г.Челябинск |
|
05 мая 2012 г. |
Дело N А76-20750/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Мальцевой Т.В. и Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудиной Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Дмитрия Валерьевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 марта 2012 г. по делу N А76-20750/2011 (судья Полич С.Б.),
в заседании приняли участие представители:
Управления наружной рекламы и информации Администрации г.Челябинска - Киреева И.О. (доверенность N 7 от 11.01.2012),
Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Русь-Тревел" (далее - ответчик, общество, ООО "Русь-Тревел") с исковым заявлением об обязании в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 59, выполненные в виде:
- рекламы на ограждении (перила перед входом в здание);
- брандмауэрных панно в количестве 2-х штук с информационным наполнением "Русь. Туристическое агентство. 211-47-47 www.rush.ru e-mail: office2@rush.ru" (л.д. 3-5).
Определением суда от 11.01.2012 по ходатайству истца в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Русь-Тревел" на индивидуального предпринимателя Киселева Дмитрия Валерьевича (далее - ответчик, предприниматель, ИП Киселев Д.В.).
В судебном заседании 27.01.2012 истцом заявлено ходатайство об уточнении требований: просит обязать ИП Киселева Д.В. в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 59, выполненные в виде брандмауэрных панно в количестве двух штук с информационным наполнением: "Русь. Туристическое агентство. 211-47-47 www.rush.ru e-mail: office2@rush.ru" (л.д. 72-73).
Судом данное ходатайство принято в порядке статей 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2012 исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ИП Киселев Д.В. (далее также - податель апелляционной жалобы) и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы указал на то обстоятельство, что указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя", Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации, следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения. Таким образом, сведения о телефоне, ссылка на адрес в информационной телекоммуникационной сети Интернет не могут считаться рекламой. Следовательно, на вывеску, не содержащую сведений рекламного характера, находящуюся по месту осуществления деятельности, Закон "О рекламе" не распространяется.
От Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Истец просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Управления с доводами апелляционной жалобы не согласился.
От ИП Киселева Д.В. в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя предпринимателя. На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно акту обследования места установки рекламной конструкции от 01.03.2012 в городе Челябинске по улице Цвиллинга, 59 эксплуатируются два брандмауэрных панно с информационным наполнением: "Русь. Туристическое агентство. 211-47-47 www.rush.ru e-mail: office2@rush.ru" (л.д. 114-115).
В отношении обозначенных рекламных конструкций истцом в адрес ответчика направлялось предписание от 20.12.2011 N 747 о демонтаже брандмауэрных панно, которое оставлено ответчиком без удовлетворения письмом от 24.12.2011 (л.д. 57-58).
Данные конструкции установлены индивидуальным предпринимателем Киселёвым Дмитрием Валерьевичем, что видно из отзыва ответчика, представленного в суд по данному делу в обоснование возражений по иску, а также письма от 24.12.2011 (л.д. 57-58, 92-94).
Согласно справке от 07.03.2012 N 262, выданной истцом, в Управление наружной рекламы и информации администрации города Челябинска с заявлением на выдачу разрешения на установку рекламных конструкций по адресу: г. Челябинск, улица Цвиллинга, 59 никто не обращался (л.д. 118).
Ссылаясь на то, что действия ответчика по самовольной установке рекламных конструкций являются незаконными, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования по настоящему делу, суд первой инстанции указал на то, что информационное наполнение в виде указания на номер телефона и электронного адреса по своему смысловому и логическому содержанию не носит характер информации о товаре (работе, услуге), обозначении фирменного наименования юридического лица (вывески). Распространённая на брандмауэрных панно информация в виде "Русь. Туристическое агентство. 211-47-47 www.rush.ru e-mail: office2@rush.ru" оценивается судом как информация рекламного характера. В рассматриваемом случае, поскольку брандмауэрные панно включают в состав информационного наполнения: номер телефона 211-47-47 и ссылку на адрес в информационного телекоммуникационной сети Интернет www.rush.ru e-mail: office2@rush.ru", то эти сведения не входят в состав информации, которую продавец обязан разместить на вывеске и довести до сведения потребителя в соответствии со статьями 8, 9 Закона о защите прав потребителей. При таких обстоятельствах, требования истца о принудительном демонтаже рекламных конструкций подлежат удовлетворению.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора собственником.
Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (в последней редакции N 242-ФЗ от 18.07.2011) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ).
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что сведения, указанные на брандмауэрных панно носят информационный характер, следовательно, не являются рекламой, несостоятелен.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку брандмауэрные панно включают в состав информационного наполнения: номер телефона 211-47-47 и ссылку на адрес в информационного телекоммуникационной сети Интернет www.rush.ru e-mail: office2@rush.ru", то эти сведения не входят в состав информации, которую продавец обязан разместить на вывеске и довести до сведения потребителя. Количество установленных конструкций (2 шт.), их размер свидетельствуют о том, что целью их размещения является не обозначение места входа в организацию, а именно привлечение внимания неопределенного круга лиц.
Данные выводы согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении пленума от 25.12.1998 N 37, из которого следует, что очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром информация должна рассматриваться как реклама этого товара.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ни действующим законодательством не установлена обязательность в идентификации юридического лица (его фирменного наименования) указание на электронный адрес в информационной телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о рекламном характере конструкций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 марта 2012 г. по делу N А76-20750/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Дмитрия Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Т.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора собственником.
Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
...
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ).
...
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке."
Номер дела в первой инстанции: А76-20750/2011
Истец: Управление наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска
Ответчик: ИП Киселев Дмитрий Валерьевич, ООО "Русь-Тревел"