10 мая 2012 г. |
Дело N А63-8459/2011 |
г. Ессентуки |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У.,
судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (ИНН 2632041647; ОГРН 1022601610680; Пятигорск ул. Кузнечная 10) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2012 года по делу N А63-8459/2011 (судья Костюков Д.Ю.) по заявлению федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" об оспаривании представления Территориального Управления Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю (ИНН 2634061712; ОГРН 1042600281129; Ставрополь ул. Артема 35 а),
третьи лица: Федеральное дорожное агентство (ИНН 7717509757; ОГРН 1047796331494; Москва ул. Бочкова 4); ОАО "Волгомост" (ИНН 6450010433; ОГРН 10264021908364 Саратов ул. Мичурина 112); ОАО "УСК МОСТ" (ИНН 7702322731; ОГРН 1027739060942; Москва Научный проезд 13); ООО "Южная строительная компания" (ИНН 1515909790; ОГРН 1061515005540; Владикавказ ул. Братьев Темировых,9),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2012 отказано в удовлетворении заявления федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, заявитель) о признании недействительным пункта 3 раздела 2 Представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 31.08.2011 N 132 (далее - представление N 132), вынесенного Территориальным Управлением Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю (далее - управление, Росфиннадзор) в отношении учреждения.
Оспариваемым пунктом названного представления учреждение признано нарушившим принцип результативности и эффективности расходования бюджетных средств в сумме 760 195,67 тыс. рублей.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неполное их выяснение судом. В частности, заявитель считает ошибочным вывод суда о правомерности представления в оспариваемой части и утверждает о необоснованности квалификации как неэффективное использование бюджетных средств допустимое действующим законодательством авансирование подрядных работ на государственные нужды.
Управление в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении, указывая на законность и обоснованность судебного акта.
Из отзыва ОАО "Волгомост", участвующего в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, следует, что данный участник дела выступает на стороне заявителя.
ОАО "УСК МОСТ" и ООО "Южная строительная компания", также привлеченные судом в дело в качестве третьих лиц, отзывов и представителей в суд не направили.
Дело рассмотрено с объявлением в судебном заседании перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с 23.04.2012 до 03.05.2012.
В судебном заседании представители учреждения и управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, а присутствовавший в судебном заседании до перерыва представитель Федерального дорожного агентства поддержал заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что представление N 132 вынесено управлением по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2010 год.
Так, в акте проверки указано, что в ходе проведения проверки расчетной дисциплины, обоснованности списания бюджетных средств на расходы установлено, что по состоянию на 01.01.2011 по счету 120619000 "Расчеты по выданным авансам на приобретение основных средств" в учреждении числилась дебиторская задолженность в сумме 760 195 671, 38 рублей, в том числе за следующими юридическими лицами, с которыми у заявителя сложились отношения по строительному подряду:
- ОАО "Волгомост" в сумме 387 670 042, 38 рубля;
- ОАО "УКС МОСТ" в сумме 341 171 795 рубля;
- ООО "Южная Строительная Компания" в сумме 31 353 834 рубля;
- ОАО "УКС МОСТ" в сумме 178 815 872 рубля.
С учетом условий заключенных с названными подрядчиками государственных контрактов на выполнение строительных работ и на основе анализа выполнения сторонами договорных обязательств в 2010 году, управление сделало вывод о том, что указанная дебиторская задолженность образовалась в результате несоблюдения учреждением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Учреждение не согласилось с представлением в оспариваемой части и обратилось в суд, полагая недоказанным неэффективное использование бюджетных средств и указывая на то, что дебиторская задолженность образовалась в результате выплаты авансов подрядным организациям, обусловленной необходимостью закупки ими необходимых материалов для будущего строительства в соответствии с государственными контрактами. Кроме того, заявитель ссылался на поздние сроки заключения контрактов (ноябрь-декабрь 2010 года) и утверждал, что в случае невыплаты авансов подрядчикам, денежные средства были бы возвращены в бюджет, что могло повлечь срыв федеральной целевой программы по развитию транспортной системы.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции сослался на положения статьи 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств и указал, что учреждением не обеспечен обязательный в силу части 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 158 БК РФ ФГУ должный финансовый контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения результативного, правомерного и эффективного их использования.
