выявлены общие нарушения:
1) руководителем УФССП по Вологодской области не назначены лица (по отделам в районах), которые по занимаемой должности или характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных актов или иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работы;
2) в отделах не организована система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений;
3) не предусмотрен вывод сигнала о пожаре по радиокоммуникационной системе на центральный узел "01" ГПС исходя из технической возможности;
а также нарушения по следующим объектам:
в помещении по адресу: г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52
4) двери на путях эвакуации закрыты на ключи;
в помещении по адресу: г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51
5) не разработаны и не вывешены на видных местах планы эвакуации людей при пожаре,
6) применены горючие материалы для отделки стен на путях эвакуации (в центральном коридоре),
7) на путях эвакуации, у эвакуационного выхода, ведущего в помещение суда размещены горючие материалы (деревянные стеллажи с пачками бумаги),
8) лицами, ответственными за пожарную безопасность, не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума;
в помещении по адресу: г. Череповец, ул. Комсомольская, д. 43
9) не разработаны и не вывешены на видных местах планы эвакуации людей при пожаре,
10) лицами, ответственными за пожарную безопасность, не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума,
11) применены горючие материалы для отделки потолка и стен на путях эвакуации,
12) помещения архива, электрощитовой и серверной не оборудованы первичными средствами пожаротушения;
в помещении по адресу: г. Кириллов, ул. Пролетарская, д. 1
13) руководитель подразделения, а также работник, ответственный за обеспечение пожарной безопасности в подразделении, не обучены пожарно-техническому минимуму,
14) в отделе не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале,
15) огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпуса белой краской,
16) работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа,
17) с работниками не проводится повторный противопожарный инструктаж лицом, ответственным за пожарную безопасность, с периодичностью не реже одного раза в год,
18) в здании не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений,
19) вентиляционные каналы здания не очищаются от горючих отложений, пыли, приказом по организации не определены сроки очистки,
20) план эвакуации людей из здания в случае пожара не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.143-2009,
21) дверь чердачного помещения не закрыта на замок,
22) дверь лестничной клетки, ведущая в общий коридор, не оборудована приспособлением для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
в помещении по адресу: г. Сокол, ул. Кирова, д. 46
23) в серверной установлена сгораемая перегородка, примыкающая к общему коридору (пути эвакуации),
24) во всех помещениях отсутствует система пожарной сигнализации,
25) в общем коридоре лампы дневного света не имеют защитных колпаков, предусмотренных заводом - изготовителем,
26) все помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре,
27) для покраски стен в коридоре использована масляная краска,
28) электропроводка в туалет проложена по сгораемому основанию через косяк двери,
29) в кабинете N 5 отсутствует крышка на электрораспределительной коробке, проводка к СВЧ заклеена обоями,
30) план эвакуации людей не соответствует требованиям ГОСТ12.2.143-2009;
в помещении по адресу: г. Тотьма, ул. Кирова, д. 45
31) помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации,
32) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара,
33) отсутствуют журнал учета первичных средств пожаротушения, второй эвакуационный выход с первого этажа,
34) над эвакуационными выходами и по направлению движения к ним отсутствуют стандартные знаки пожарной безопасности,
35) не проведен инструктаж с персоналом по соблюдению требований пожарной безопасности,
36) отсутствуют таблички с указанием номера вызова пожарной охраны,
37) в подвале светильники не укомплектованы плафонами, предусмотренными инструкцией светильника,
38) электропроводка в подвале выполнена с нарушением нормативных документов по электроэнергетике,
39) на окнах установлены глухие решетки,
40) в подвальном помещении отверстие в месте пересечения ограждающих конструкций (стен) инженерными коммуникациями (трубами) не заделаны строительным раствором,
41) двери на пути эвакуации открываются не по направлению выхода из здания,
42) отсутствует план эвакуации из здания в случае пожара;
в помещении по адресу: г. Бабаево, ул. Боровая, 2-59
43) места размещения первичных средств пожаротушения не обозначены знакам пожарной безопасности,
44) не выполнен план эвакуации в случае пожара,
45) не выполнены распашные решетки на окнах,
46) не убраны с путей эвакуации горючие материалы (шкафы, вешалки, с балкона - бумага и деревянные стеллажи),
47) в помещении архива не выполнена дверь с пределом огнестойкости 0, 75 часа,
