г. Тула |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А09-8722/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Буякова Максима Александровича на решение Арбитражного суда Брянской области от 29 февраля 2012 года по делу N А09-8722/2011 (судья Грахольская И.Э.).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Буяков Максим Александрович (далее - Предприниматель; ОГРН 304324318200102, ИНН 322500085279) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент; 241050, г. Брянск, ул. Станке Димитрова, д. 54) по отстранению от обслуживания маршрута N 513 Брянск - Рогнедино и восстановлении нарушенных прав.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, Предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В жалобе предприниматель ссылается на то, что пассажирские маршрутные коммерческие перевозки по маршруту N 513 Брянск -Рогнедино со временем отправления в 16-10 осуществлялись им на законных основаниях, данный маршрут был открыт в связи с обращениями жителей поселка Рогнедино из-за невостребованности данного времени другими перевозчиками.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Буяков М.А. на основании лицензии АСС 32 117808 с 2004 года осуществлял пассажирские перевозки по маршруту Брянск - Рогнедино со временем отправления 16-10 по согласованию с ОАО "Автовокзал" г. Брянска и администрацией Рогнединского района.
Предприниматель обратился с заявлением от 30.03.2004 (т. 1 л.д. 6) в администрацию Брянской области о разрешении организации автобусного движения по данному маршруту.
Согласно протоколу заседания рабочей группы от 16.07.2004 (т. 1 л.д. 4-5) было принято решение - временно, до проведения конкурсов в соответствии с Законом Брянской области N 31-З от 15.06.2004 "О маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом в междугородном (внутриобластном) сообщении на территории Брянской области", предпринимателю Буякову М.А. для работы на маршруте Рогнедино - Брянск согласовать расписание с автовокзалами, заключить договоры на техническое обслуживание автобуса, медицинский контроль водителя и обслуживание на автовокзалах.
Предпринимателем 06.05.2004 был заключен договор на использование автобуса ИП Буякова М.А. с ОАО "Автовокзал", согласно которому он имеет право на использование автобуса марки "Газель" в качестве маршрутного такси на маршруте Брянск - Дубровка - Рогнедино. Впоследствии данный договор пролонгировался на основании дополнений к договору от 30.12.2004 (до 31.12.2005), от 30.12.2005 (до 31.12.2006). Между ИП Буяковым М.А. и ОАО "Автовокзал" 08.12.2006 был заключен договор на право использования автобуса марки "Газель" в качестве маршрутного такси на маршруте Брянск - Дубровка - Рогнедино сроком - до 30.12.2007 (т. 1 л.д. 69-70).
Между Предпринимателем и Департаментом 10.09.2007 был заключен договор N 4 о привлечении транспортных средств индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к коммерческим маршрутным пассажирским перевозкам по межмуниципальным маршрутам на территории Брянской области сроком действия до 10.09.2010 (т. 1, л.д. 73-76), согласно которому ИП Буяков М.А. принял на себя обязательства по предоставлению транспортного средства для коммерческих маршрутных пассажирских перевозок по межмуниципальному автобусному маршруту N 513 Брянск - Рогнедино согласно утвержденному расписанию (графику) движения, отраженному в Приложении N 1 к договору (т. 1, л.д. 76).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 4 от 10.09.2007 ИП Буяков М.А. обеспечивает принятые на себя обязательства по соблюдению положений договора и выставленного на конкурсной основе времени отправления с территории автовокзала г. Брянска и автостанции п. Рогнедино согласно утвержденному графику, в котором установлено время отправления с автовокзала г. Брянска: 8-55 и 15-00, а время отправления с автостанции п. Рогнедино: 11-00 и 17-00.
Между ИП Буяковым М.А. и Департаментом 05.10.2011 был заключен договор N 184 на выполнение временных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области (т. 1 л.д. 78-81), срок действия которого, согласно п. 6.1, - до подведения итогов конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино, но не более чем на 120 дней со дня подписания.
В Приложении N 1 договору утвержден график времени отправления, аналогичный предыдущему.
В рамках исполнения агентского договора N 59 от 05.12.2010 (т. 1 л.д. 26-27), заключенного сроком до 31.12.2011, продажу билетов пассажирам, а также предоставление всего комплекса иных услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярному междугородному автобусному маршруту N 513 Брянск - Рогнедино по поручению ИП Буякова М.А. совершало ООО "МАГ".