Апелляционный суд считает, что данный вывод не учитывает следующих обстоятельств.
Из материалов дела усматривается, что в спорный период отношения заявителя с указанными подрядными организациями регулировались:
с ОАО "Волгомост" - государственным контрактом от 29.11.2010 N SBR 1009210041-00000667-01(156-СА/РСО-А) на выполнение дорожных работ по строительству автомагистрали М-29 "Кавказ" на участке обхода г. Беслан (I очередь) в Республике Северная Осетия - Алания, в соответствии с которым общая стоимость работ определена в сумме 4 831 148 671 рублей, в том числе на 2010 год в сумме 411 676 474 рублей;
с ООО "Южная Строительная Компания" - государственным контрактом от 29.11.2010 N SBR 1010010260-00000667-01(158-РАД/РСО-А) на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Кавказ" км 497+000 - км 502 + 000 (км 625 до 630), III очередь реконструкции, на участке км 500 + 850 - км 502 + 950 в Республике Северная Осетия - Алания", в соответствии с которым общая стоимость работ определена в сумме 326 701 434 рубля, в том числе в 2010 году в сумме 100 000 000 рублей;
с ОАО "УСК МОСТ":
государственным контрактом от 01.12.2010 N 157-СИС/РСО-А и дополнительным соглашением от 13.12.2010 N 1 на выполнение дорожных работ по строительству "Автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия", тоннель км 86 + 300, Республика Северная Осетия - Алания", в соответствии с которым общая стоимость работ определена в сумме 1 023 551 930 рублей, в том числе на 2010 год в сумме 180 337 900 рублей;
государственным контрактом от 01.12.2010 N 159-РАД/РСО-А на выполнение дорожных работ по реконструкции "Автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия" тоннель км 93+300, Республика Северная Осетия - Алания, (1 этап)", в соответствии с которым общая стоимость работ определена в сумме 1 788 158 720 рублей, в том числе в ценах 2010 года, с учетом НДС в сумме 300 000 000 рублей.
Учреждение перечислило в порядке авансирования:
ОАО "Волгомост" - 411 676 474 рублей (платежное поручение от 08.12.2010 N 751460);
ООО "Южная строительная компания" - 100 000 000 рублей (платежные поручения от 09.12.2010 N 761160 и от 27.12.2010 N 893721);
ОАО "УСК МОСТ":
по контракту N 157-СИС/РСО-А - 180 337 900 рублей (платежные поручения от 08.12.2010 N 751455, от 17.12.2010 N 803349 и от 27.12.2010 N 893699);
по контракту N 159-РАД/РСО-А - 300 000 000 рублей (платежные поручения от 08.12.2010 N 751458 и от 27.12.2010 N 893680)
Управлением сделан вывод о том, что: авансирование составляет 100% годового финансирования на выполнение объема строительных работ на 2010 год; в нарушение пунктов 3.2 и 8.1 государственных контрактов заказчиком не приняты запланированные на 2010 год объемы работ; недовыполнение составило указанную в представлении N 132 сумму.
Статья 28 БК РФ определяет принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В пунктах 4.3 и 4.4. контрактов установлено, что заказчик вправе производить авансирование подрядных работ в размере 10% стоимости контракта, используемое на цели приобретения материалов, конструкций или финансирования расходов, связанных с мобилизацией в соответствии с проектно-сметной документацией.
Данное условие согласуется с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г.. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", который устанавливает, что договором (государственным контрактом) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации на сумму, превышающую 600 млн. рублей, заключенным получателем средств федерального бюджета, могут предусматриваться в пределах доведенных до него в установленном порядке на 2010 год соответствующих лимитов бюджетных обязательств авансовый платеж в размере до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенных авансовых платежей.
Авансовые платежи были произведены учреждением именно в пределах годового лимита бюджетных обязательств.
