г. Воронеж |
|
4 мая 2012 г. |
Дело N А48-4724/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 мая 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е..,
при участии в судебном заседании:
от ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ИП Куприянова В. Д. -представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.02.2012 по делу N А48-4724/2011 (судья Володин А.В.) по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (ОГРН 1025702056808) к индивидуальному предпринимателю Куприянову Виктору Дмитриевичу (ОГРНИП 308574613500010) о взыскании финансовых санкций в сумме 1039,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Куприянову Виктору Дмитриевичу (далее - ИП Куприянов В.Д., предприниматель) о взыскании финансовых санкций в сумме 1039,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.02.2012 в удовлетворении требований Управлением Пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на правомерность привлечения ответчика к ответственности за нарушение страхователем установленного срока представления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, а также соблюдение процедуры принятия решения о привлечении страхователя к ответственности.
Управление указывает, что решение о привлечении. к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" было вынесено Управлением в 10-дневный срок с момента рассмотрения материалов проведенной проверки, о времени и месте которого ответчик был извещен надлежащим образом, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не может рассматриваться в качестве нарушения прав лица, привлекаемого к ответственности, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Куприянов Виктор Дмитриевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 308574613500010 с 14.05.2008 г..
В результате проведенной Управлением Пенсионного фонда проверки своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования было установлено, что ответчик в нарушение п.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представил необходимые сведения за 2010 г.. в установленный срок - до 01.03.2011 г..
По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт N 2 от 14.10.2011 г.., копия которого была направлена ИП Куприянову В.Д. по почте 14.10.2011 г.., что подтверждается копией реестра на отправку заказной корреспонденции.
03.11.2011 г.. Управлением Пенсионного фонда было вынесено решение N 2 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за 2010 г.. платежей в Пенсионный фонд РФ, что от суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10392 руб., что составило 1039 руб. 20 коп., данное решение было направлено ответчику по почте 03.11.2011 г..
На основании указанного решения в адрес предпринимателя было выставлено требование N 2 от 21.11.2011 г., которым ответчику предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в размере 1039 руб. 20 коп. в срок до 05.12.2011 г..
Поскольку указанное требование не было исполнено страхователем в установленный срок, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в размере 1039 руб. 20 коп.
Рассматривая заявленные Управлением Пенсионного фонда требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действующей до 01.01.2012 г..) предусмотрена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, по представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные данной нормой сведения.
В абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность, применяемая к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из оспариваемого решения Управления N 2 от 03.11.2011 г.., состав вменяемого ответчику правонарушения заключается в непредставлении в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Указанной нормой также определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено этим Федеральным законом. Таким образом, при привлечении страхователей к ответственности применяется процедура, установленная названным законом.
В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем) и в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
На основании п.5 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регламентирован в ст.39 указанного закона.
Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (п.3 ст. 39).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с п.8 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно положениям пунктов 12, 13 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2012), решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю)
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в направленном в адрес ответчика акте проверки N 2 от 14.10.2011 г.. ИП Куприянову В.Д. предложено представить возражения по акту в течение 15 рабочих дней со дня получения данного акта, однако одновременно рассмотрение материалов проверки назначено заведомо до истечения указанного срока, а именно в 10 час. 28.10.2011 г..
Таким образом, установив время рассмотрения материалов проверки до истечения предусмотренного для реализации лицом, в отношении которого была проведена проверка, права на представление возражений, Управление Пенсионного фонда тем самым нарушило данное право ответчика, предусмотренное п. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, направив составленный Управлением акт N 2 от 14.10.2011 г.. ответчику по почте, Управление не предпринято надлежащих мер по вручению данного акта лицу, в отношении которого он был составлен, под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем), как того требует п.1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ.
Поскольку в данном акте также содержались сведения о дате рассмотрения материалов проверки, назначенном на 28.10.2011 г.. в 10 час., с учетом нарушения заявителем порядка вручения данного акта ответчику, суд приходит к выводу, что Управление не представило надлежащих доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, о дате и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, в нарушение статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт N 2 от 14.10.2011 г.. был рассмотрен в отсутствие ответчика и без надлежащих доказательств его извещения о времени и месте рассмотрения акта проверки.
Соответственно, решение N 3 от 3.11.2011 г. принято с существенными нарушениями процедуры рассмотрения акта проверки и не могло являться основанием как для направления ИП Куприянову В.Д. требования от 21.11.2011 г. N 2 об уплате финансовой санкции, так и основанием для взыскания спорных финансовых санкций в судебном порядке.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что из положений ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ не следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки правового значения в рамках рассмотрения настоящего спора не имеет.
Согласно статье 30 Федерального закона N 212-ФЗ должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с указанным законом и иными федеральными законами.
Допущенные Управлением Пенсионного фонда нарушения положений Федерального закона N 212-ФЗ, регламентирующего порядок оформления материалов проверки и вынесения соответствующего решения по результатам их рассмотрения, обоснованно признаны судом первой инстанции существенным процессуальным нарушением, допущенным Управлением при вынесении решения о привлечении ответчика к ответственности в виде взыскания финансовой санкции в сумме 1039,20 руб.
При указанных обстоятельствах взыскание спорных финансовых санкций на основании данного решения Управления не может являться правомерным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" внесены изменения, в частности пункты 5 и 6 ст. 11, предусматривающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Пенсионный фонд РФ перечисленные в данных нормах сведения (документы), утратили силу.
Таким образом, обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета в отношении себя с 01.01.2012 устранена.
В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд апелляционной инстанции полагает, что после 31.12.2011 г.. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд РФ упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов (осуществляемое в судебном порядке) не может быть произведено.
Таким образом, поскольку на момент принятия обжалуемого решения обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения персонифицированного учета, устранена в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в судебном порядке штрафных санкций, наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ.
В силу изложенного у судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления о взыскании с предпринимателя штрафа в размере 1039,20 рублей.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 13.02.2012 по делу N А48-4724/2011 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.02.2012 по делу N А48-4724/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд апелляционной инстанции полагает, что после 31.12.2011 г.. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд РФ упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов (осуществляемое в судебном порядке) не может быть произведено.
Таким образом, поскольку на момент принятия обжалуемого решения обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения персонифицированного учета, устранена в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в судебном порядке штрафных санкций, наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ.
...
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат."
Номер дела в первой инстанции: А48-4724/2011
Истец: ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области, УПФ РФ в Свердловском районе Орловской обл.
Ответчик: Куприянов В. Д.
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1687/12