ООО "МАГ" с 02.10.2011 была прекращена продажа билетов на обслуживаемый заявителем маршрут N 513 Брянск - Рогнедино со временем отправления 16-10 в связи с тем, что согласно письму Департамента N 1067 от 24.05.2011 запрещена продажа билетов на маршруты перевозчиков, не имеющих договоров на право осуществления перевозки пассажиров с Департаментом.
Полагая, что данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области по отстранению его от обслуживания маршрута N 513 Брянск-Рогнедино в 16-00.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пп. 12 п. 1 и п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Брянской областной Думой 03.07.2010 принят Закон Брянской области N 54-З от 03.07.2010 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" (далее - Закон Брянской области N 54-З), согласно которому уполномоченные органы Брянской области и местного самоуправления определяют потребность в коммерческих перевозках исходя из имеющегося спроса населения в маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом, не обеспеченного перевозками в рамках государственного или муниципального заказа (ст. 12).
В силу абз. 3 ст. 12, п. 2 ст. 14 Закона Брянской области N 54-З индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять коммерческие перевозки по маршрутам регулярных перевозок лишь после заключения по результатам конкурса договора на транспортное обслуживание населения с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области или органами местного самоуправления. Договор об организации коммерческих перевозок заключается по результатам конкурса.
Согласно пункту 1 ст. 13 Закона Брянской области N 54-З конкурс на право осуществления коммерческих перевозок проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Организатором конкурса является уполномоченный орган Брянской области в сфере организации транспортного обслуживания населения или уполномоченный орган местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с их компетенцией. Предметом конкурса является заключение договора на право осуществления коммерческих перевозок на маршруте регулярных перевозок с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации (п.2, п.4 ст. 13).
Закон Брянской области N 54-З допускает заключение договора на выполнение коммерческих перевозок без проведения конкурса в случаях, указанных в ст. 14, а именно: если потребность в пассажирских перевозках по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы (п. 1); неисполнения перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, включая отказ от исполнения договора на выполнение пассажирских перевозок и (или) досрочное расторжение договора на выполнение пассажирских перевозок (п. 2); признания конкурса несостоявшимся (п. 3); проведения мониторинга пассажиропотока на новом маршруте коммерческих перевозок для определения необходимого количества транспортных средств (п. 6).
Судом первой инстанции установлено, что заявителем в материалы дела не представлено каких-либо доказательств наличия вышеназванных обстоятельств в отношении маршрута N 513 Брянск - Рогнедино с расписанием в 16-00.
Согласно ст.10 Закона Брянской области N 54-З открытие, закрытие и изменение пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченными органами с учетом потребности населения в перевозках, возможности обеспечения безопасных условий перевозки.
Открытие и изменение маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута.
В соответствии с п. 1 раздела 3 Порядка открытия, изменения и закрытия межмуниципальных и пригородных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области N 471 от 24.05.2011, (далее - Порядок) основаниями для изменения маршрута является: социальная потребность в пассажирских перевозках; изменение структуры и величины пассажиропотока; закрытие (открытие) движения пассажирского транспорта на отдельных участках улично-дорожной сети на постоянной или временной основе.
Довод апелляционной жалобы о том, что Департамент транспорта необоснованно изменил межмуниципальный маршрут N 513 Брянск -Рогнедино, поскольку указанное изменение могло быть произведено только после оснований, указанных в п. 1 ст. 3 Правил, не может быть принят судом апелляционной инстанции. К числу таких оснований могут быть отнесены: оповещения населения через средства массовой информации, а также специальные объявления в транспортных средствах, на автовокзалах, автостанциях и остановочных пунктах не позднее 5 дней со дня издания приказа об изменении маршрута, запись о котором внесена в паспорт маршрута. Судом первой инстанции из пояснений представителя Департамента было установлено, что основанием для проведения нового конкурса по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино явилось то обстоятельство, что сроки действия договоров по итогам предыдущего конкурса истекли, исследование пассажиропотока по данному маршруту не проводилось, расписание маршрута не изменялось, поэтому извещения населения через средства массовой информации не требуется.
Из материалов дела также следует, что в суд первой инстанции ответчиком был представлен паспорт межмуниципального маршрута N 513 Брянск - Рогнедино, в котором спорный рейс со временем выхода из г. Брянска в Рогнедино в 16 час 00 мин отсутствует.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель Буяков М.А. в порядке, установленном действующим законодательством в сфере деятельности по осуществлению коммерческих перевозок по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области, принимал участие в конкурсах на право осуществления таких перевозок, становился победителем, на основании чего Департамент заключал с ним соответствующие договоры.