Управлением не оспаривается и материалами дела подтверждается использование перечисленного аванса на оплату выполненных работ (231 818 702, 62 руб.) и на приобретение материалов: ГСМ на сумму 200 000 000 руб., щебень и песчано-гравийная смесь на сумму 50 000 000 руб., МГК на сумму 99 072 000 руб., геотекстиль на сумму 30 000 000 руб., изготовление и поставка железобетонных изделий на сумму 100 020 000 руб., ограждений на сумму 200 000 000 руб.
Учитывая долгосрочный характер государственных контрактов, апелляционный суд считает необоснованными выводы оспариваемого представления и судебного решения о том, что учреждение не осуществляло должный контроль за ходом и качеством выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г.. N 23 " О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что иное порядок распоряжения учреждением средствами, направленными на авансирование, позволило бы подрядчикам лучшим образом выполнить поставленные государственными контрактами задачи по строительству объектов.
Апелляционный суд отклоняет основанный на нормах пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" вывод суда первой инстанции о необходимости возврата полученных заказчиком и не освоенных финансовых средств в федеральный бюджет. В соответствии с положениями указанной нормы такой порядок распространяется на не использованные по состоянию на 01 января 2011 года остатки средств федерального бюджета, выделенных в 2010 году по подпрограмме "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.), образовавшиеся в связи с изменением сроков конкурсных процедур. Указанные средства направляются в 2011 году в Федеральный дорожный фонд для последующего использования на те же цели.
В рассматриваемом случае конкурсы состоялись в конце 2010 года и изменение их сроков не имело место.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследование имеющихся в деле доказательств приводит к заключению об отсутствии оснований для вывода о неэффективности в смысле статьи 34 БК РФ использования учреждением средств бюджета на авансовое финансирование предусмотренных контрактами работ.
В соответствии со статьей 282, частью 2 статьи 284 БК РФ предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в форме выносимого управлением представления является одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.
Вынесение оспариваемого представления в отсутствие доказательств совершения заявителем такого нарушения, противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу российской Федерации и затрагивает прав и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской деятельности.
Данное обстоятельство в силу норм статей 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания представления в оспариваемой части недействительным.
В силу пунктов 1-3 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что судебный акт надлежит отменить и удовлетворить заявленное учреждением требование.
Судебные расходы подлежат отнесению на управление по правилам статьи 110 АПК РФ. В этой связи с него в пользу заявителя следует взыскать 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а всего 3000 руб.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2012 года по делу N А63-8459/2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог" Федерального дорожного агентства.
Признать недействительным как несоответствующий Гражданскому кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации пункт 3 раздела 2 Представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 31.08.2011 N 132, вынесенного Территориальным Управлением Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю в отношении федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог" Федерального дорожного агентства.
Взыскать с Территориального Управления Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю в пользу федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог" Федерального дорожного агентства 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а всего 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Семенов М.У. |
Судьи |
Афанасьева Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд отклоняет основанный на нормах пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" вывод суда первой инстанции о необходимости возврата полученных заказчиком и не освоенных финансовых средств в федеральный бюджет. В соответствии с положениями указанной нормы такой порядок распространяется на не использованные по состоянию на 01 января 2011 года остатки средств федерального бюджета, выделенных в 2010 году по подпрограмме "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.), образовавшиеся в связи с изменением сроков конкурсных процедур. Указанные средства направляются в 2011 году в Федеральный дорожный фонд для последующего использования на те же цели.
...
Исследование имеющихся в деле доказательств приводит к заключению об отсутствии оснований для вывода о неэффективности в смысле статьи 34 БК РФ использования учреждением средств бюджета на авансовое финансирование предусмотренных контрактами работ.
В соответствии со статьей 282, частью 2 статьи 284 БК РФ предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в форме выносимого управлением представления является одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.
Вынесение оспариваемого представления в отсутствие доказательств совершения заявителем такого нарушения, противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу российской Федерации и затрагивает прав и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А63-8459/2011
Истец: ФГУ "Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства", ФКУ "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог"
Ответчик: Территориальное Управление Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по СК
Третье лицо: ОАО "Волгомост", ОАО "УСК МОСТ", ООО "Южная строительная компания", ООО "Южная строительная компания" г. Владикавказ, Открытое ационерное общество "Волгомост", Федеральное дорожное агентство, Федеральное дорожное агентство России, Территориальное Управление Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю