г. Чита |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А19-17387/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 11 на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2011 г.., принятое по делу NА19-17387/2011 по заявлению Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 11 к Муниципальному учреждению здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница",
(суд первой инстанции - Г.Н. Грибещенко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования (ОГРН 1023801012905, место нахождения: 664007 г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35, далее - ГУ ИРО ФСС, фонд) в лице филиала N 11 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница" (ОГРН 1023802805190, место нахождения: 665514 Иркутская область, Чунский район, р.п. Чунский, ул. Советская, 24, далее - МУЗ "Чунская МЦРБ", больница) о взыскании 3 928 рублей 85 копеек, составляющих ущерб, причиненный в результате необоснованного оформления и выдачи ответчиком листков нетрудоспособности.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Онуфриади Анастас Георгиевич (ИНН 384400211186, место нахождения: Иркутская область, Чунский район, п.Чунский).
Решением суда первой инстанции от 23 декабря 2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что нецелевое расходование средств социального страхования истцом не доказано (поскольку основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности у больницы имелись, факт наличия у застрахованных лиц заболеваний, послуживших основанием для выдачи листков нетрудоспособности, истцом не оспаривается), довод о наличии у ИРО ФСС РФ права предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности, не является в настоящем случае основанием для удовлетворения заявленного требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ ИРО ФСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.12.2011 по делу N А19-17387/2011 о возмещении ущерба в размере 3928 руб. 85 коп., причиненного в результате выдачи и продления листков нетрудоспособности Муниципальным учреждением здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница" в нарушение действующего законодательства отменить. Полагает, что действия должностных лиц больницы, выдавших листки нетрудоспособности в нарушение Порядка выдачи листков нетрудоспособности, напрямую связаны с выдачей страхового обеспечения, так как именно от записей в амбулаторных (стационарных) медицинских картах больного зависит размер выплачиваемого страхового обеспечения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.04.2012 г..
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200048593280 от 16.04.2012 г., N 67200048593273 от 17.04.2012 г.); N 67200048593266 от 17.04.2012 г., N 67200048593297 от 17.04.2012 г.).
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница" зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН1023802805190, что подтверждается свидетельством серия 38 N 001774981 (т.1 л.д.12).
27.05.2011 на основании письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.04.2011 N 14-03-11/15-3010 "О вопросах реализации мероприятий по развертыванию экспертизы временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем в медицинских организациях" главным специалистом филиала N11 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Устиновой Т.Г. в МУЗ "Чунская МЦРБ" была проведена проверка организации работы по экспертизе временной нетрудоспособности. По результатам проверки была составлена справка N5 от 27.05.2011 г.. (т.1 л.д.17-19).
Как следует из справки, иных материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в ходе данной проверки выявлены следующие факты выдачи листков нетрудоспособности в нарушение Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности серии ВЫ N 9237126 на имя Сергеева Алексея Валентиновича выдан за период с 23.11.2010 по 13.12.2010. В данном случае допущено нарушение пункта 12 Порядка выдачи листков нетрудоспособности: листок продлен с 03.12.2010 по 13.12.2010 единолично и единовременно медицинским работником более, чем на 10 дней. Следовательно, данный листок нетрудоспособности неправомерно выдан за период с 13.12.2010 по 13.12.2010. За указанный период (один календарный день) на основании данного листка нетрудоспособности страхователем - Чунской дистанцией пути ВСЖД - филиала ОАО "РЖД" рассчитано и выплачено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в сумме 894 рублей 14 копеек.
Листок нетрудоспособности серии ВФ N 3123513 на имя Бинчуровой Ирины Александровны выдан за период с 12.10.2009 по 21.10.2009. В данном случае допущено нарушение пункта 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности: листок был продлен с 15.10.2009 по 19.10.2009 без осмотра гражданина и отсутствует запись данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного больного, обосновывающая необходимость временного освобождения от работы. За указанный период (пять календарных дней) на основании данного листка нетрудоспособности страхователем - МДОУ детский сад N 44 п.Чунский рассчитано и выплачено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в сумме 909 рублей 80 копеек.
Листок нетрудоспособности серии ВЫ N 9238254 на имя Мручок Татьяны Николаевны выдан за период с 19.12.2010 по 24.01.2011. В настоящем случае допущено нарушение пункта 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, так как он был продлен на период с 03.01.2011 по 10.01.2011 без осмотра гражданина; в истории болезни отсутствует запись данных о состоянии здоровья больного, находящегося в условиях дневного стационара, обосновывающая необходимость временного освобождения такого больного от работы. За указанный период (восемь календарных дней) на основании данного листка нетрудоспособности страхователем - МУЗ "Чунская МЦРБ" рассчитано и выплачено пособие за счет средств Фонда социального страхования РФ в сумме 1 707 рублей 68 копеек.
