Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2007 г. N КГ-А41/3851-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2007 г.
Открытое акционерное общество РАО "ЕЭС России" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: 143020, Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, общей площадью 367,2 кв.м, реестровый номер В7702014, и предъявлении необоснованных условий для принятия данного дома, содержащихся в письме от 03.08.2006 г. N 2.1.8./7880, и о понуждении Администрации принять в муниципальную собственность указанный жилой дом, за исключением квартир N 2, N 3 и N 4.
В обоснование своих исковых требований заявитель ссылался на то, что является балансодержателем объекта недвижимости, расположенного по адресу: 143020, Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 03.10.2005 г.
Переданный на баланс объект недвижимости представляет собой двухэтажный жилой дом из 8 квартир, общей площадью 367,2 кв.м.
Заявитель также ссылается на то, что Постановлением Верховного совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к указанному постановлению, к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Следовательно, право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 г. N 923 Госкомимуществу было поручено учредить РАО "ЕЭС России" и внести в качестве вклада в уставный фонд не менее 49% акций, принадлежащих Российской Федерации в уставном капитале каждого из акционерных обществ, учреждаемых на базе предприятий, объединений, организаций, перечисленных в Приложениях 1 и 2 к данному Указу.
В приложении N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 15.08.1992 г. N 923 в Перечне объединений, предприятий и организаций, преобразуемых в акционерные общества, акции которых вносятся в уставный фонд РАО "ЕЭС России", указан Пансионат "60 лет плана ГОЭЛРО", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п/о Жаворонки.
Распоряжением Минимущества Российской Федерации от 30.07.2001 г. N 2194-р "О подтверждении права собственности РАО "ЕЭС России" на недвижимое имущество пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО" создана комиссия для подтверждения перечня объектов недвижимости в составе имущественного комплекса пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО" по состоянию на 01.07.1992 года и определения перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих внесению в уставный капитал РАО "ЕЭС России"
Во исполнение указанного Распоряжения, Минимущество Московской области 20.02.2002 года своим распоряжением N 44 утвердило Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО", не подлежащих приватизации по состоянию на 01.07.1992 года. В данном Перечне указан жилой 8-ми квартирный дом (1963 года ввода в эксплуатацию), инвентарный номер 100154, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, д. 35.
Распоряжением Минимущества РФ от 15.04.2002 года N 926-р утвержден Перечень объектов недвижимости в составе имущественного комплекса пансионата "60 лет плана ГОЭЛРО", а объекты, утвержденные Распоряжением Минимущества Московской области от 20.02.2002 г. N 44, внесены в реестр федеральной собственности и переданы на ответственное хранение РАО "ЕЭС России".
В пункте 3 названного Распоряжения (от 15.04.2002 г. N 926) указано, что 8-ми квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35 подлежит передаче в муниципальную собственность Одинцовского района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2006 года, по делу N А41-К2-22545/05 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Распоряжения Правительства РФ от 17.10.2002 года N 1453-р (действовавшего до 14.07.2006 года) хозяйствующим субъектам, имевшим на балансе объекты: жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, было рекомендовано осуществить их передачу в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N 235.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанного постановления Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 г. для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом. Утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче указанных объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно п. 5 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов, оформит необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Кроме того, суд сослался также и на то, что согласно письму Минимущества Российской Федерации от 5 мая 2003 года N ЮМ-8/8781 "О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" не допускается установление в распорядительном акте представительного (законодательного) органа власти субъекта Российской Федерации или представительного (законодательного) органа местного самоуправления муниципального образования каких-либо условий для передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе ответчик - Администрация Одинцовского муниципального района просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что основанием к вынесению данного решения послужили нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, утратившие силу на момент подачи ОАО РАО "ЕЭС России" заявления.
Так, ПостановлениемПостановление10004076Распоряжение1490092 Правительства Российской Федерации о т 17.10.2002 г. N 1453-p.
Данное Постановлениечасть 11 статьи 15412036676.154000011 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-Ф3 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, частью 11 статьи 154 вышеуказанного Федерального Закона установлен особый порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
ОАО РАО "ЕЭС России" данный порядок, до подачи заявления в суд, соблюден не был.
Таким образом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области полагает, что при вынесении решения суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению и применил закон, не подлежащий применению и нарушил нормы процессуального права.
Кроме того, заявитель полагает, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и считает, что судом не исследован вопрос о правомерности обращения ОАО РАО "ЕЭС России" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На кассационную жалобу поступил отзыв от истца, в котором он просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Московского округа пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям:
Судом первой инстанции в решении указано, что РАО "ЕЭС России" не является собственником спорного объекта недвижимости.
Как следует из решения, квартиры NN 2, 3, 4 в спорном жилом доме находятся в собственности граждан.
Принимая решение об обязании ответчика принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: 143020, Московская область, Одинцовский район, п. Жаворонки, ул. Солнечная, 35, суде разрешил вопрос о привлечении к участию в деле Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которое ранее являлось собственником имущества, не установил, в чьей собственности имущество находилось на момент рассмотрения спора, не определил в связи с этим подлежащее применению законодательство.
В соответствии с частью 3 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участниках арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств; примирение сторон.
При новом рассмотрении дела суду следует определить характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; исследовать вопрос о возможности обращения ОАО РАО "ЕЭС России" с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; определить, был ли соблюден порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом установленных обстоятельств рассмотреть спор и вынести законное решение.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2006 г. по делу N А41-К2-22545/05 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении дела суду следует определить характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; исследовать вопрос о возможности обращения ОАО РАО "ЕЭС России" с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; определить, был ли соблюден порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом установленных обстоятельств рассмотреть спор и вынести законное решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2007 г. N КГ-А41/3851-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N А41-К2-22545/05