Согласно представленной в материалы дела конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора на выполнение коммерческих регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных и пригородных маршрутах на территории Брянской области N 513 Рогнедино - Брянск установлен график выходов транспортных средств по маршрутам со временем выхода из г. Брянска - 8 час 55 мин и 15 час 00 мин, из чего судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что время выхода транспорта в 16 час 00 мин конкурсной документацией по данному маршруту не предусмотрено.
Судом первой инстанции правомерно сделал вывод, что по результатам конкурса его победитель вправе рассчитывать на заключение договора на право осуществления перевозок пассажиров по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино только в соответствии с конкурсной документацией по данному маршруту и паспортом маршрута. При этом перевозчик обязан придерживаться графика выходов транспортных средств, утвержденного данными документами.
Согласно статье 4 Закона Брянской области от 15.06.2004 N 31-З "О маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области" администрация области, как государственный заказчик маршрутных перевозок пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении, должна согласовывать расписание движения транспортных средств исходя из пассажиропотоков и обеспечения наиболее полного удовлетворения потребности в регулярных пассажирских перевозках населения области.
Протокол заседания рабочей группы, созданной во исполнение постановления администрации Брянской области от 12.02.2003 года N 65 "Об обеспечении безопасности дорожного движения при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулярных маршрутных перевозок на территории Брянской области от 16 июля 2004 года", на который ссылается заявитель в обоснование пассажирских перевозок по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино в 16-00, не может являться законным тому основанием, потому что не подтверждает сам факт согласования с администрацией времени осуществления перевозок в 16-00. Из содержания самого протокола следует лишь, что предпринимателю было разрешено временно, до проведения конкурсов в соответствии с Законом Брянской области, осуществлять маршрутные перевозки по маршруту Брянск - Рогнедино, согласовав расписание с автовокзалами, заключив договоры на техническое обслуживание автобуса, медицинский контроль водителя и обслуживание на автовокзалах. Каких-либо доказательств согласования маршрута в 16-00 не представлено.
В силу изложенного ссылка в жалобе на то, что пассажирские маршрутные коммерческие перевозки по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино осуществлялись предпринимателем на законных основаниях, не обоснована, не подтверждается материалами дела и не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что Департамент транспорта направлял в адрес ИП Буякова М.А. претензию (исх. N 2180 от 09.12.2008 г..) о том, что заявитель осуществляет перевозку по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино по времени выхода с Брянской автостанции в 16-10, не согласовав расписание движения в нарушение п. 2.1.2 договора N 4 от 10.09.2007 и не имея соответствующего договора с уполномоченным органом. То есть заявителю было известно о необходимости заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино по результатам конкурсного отбора претендентов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств нарушения его прав действиями Департамента.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.02.2012 по делу N А09-8722/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Протокол заседания рабочей группы, созданной во исполнение постановления администрации Брянской области от 12.02.2003 года N 65 "Об обеспечении безопасности дорожного движения при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулярных маршрутных перевозок на территории Брянской области от 16 июля 2004 года", на который ссылается заявитель в обоснование пассажирских перевозок по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино в 16-00, не может являться законным тому основанием, потому что не подтверждает сам факт согласования с администрацией времени осуществления перевозок в 16-00. Из содержания самого протокола следует лишь, что предпринимателю было разрешено временно, до проведения конкурсов в соответствии с Законом Брянской области, осуществлять маршрутные перевозки по маршруту Брянск - Рогнедино, согласовав расписание с автовокзалами, заключив договоры на техническое обслуживание автобуса, медицинский контроль водителя и обслуживание на автовокзалах. Каких-либо доказательств согласования маршрута в 16-00 не представлено.
В силу изложенного ссылка в жалобе на то, что пассажирские маршрутные коммерческие перевозки по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино осуществлялись предпринимателем на законных основаниях, не обоснована, не подтверждается материалами дела и не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что Департамент транспорта направлял в адрес ИП Буякова М.А. претензию (исх. N 2180 от 09.12.2008 г..) о том, что заявитель осуществляет перевозку по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино по времени выхода с Брянской автостанции в 16-10, не согласовав расписание движения в нарушение п. 2.1.2 договора N 4 от 10.09.2007 и не имея соответствующего договора с уполномоченным органом. То есть заявителю было известно о необходимости заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту N 513 Брянск - Рогнедино по результатам конкурсного отбора претендентов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств нарушения его прав действиями Департамента.
...
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено."
Номер дела в первой инстанции: А09-8722/2011
Истец: ИП Буяков Максим Александрович
Ответчик: Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы России Брянской области