г. Москва |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А40-136176/11-75-546 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" мая 2012 г..
Постановление изготовлено в полном объеме "10" мая 2012 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 6 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2012 по делу N А40-136176/11-75-546, принятое судьей А.Н. Нагорной, по заявлению Управления социальной защиты населения Можайского района г. Москвы ЗАО (ОГРН 1037739199376; 121354, г. Москва, ул. Гришина, д. 8, стр. 3) к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 6 (ОГРН 1027700532298; 127006, г. Москва, Страстной б-р, 7, 1) о признании недействительным требования,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Решением от 22.02.2012 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Управлением социальной защиты населения Можайского района г. Москвы ЗАО требования в полном объеме. Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 6 не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением социальной защиты населения Можайского района г. Москвы ЗАО требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебное заседание представители сторон не явились, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Рассмотрев дело в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 6 проведена выездная проверка Управления социальной защиты населения Можайского района г. Москвы ЗАО по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.1010 г. по 31.12.2010 г. По результатам проверки Фондом был составлен акт от 30.09.2011 г. N 137с/с (л.д. 7-10), на основании которого принято решение от 25.10.2011 г. N 137 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", выставлено требование от 10.11.2011 г. N 137 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", которым было предложено в срок до 20.11.2011 г. уплатить сумму задолженности в размере 28 654,37 руб. (л.д. 11-12), в том числе, недоимка по страховым взносам в сумме 23 239,66 руб., пени в размере 766,78 руб. (начисленные на указанную недоимку) и штраф на сумму 4 647,93 руб. По настоящему делу заявитель оспаривает требование ответчика как ненормативный акт, непосредственно нарушающий его права и законные интересы. В обоснование оспариваемых начислений ответчик указывает, что в ходе проверки им было выявлено, что штатным сотрудникам заявителя была выплачена компенсация за неиспользованные санаторно-курортные путевки, на которые страховые взносы не начислялись, что, по мнению ответчика, является занижением облагаемой страховыми взносами базы в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. Исключение из облагаемой базы суммы 801 367,52 руб. - выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки работникам, привело к образованию недоимки в сумме 23 239, 66 руб. В связи с чем, ответчиком в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. заявителю был начислен штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 4 647,93 руб. и пени 766,78 руб., а также предложено уплатить неуплаченную сумму страховых взносов.
По мнению суда апелляционной инстанции, данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подпунктам "в" и "и" пункта 2 части первой статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в том числе, с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой средств взамен этого довольствия; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку установлена пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" и связана с выполнением трудовых обязанностей государственными гражданскими служащими города Москвы (так как предоставляется им к ежегодному оплачиваемому отпуску), является выплатой денежных средств взамен предоставления санаторно-курортной путевки государственным гражданским служащим города Москвы, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.
Согласно статье 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, и другие). Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом, обязанностей (статья 164 Кодекса). В соответствии со статьей 165 Кодекса к общим гарантиям и компенсациям относятся гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей. Компенсационные выплаты на санаторно - курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Выплаты за санаторно - курортное лечение являются компенсационными, так как направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. Начисление взносов на суммы компенсаций за неиспользованную санаторно - курортную путевку ставит в неравное положение гражданских служащих с теми гражданскими служащими, которые использовали путевку не облагаемой взносами.
Пунктами 6 и 7 статьи 42 Законом города Москвы от 26.01.2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" предусмотрено предоставление бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки, соответствующего возмещения за проезд к месту отдыха и обратно, а также компенсации за неиспользованную санаторно - курортную путевку. Порядок санаторно - курортного обеспечения государственных служащих города Москвы изначально был определен Указом Мэра Москвы от 05.03.2003 г. N 7УМ "О медицинском и санаторно - курортном обслуживании государственных служащих города Москвы" и в дальнейшем на каждый календарный год определяется соответствующими Указами Мэра Москвы "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных гражданских служащих города Москвы", которыми ежегодно предусмотрено, что работающие гражданские служащие г. Москвы, не пользующиеся санаторно - курортными путевками "Медицинского центра", или при частичном их использовании, один раз в течение текущего календарного года при предоставлении им очередного оплачиваемого отпуска на основании личных заявлений по месту работы получают компенсацию равной средней стоимости путевки из расчета 24 календарных дней.