Листок нетрудоспособности серии ВШ N 3687597 на имя Ахметовой Натальи Витальевны за период с 05.10.2010 по 13.10.2010 (т.1 л.д.31) выдан с нарушением пункта 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, так как запись от 12.10.2010 о состоянии здоровья в медицинской карте амбулаторного больного, не обосновывает необходимости временного освобождения от работы на период с 13.10.2010 по 13.10.2010. За указанный период (один календарный день) на основании данного листка нетрудоспособности страхователем МОУ СОШ N 90 п. Чунский рассчитано и выплачено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 417 рублей 23 копейки.
В связи с выявлением указанных нарушений Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 11 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница" о взыскании 3 928 рублей 85 копеек, составляющих ущерб, причиненный в результате необоснованного оформления и выдачи ответчиком листков нетрудоспособности
Суд первой инстанции в удовлетворение заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 11 обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Положениями подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособия по временной нетрудоспособности отнесены к страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию. Основанием для их назначения и выплаты является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 "Об основах обязательного социального страхования" ГУ ИРО ФСС России вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Из положений главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение исковых требований о возмещении вреда (в настоящем случае - имущественного) возможно при наличии совокупности условий деликтной ответственности (внедоговорной ответственности за причинение вреда):
- наступление вреда (возникновение убытков) как негативных имущественных последствий для потерпевшего с обоснованием их размера;
- противоправность поведения причинителя вреда;
- причинная связь между вредом и противоправным поведением причинителя вреда;
- вина причинителя вреда (в случаях, предусмотренных действующим гражданским законодательством, возможно возложение ответственности на причинителя вреда при отсутствии его вины).
Как правильно указывает суд первой инстанции и следует из искового заявления, фондом заявлено о взыскании с больницы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности в части сумм, которые были начислены по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением установленного порядка в соответствующие периоды. Данные суммы в общем размере 3 928 рублей 85 копеек квалифицированы фондом как материальный ущерб, причиненный фонду.
Суд первой инстанции не усмотрел в спорных правоотношениях наличия оснований для возмещения ущерба. Апелляционный суд данный вывод поддерживает по следующим мотивам.
Как правильно указывает суд первой инстанции, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514.
В период возникновения спорных правоотношений и до 1 июля 2011 года применялась форма бланка листка нетрудоспособности, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности).
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пункт 60 названных Методических указаний обязывает перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом пунктом 61 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предъявленная истцом к взысканию с МУЗ "Чунская МЦРБ" сумма 3 928 рублей 85 копеек является страховым возмещением по временной нетрудоспособности, уплаченным страхователями (МДОУ "Детский сад N 44 п. Чунский", МУЗ "Чунская МЦРБ", МОУ СОШ N 90 п. Чунский, Чунской дистанцией пути ВСЖД - филиала ОАО "РЖД") своим работникам и принятым к зачету. МУЗ "Чунская МЦРБ" не является субъектом обязательного социального страхования, в связи с чем его действия по выдаче листков нетрудоспособности с выявленными истцом нарушениями требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с заявленными ГУ ИРО ФСС России убытками. Расходы истца в исковой сумме не находятся в причинно-следственной связи с действиями работников ответчика, которые несут за свои действия ответственность не гражданско-правового характера. С учетом того, что нецелевое расходование средств социального страхования истцом не доказано (поскольку основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности у больницы имелись, факт наличия у застрахованных лиц заболеваний, послуживших основанием для выдачи листков нетрудоспособности, истцом не оспаривается), довод о наличии у ИРО ФСС РФ права предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности, не является в настоящем случае основанием для удовлетворения заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются. Апелляционный суд полагает, что предоставленное фонду законом право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности предполагает, что удовлетворение требований возможно в том случае, если фондом будет доказано отсутствие оснований для выплаты соответствующего пособия. Предоставление указанного права на обращение в суд направлено, по мнению апелляционного суда, на исключение фактов выплат пособий в отсутствие к тому оснований, чего в настоящем деле доказано не было.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования фонда удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2011 г.. по делу N А19-17387/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514.
В период возникновения спорных правоотношений и до 1 июля 2011 года применялась форма бланка листка нетрудоспособности, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
...
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности).
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности."
Номер дела в первой инстанции: А19-17387/2011
Истец: Государственное учреждение-Иркутское региональное отделние Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Мунциипальное учреждение здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница"
Третье лицо: Онуфриади Анастас Гиоргиевич
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14375/12
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14375/12
13.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3454/12
11.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-664/12