г. Пермь |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А60-7403/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.,
судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (ОГРН 1046603151935, ИНН 6659107821): Григорьевская А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2012;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Электросвязь. Сети. Системы" (ОГРН 1026601725292, ИНН 6629014954): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 марта 2012 года
по делу N А60-7403/2012,
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Электросвязь. Сети. Системы" о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Электросвязь. Сети. Системы" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на доказанность в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Полагает, что неосуществление вещания в пределах территории распространения, указанной в лицензии, является нарушением лицензионного условия.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал. Просил внести изменения в решение суда и прекратить производство по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а не за отсутствием события правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что вещание телепрограмм "Эхо-ТВ.Новоуральск", "Петербург-5 канал" на территории г. Кировград Свердловской области на частотном канале 35ТВК, согласно лицензии ТВ N 19232 от 14.11.2011 не велось по уважительной причине.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказами N 1552 от 30.12.2011 и N 0114 от 25.01.2012 проведена плановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг телевизионного вещания.
В ходе проверки управление пришло к выводу о нарушении обществом условий лицензии ТВ N 19232 от 14.11.2011, выразившемся в не осуществлении эфирного вещания на территории г.Кировграда Свердловской области на частотном канале 35 ТВК общим объемом 168 часов в неделю, ежедневно, круглосуточно как это предусмотрено лицензией.
По факту выявленного нарушения 31.01.2012 должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении в области массовых коммуникации, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении с материалами административного дела переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 2124-1 "О средствах массовой информации" телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п.9 ст.31 Закона о средствах массовой информации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025, утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, вступившее в силу с 23.12.2011, в соответствии с п. 4 которого лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются, в том числе, соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В п. 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г.. N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Таким образом, для установления события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что привлечение к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), соответствует критериям, указанным в ст. 2 ГК РФ.
В ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество имеет лицензию серии ТВ N 19232 от 14.11.2011 на осуществление телевизионного вещания телепрограмм "ЭХО-ТВ. Новоуральск" и "Петербург-5 канал", в частности, на частотном канале N 35 ТВК на территории г. Кировграда Свердловской области ежедневно, круглосуточно.
Из материалов дела также следует, что общество на момент проверки фактически не осуществляло деятельность, указанную в лицензии, данный факт административным органом не только не оспаривается, но и установлен им же самим.
При этом апелляционный суд отмечает, что наличие лицензии свидетельствует лишь о праве на занятие данным видом деятельности и не доказывает факта ее осуществления.
На основании изложенного с учетом фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неосуществление обществом вещания не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, что исключает возможность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неосуществление вещания в пределах территории распространения, указанной в лицензии, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
При этом ссылка суда 1 инстанции в решении на ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" и пункт 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359, не привели к принятию неверного решения, а потому не является основанием для его отмены.
Изменение редакции указанной выше нормы Федерального закона и введение в действие нового положения о лицензировании, сами по себе не свидетельствуют о возникновении у лицензиата обязанности по использованию лицензии.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и его виновность в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Отсутствие события правонарушения исключает какие-либо суждения о виновности лица.
Доводы подателя апелляционной жалобы о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежат отклонению как несостоятельные.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, влекущий отмену решения суда в силу ст.270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2012 года по делу N А60-7403/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела также следует, что общество на момент проверки фактически не осуществляло деятельность, указанную в лицензии, данный факт административным органом не только не оспаривается, но и установлен им же самим.
При этом апелляционный суд отмечает, что наличие лицензии свидетельствует лишь о праве на занятие данным видом деятельности и не доказывает факта ее осуществления.
На основании изложенного с учетом фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неосуществление обществом вещания не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, что исключает возможность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неосуществление вещания в пределах территории распространения, указанной в лицензии, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
При этом ссылка суда 1 инстанции в решении на ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" и пункт 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359, не привели к принятию неверного решения, а потому не является основанием для его отмены.
...
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и его виновность в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
...
Доводы подателя апелляционной жалобы о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежат отклонению как несостоятельные."
Номер дела в первой инстанции: А60-7403/2012
Истец: Управление Роскомнадзора по Свердловской области
Ответчик: ООО "Электросвязь. Сети. Системы"