48) в архиве не выполнены металлические стеллажи, или не обработаны с предоставлением актов огнезащитным составом,
49) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применены горючие материалы для отделки стен, не предоставлены сертификаты по пожарной безопасности на отделочные материалы путей эвакуации, соответствующие требованиям пожарной безопасности,
50) не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для подразделения,
51) руководитель подразделения, а также работник, ответственный за обеспечение пожарной безопасности в подразделении, не обучены пожарно-техническому минимуму;
в помещении по адресу: г. Белозерск, Советский пр., д. 48
52) в отделе не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности, а так же не установлен распорядительным документом соответствующий противопожарный режим,
53) все работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа,
54) во всех административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны,
55) отсутствует план эвакуации людей в случае пожара,
56) на всех окнах установлены глухие решетки,
57) на путях эвакуации устроены пороги,
58) для отделки, облицовки и окраски стен на путях эвакуации применены горючие материалы (масляные краски),
59) для покрытий полов на путях эвакуации применены горючие материалы (линолеум),
60) отсутствует проектная документация на монтаж автоматической установки пожарной сигнализации,
61- 64) автоматическая установка и монтаж пожарной сигнализации выполнены с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности,
65) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара,
66) не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения,
67) на огнетушители, установленные в здании, не нанесены белой краской порядковые номера и не заведены паспорта установленной формы,
68) отсутствует второй эвакуационный выход из здания;
в помещении по адресу: с. Липин Бор, ул. Смирнова, д. 3Б
69) помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации,
70) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара,
71) руководитель и лицо ответственное за пожарную безопасность не обучены пожарно-техническому минимуму,
72) распорядительным документом не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначены ответственные за их проведение;
в помещении по адресу: с. Верховажье, ул. Пионерская, д. 2
73) автоматическая система пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии,
74) в помещении крыльца дымовые пожарные извещатели не установлены,
75) огнетушители расположены не на видных местах, они не пронумерованы белой краской,
76) отсутствует журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения,
77) руководитель - ответственный за пожарную безопасность не обучен мерам пожарной безопасности,
78) с работниками не проводятся противопожарные инструктажи с регистрацией в специальном журнале,
79) не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности,
80) в помещениях не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны,
81) распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим для организации,
82) на окнах установлены глухие металлические решетки;
в помещении по адресу: п. Вожега, ул. Садовая, д. 4
82) на окнах кабинетов первого этажа здания установлены глухие решетки;
в помещении по адресу: г. Вытегра, Архангельский просп., д. 6
84) на окнах помещений установлены глухие решетки,
85) применены горючие материалы для отделки стен, пола в общем коридоре, между кабинетами,
86) отсутствует автоматическая установка обнаружения пожара (сигнализация) и система оповещения людей о пожаре в местах общего пользования (коридорах), помещениях (кабинетах);
в помещении по адресу: п. Кадуй, ул. Строителей, д. 10
87) в отделе не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности,
88) начальник отдела, ответственный за обеспечение пожарной безопасности в подразделении, не обучены пожарно-техническому минимуму,
89) с работниками не проводятся противопожарные инструктажи с регистрацией в специальном журнале,
90) помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации,
91) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара,
92) отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения,
93) отсутствует план эвакуации людей в случае пожара,
94) пожарные краны не укомплектованы пожарными стволами и рукавами,
95) на дверях эвакуационных выходов отсутствуют устройства для самозакрывания и с уплотнениями в притворах;
в помещении по адресу: г. Никольск, ул. М. Конева, д. 155а
96) устройство автоматической пожарной сигнализации и системы оповещение и управления эвакуацией людей в случае пожара находится в неисправном состоянии,
97) нет договора на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара,
98) двери запасного эвакуационного выхода из помещений управления на крышу 1 этажа, находится на уровне 0,5 м от уровня пола (без ступенек),
99) с крыши 1 этажа здания общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Транзит" на землю отсутствует наружная открытая лестница 3-го типа;
в помещении по адресу: с. Шуйское, Сухонская набережная, д. 11
100) помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации,
101) допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками,
102) огнетушители содержатся с нарушением требований пожарной безопасности;
в помещении по адресу: с. Нюксеница, ул. Набережная, д. 23
103) помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией в случае пожара,
104) отсутствует второй выход со второго этажа здания;
в помещении по адресу: с. Тарногский Городок, ул. Пролетарская, д. 11
105) в помещениях эксплуатируются светильники со снятыми колпаками, (рассениателеми), предусмотренные конструкцией светильника,
106) на путях эвакуации в общих коридорах этажей для покрытия пола применен горючий материал (линолеум) без сертификата соответствия;
в помещении по адресу: с. Устье, ул. Набережная, д. 57
107) помещения не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения управления эвакуацией людей при пожаре,
108) помещения укомплектованы первичными средствами пожаротушения - огнетушителями с истекшим сроком эксплуатации, кроме этого помещения на втором этаже в здания недостаточно укомплектованы первичными средствами пожаротушения - огнетушителями;
в помещении по адресу: г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 6
109) руководитель подразделения не обучен пожарно-техническому минимуму,
110) отсутствует какая-либо документация по пожарной безопасности,
111) персонал не знает своих обязанностей для профилактики пожаров,
112) отсутствует план эвакуации в случае пожара,
113) отсутствуют знаки пожарной безопасности,
114) на окнах установлены глухие металлические решетки,
115) отсутствует запасной эвакуационный выход из здания,
116) помещение не укомплектовано огнетушителями,
117) часть участков электросетей заклеена обоями,
118) не откорректирован журнал учета огнетушителей,
119) помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией,
120) помещения не оборудованы системой оповещения о пожаре,
121) помещения захламлены горючими материалами (бумагой, тарой и др.),
122) часть огнезащитных покрытий (штукатурка стен и потолка) отсутствует;
в помещении по адресу: г. Харовск, ул. Базарная, д. 3
123) помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией,
124) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа,
125) у запасного выхода из помещений имеется открытая площадка, отсутствует лестница 3-го типа, выполненная из негорючих материалов,
126) в помещениях не проведена ревизия электрооборудования,
127) двери основного выхода на путях эвакуации из помещений открываются не по направлению выхода из здания,
128) не проведена проверка, перезарядка параметров огнетушащего вещества огнетушителей, о чем не сделаны отметки на огнетушителях, в его паспортах и в журнале учета огнетушителей,
129) места размещения нахождения средств пожарной безопасности, пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности,
130) план эвакуации не соответствует ГОСТ12.2.143-2009;
в помещении по адресу: г. Грязовец, ул. Ленина, д. 25
131) распорядительным документом (приказом) не определено лицо ответственное за приобретение, сохранность и повседневный контроль за состоянием огнетушителей,
132) на огнетушителях белой краской не нанесена маркировка, не присвоены порядковые номера и не записаны в типовой журнал учета проверки, наличия и состояния огнетушителей,
133) не приведен в рабочее состояние внутренний противопожарный водопровод,
134) пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами,
135, 136) пожарные шкафы и пожарные рукава внутренних пожарных кранов не соответствуют предъявляемым к ним требованиям,
137) со стен путей эвакуации (коридора) не снята облицовка из горючих материале (ламинированная плита),
138) двери запасного выхода со второго этажа через наружную эвакуационную лестницу не приведены в рабочее состояние (заблокированы),
139) эвакуационные пути и двери эвакуационных выходов не обеспечены знаками пожарной безопасности,
140) первичные средства пожаротушения (огнетушители) не содержатся в исправном состоянии, периодически не осматриваются, не проверяются и своевременно не перезаряжаются,
141) не проведена огнезащитная обработка стропил и обрешетки чердачного помещения,
142) наружная металлическая пожарная лестница и ограждения на крыше (покрытиях) не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, которые должны проводиться не реже одного раза в пять лет,
143) под лестничным маршем первого этажа устроена кладовая, стены которой выгорожены сгораемыми материалами,
144) не проведена проверка работоспособности средств автоматического обнаружения пожара, не оформлено соответствующим актом,
145) эксплуатация силовой и осветительной электросети осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно соединение жил электропроводов выполнено скруткой,
146) не проведено обучение ответственного за обеспечение пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума,
147) план эвакуации людей из здания на случай пожара выполнен не в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009.
Тем самым управление нарушило требования пунктов 3-8, 13, 15, 16, 18, 19, 27, 36, 37, 40, 41, 44, 51, 52, 53, 57, 60, 78, 89, 91, 96, 98, 108 - 111 и пунктов 8, 15, 16, 17, 19 приложения N 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03); пункта 3, таблицы 3, пункта 12 таблицы 1, пунктов 9, 15, 38 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. НПБ 110-03", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, пункта 15 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. НПБ 104-03", утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования. НПБ 160-97", введенных в действие приказом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ от 24.07.1997 N 46; Национального стандарта Российской Федерации "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля. ГОСТ Р 12.2.143-2009", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст, пункта 14.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, пунктов 3.16, 6.18 Санитарных норм и правил "Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390, пунктов 22, 39 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, пунктов 6.9, 6.13, 6.17, 6.18, 6.25, 6.30 Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7, пунктов 12.67, 12.41, 12.69 Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31, пунктов 7.1, 7.9, 7.17 Норм пожарной безопасности "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97", утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84, пункта 9.13 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введенных в действие приказом Минкультуры России от 01.11.1994 N 736.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 14.10.2011 N 769.
По факту выявленных нарушений заместителем начальника отдела надзорной деятельности по г. Вологде управления надзорной деятельности составлен протокол от 14.10.2011 N 1652 об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, главный государственный инспектор Вологодской области по пожарному надзору - начальник управления надзорной деятельности ГУ МЧС России вынес постановление от 28.10.2011 N 1652, которым УФССП по Вологодской области признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Управление с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 настоящей статьи данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены ППБ 01-03.
Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что организациям следует руководствоваться названными правилами и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 6 Правил на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением N 1.
Пунктами 13 и 15 ППБ 01-03 предусмотрено, что во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
В силу пункта 33 ППБ 01-03 для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ, которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности. Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается.
Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (пункт 41 ППБ 01-03).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (пункт 51 ППБ 01-03).
Согласно пункту 57 Правил проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Пунктом 60 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В пункте 89 названных Правил указано, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
На основании пункта 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Согласно пункту 98 данных Правил установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
В соответствии с пунктом 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и управлением не оспаривается, что на момент проверки, составления протокола и вынесения постановления нарушения, изложенные в оспариваемом постановлении, имелись.
Исключение составляют нарушения указанные в пунктах 1, 3, 6, 11, 18, 19, 21, 27, 29, 45, 46, 49, 58, 59, 85, 87-95, 98, 106, 126, 145 постановления от 28.10.2011 N 1652.
Апелляционная коллегия полагает, что они обоснованно исключены судом первой инстанции из объективной стороны вмененных управлению правонарушений.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения УФССП по Вологодской области правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: актом проверки от 14.10.2011 N 769, протоколом от 14.10.2011 N 1652 об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях управления имеется состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При этом недоказанность административным органом части вменяемых управлению правонарушений не является основанием для частичного признания оспариваемого постановления незаконным.
Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление от 28.10.2012 N 1652 о назначении административного наказания
Решение суда с учетом характера спора, должно содержать однозначный вывод о законности либо незаконности данного постановления.
При этом ни КоАП РФ, ни АПК РФ не предусмотрено признание частично незаконным постановления административного органа в разрезе отдельных правонарушений.
Также судебная коллегия не может согласиться с доводом управления о малозначительности правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае УФССП по Вологодской области совершены множественные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публично - правовых обязанностей, создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, в первую очередь жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного с учетом существа правонарушения, общественной значимости государственного контроля в области пожарной безопасности апелляционная инстанция считает, что совершенное правонарушение представляет общественную опасность.
Учитывая вышеуказанные разъяснения Пленума ВАС РФ ссылки управления на отсутствие достаточных денежных средств, необходимых для соблюдения требований пожарной безопасности, на отсутствие фактов причинения вреда личности, обществу, государству, на проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений являются несостоятельными.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, назначение наказания управлению в минимальном размере, предусмотренном санкциями частей 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, апелляционная коллегия считает, что основания считать наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал управлению в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 февраля 2012 года по делу N А13-14640/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
...
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
...
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, назначение наказания управлению в минимальном размере, предусмотренном санкциями частей 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, апелляционная коллегия считает, что основания считать наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А13-14640/2011
Истец: Управление федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, УФССП по Вологодской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Вологодской области, Главное управление МЧС России по Вологодской области (Управление надзорной деятельности), Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области