г.Москва |
|
02 мая 2012 г. |
А40-17899/12-106-86 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Свиридова В.А., Захарова С.Л. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "ШЕНКЕР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2012 года по делу N А40-17899/12-106-86 судьи Кузнецовой С.А.
по заявлению ЗАО "ШЕНКЕР" (ОГРН 1027804885668, 115230, г.Москва, Варшавское ш., 47,4)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве
об оспаривании постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Новиков Ю.Л. по дов. от 17.10.2011; |
от ответчика: |
Давыдов М.В. по дов. от 30.12.2011; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ШЕНКЕР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении от 13.12.2011 N 455-11/7932М о привлечении общества к административной ответственности по ч.6I ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 05.03.2012 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности при наличии достаточных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "ШЕНКЕР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявитель ссылается на недоказанность вины общества и наличия события вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, считает апелляционную жалобу не обоснованной, в указанной связи просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, мнения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Шенкер" и компанией нерезидентом "Шенкер Лимитед" (Соединенное королевство) заключено соглашение от 01.01.2010 на организацию экспедиционных услуг и перевозки грузов.
На основании контракта заявителем в уполномоченном банке - ООО "Дойче Банк" 02.12.2010 оформлен паспорт сделки N 10070023/3328/0000/3/0.
В рамках исполнения обязательств по договору на расчетный счет общества в уполномоченном банке 15.04.2011 были зачислены денежные средства в размере 3 285,24 долларов США.
В соответствии с пп.1-2 п.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст.23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
При контрольном сроке представления 10.05.2011 справка о подтверждающих документах обществом в уполномоченный банк представлена лишь 06.06.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве 08.12.2011 в отношении ЗАО "ШЕНКЕР" протокола об административном правонарушении, по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6I ст. 15.25 КоАП РФ.
13.12.2011 ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве вынесено постановление N 455-11/7932М о привлечении ЗАО "ШЕНКЕР" к административной ответственности по ч.6I ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "ШЕНКЕР" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч.7 ст.210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Руководствуясь материалами дела и действующим законодательством, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными лицами (ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ, п. п. 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, п. 5.4 Положения о Территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н), срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с ч.6I ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено судом первой инстанции и следует материалов дела, основанием для вынесения административным органом оспариваемого постановления послужило нарушение обществом сроков предоставления необходимых, в соответствии с Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. Центральным Банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П) (Положение N 258-П) документов, являющихся формой учета и отчетности по валютным операциям.
В данном случае указанные документы должны были быть представлены ЗАО "ШЕНКЕР" в уполномоченный банк не позднее 10.05.2011, однако справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк была представлена только 06.06.2011, то есть с пропуском срока.
ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве обоснованно пришло к выводу о том, что ЗАО "ШЕНКЕР" не соблюдены требования, установленные Положением N 258-П, заключающиеся в обязанности резидента представить в уполномоченный банк документы, являющиеся формой учета и отчетности по валютным операциям, к сроку, установленному актом органа валютного регулирования.
При этом несоблюдение установленных сроков представления форм учета, к которым в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У отнесена и справка о подтверждающих документах, является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 6I ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены Инструкцией Центрального Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно ст.ст.4, 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" является актом органа валютного регулирования, определяющим обязательный для исполнения резидентами порядок осуществления валютных операций с нерезидентами.
В соответствии с п. 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В п. 2.2 Положения N 258-П указывается, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
Согласно п.2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 за N 10804 и вступившими в силу 27.01.2007, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, относится к формам учета по валютным операциям.
На дату осуществления спорной валютной операции Инструкция Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И и Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П действовали в редакциях, в соответствии с которыми оформление паспорта сделки требовалось, а Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П применялось в отношении валютных операций между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышала в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта (п. 3.2 Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И, п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П).
29.12.2010 Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2556-У "О внесении изменения в пункт 1.2 Положения Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", зарегистрированным в Минюсте РФ 11.02.2011 за N 19820, в абзаце 4 п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Также, 29.12.2010 Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2557-y "О внесении изменений в инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", зарегистрированным в Минюсте РФ 08.02.2011 N 19730, также были внесены аналогичные изменения в Инструкцию Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И, а именно, п. 3.2 дополнен абзацем следующего содержания: "между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Таким образом, согласно Указаниям Банка России, вступившими в силу 27.02.2011, действующее валютное законодательство не требует представления резидентом в банк ПС справки и подтверждающих документов по валютным операциям между резидентом и нерезидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения контракта на расчетный счет общества в уполномоченном банке 15.04.2011 были зачислены денежные средства в размере 3 285,24 долларов США, что не превышает 50000 долларов США. Срок действия Договора в соответствии с п.9.3 - до 31.12.2015.
Сведения, указывающие на продление срока действия договора, осуществление по нему иных поставок и платежей административным органом не представлены, равно как и доказательства в их обоснование, представителем заявителя в судебном заседании эти обстоятельства не подтверждены.
На основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указания Банка России от 29.12.2010 N 2556 и 2557, в соответствии с которыми нормы Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П не распространяются на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, вступили в законную силу 27.02.2011.
С учетом изложенного, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США, то предоставление справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6I ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, на момент составления протокола по делу об административном правонарушении, вынесения административным органом оспариваемого постановления и рассмотрения настоящего спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вступившие в законную силу Указания Банка России N 2556, 2557 от 29.12.2010 улучшают положения лица, привлеченного к административной ответственности, и оспариваемое постановление не исполнено, на момент рассмотрения спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае подлежит применению ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Данные обстоятельства указывают на отсутствие состава вменяемого ЗАО "ШЕНКЕР" правонарушения.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2012 года по делу N А40-17899/12-106-86 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве от 13.12.2011 N 455-11/7932М по делу о привлечении ЗАО "ШЕНКЕР" к административной ответственности по ч.6I ст.15.25 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указания Банка России от 29.12.2010 N 2556 и 2557, в соответствии с которыми нормы Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П не распространяются на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, вступили в законную силу 27.02.2011.
С учетом изложенного, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США, то предоставление справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6I ст. 15.25 КоАП РФ.
...
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вступившие в законную силу Указания Банка России N 2556, 2557 от 29.12.2010 улучшают положения лица, привлеченного к административной ответственности, и оспариваемое постановление не исполнено, на момент рассмотрения спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае подлежит применению ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-17899/12-106-86
Истец: ЗАО "ШЕНКЕР"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8335/12