Поскольку в соответствии с Реестром государственных должностей государственной гражданской службы города Москвы сотрудники Управления социальной защиты населения Можайского района г. Москвы ЗАО отнесены к числу государственных служащих, в соответствии с упомянутым Указом Мэра Москвы гражданские служащие, которые не воспользовались путевками Государственного унитарного предприятия города Москвы "Медицинский центр", выплачивались компенсация на основании личного заявления и в соответствии со сметой расходов. Начисления на компенсацию за неиспользованное санаторно - курортное лечение сметой расходов не предусмотрены.
С учетом изложенного компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путёвку является выплатой денежных средств взамен фактического предоставления санаторно-курортной путёвки государственным гражданским служащим города Москвы, данная выплата связана с исполнением ими трудовых обязанностей и предусмотрена законодательным актом субъекта Российской Федерации, а, следовательно, не подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Доводы Фонда социального страхования РФ Филиал N 6 о том, что физическое лицо во время санаторного лечения не исполняет трудовых обязанностей, и, соответственно, не несет затрат при исполнении служебных обязанностей, и соответственно, не несет затрат, связанных с их выполнением, и в случае компенсации санаторно-курортной путевки происходит выплата денежных средств, которые являются дополнительным доходом сотрудника и выплаченные суммы должны подтверждаться отклоняется, поскольку Законом "О государственной гражданской службе города Москвы" предусмотрено в качестве дополнительных гарантий: обеспечение бесплатной или льготной санаторно-курортной путевкой либо выплата компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
И данная компенсация направлена на предоставление гражданскому служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения), в том числе, и в период нахождения в отпуске. Обязанность подтверждения использования сумм компенсации на лечение или оздоровление гражданским служащим законодательством не предусмотрена. Перечень законодательно установленных обязанностей гражданского служащего, приведенных в Законе от 26.01.2005 г.. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", является исчерпывающим.
Что касается доводов о том, что заработная плата состоит из 2-х основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера, при этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса РФ является элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, то согласно письму Департамента Финансов города Москвы от 15.08.2011 г.. N 09-01-03/156 выплата за неиспользованное санаторно-курортное лечение является компенсаций взамен предоставления путевки. И в соответствии со ст.9 Закона N 212-ФЗ начиная с 01.01.2010 года обложению страховыми взносами не подлежит.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы 22.02.2012 по делу N А40-136176/11-75-546 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата работника состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера (премии, поощрения, и другие). Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом, обязанностей (статья 164 Кодекса). В соответствии со статьей 165 Кодекса к общим гарантиям и компенсациям относятся гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей. Компенсационные выплаты на санаторно - курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Выплаты за санаторно - курортное лечение являются компенсационными, так как направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. Начисление взносов на суммы компенсаций за неиспользованную санаторно - курортную путевку ставит в неравное положение гражданских служащих с теми гражданскими служащими, которые использовали путевку не облагаемой взносами.
...
И данная компенсация направлена на предоставление гражданскому служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения), в том числе, и в период нахождения в отпуске. Обязанность подтверждения использования сумм компенсации на лечение или оздоровление гражданским служащим законодательством не предусмотрена. Перечень законодательно установленных обязанностей гражданского служащего, приведенных в Законе от 26.01.2005 г.. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", является исчерпывающим.
Что касается доводов о том, что заработная плата состоит из 2-х основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера, при этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса РФ является элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, то согласно письму Департамента Финансов города Москвы от 15.08.2011 г.. N 09-01-03/156 выплата за неиспользованное санаторно-курортное лечение является компенсаций взамен предоставления путевки. И в соответствии со ст.9 Закона N 212-ФЗ начиная с 01.01.2010 года обложению страховыми взносами не подлежит."
Номер дела в первой инстанции: А40-136176/11-75-546
Истец: Управление социальной защиты населения Можайского района г. Москвы
Ответчик: Государственное учреждение Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 6, Государственное учреждение Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11142/12