г. Чита |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А58-2257/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника Арбатского А.А. на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Саха (Якутия) о включении в реестр требований кредиторов требования задолженности по обязательным платежам в сумме 5 508 704, 34 руб. по делу N А58-2257/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ОГРН 29173575654, ИНН 1431005862, адрес: 678020, Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, п. Мохсоголлох, ул. Заводская, 12) о признании его несостоятельным (банкротом),
(суд первой инстанции: Шамаева Т.С.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Решением от 10.11.2011 Общество с ограниченной ответственностью "Восток" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Арбатский Александр Анатольевич.
Объявление о признании должника несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 232 от 10.12.2011.
26.01.2012 в суд поступило требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Саха (Якутия) от 24.01.2012 N 02-59/0420@ (с учетом дополнения от 22.02.2012 N 02-59/1052@ и уточнения) о включении в реестр требований кредиторов должника 5 850 464,13 руб. задолженности по обязательным платежам, в том числе: 5343234,97 руб. налогов, 165 469,37 руб. пени по налогам, 341 544,73 руб. пени, из них: 269010,43 руб. пени по страховой части, 68 261,06 руб. пени по накопительной части пени, 1 462,78 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, 2 810,46 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Саха (Якутия) в размере 5 850 464,13 руб., из них: 341 544,73 руб.: пени по страховой части трудовой пенсии - 269 010,43 руб., пени по накопительной части трудовой пенсии - 68 261,06 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 462,78 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 810,46 руб.; 5 343 575,97 руб. налогов и сборов, 165 343,43 руб. пени включено в реестр требований кредиторов третьей очереди общества с ограниченной ответственностью "Восток".
Не согласившись с определением суда первой инстанции, конкурсный управляющий должника Арбатский А.А. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции и ссылаясь на следующие обстоятельства. Представленные налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогов, сборам, взносам содержат разные показатели задолженности ООО "Восток". По мнению конкурсного управляющего, судом не дана оценка заявленным требованиям с применением предельного срока принудительного взыскания. Конкурсный управляющий не согласен с доводами суда об отсутствии оснований для прекращения производства по заявлению в части включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности по налогами и пени в размере 5 508 704, 34 руб., поскольку определением Арбитражного суда РС(Я) от 13.10.2011 года эти же требования уже признаны судом необоснованными и во включении их в реестр требований кредиторов было отказано.
Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, определением от 14.10.2011 в процедуре наблюдения во включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "Восток" в сумме 5 509 045,58 руб., из них: 5.343.576,21 руб. налогов и 165.469,37 руб. пени отказано, поскольку уполномоченным органом не представлены доказательства принятия мер взыскания недоимки в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Саха (Якутия) 26.01.2012 обратилось в арбитражный суд с требованием от 24.01.2012 N 02-59/0420@ (с учетом дополнения от 22.02.2012 N 02-59/1052@) о включении о включении в реестр требований кредиторов должника 5 850 464,13 руб. задолженности по обязательным платежам, в том числе: 5 343 234,97 руб. налогов, 165 469,37 руб. пени по налогам, 341 544,73 руб. пени, из них: 269 010,43 руб. пени по страховой части, 68 261,06 руб. пени по накопительной части пени, 1 462,78 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, 2 810,46 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в процедуре конкурсного производства.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику.
Как видно из материалов дела, отказом в удовлетворении требования уполномоченного орган о включении в реестр требований кредиторов должника в определении от 14.10.2011, послужило непредставление суду доказательств принятия мер взыскания недоимки в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, положенных в обоснование наличия неисполненного должником обязательства по уплате обязательных платежей.
Между тем, при подаче настоящего заявления, уполномоченным органом вышеуказанные документы представлены. Следовательно, указанное обстоятельство является ранее не рассмотренным (новым) основанием заявленных требований, которые подлежат рассмотрению по существу.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в части включения в реестр требований кредиторов суммы задолженности по налогам и пени в размере 5 508 704,34 руб.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" предусмотрено, что при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника Пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.
Пунктами 1, 3, 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 названного Кодекса (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 названного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Уполномоченным органом в обоснование заявленного требования представлены:
- справка от N 16290 о состоянии расчетов на 10.05.11, согласно которой должник имеет задолженность по обязательным платежам в бюджет всего 5 509 045,58 руб., реестр документов, подтверждающих суммы задолженности, расчеты сумм пени,
- постановления Хангаласского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) о возбуждении исполнительного производства от 26.11.2010, от 14.02.2011;
- постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя от 19.11.2010 N 318, от 10.02.2011 N 70;
- решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя от 19.11.2010 N 318, от 10.02.2011 N 70, от 06.12.2010 N 954, N 953, N 922, N 952, от 08.11.2010 N 921, от 19.10.2010 N 871, от 14.09.2010 N 766, от 14.09.2010 N 765, от 26.10.2009 N 1541, от 22.06.2011 N 305, от 10.06.2011 N 251, от 11.05.2011 N 155, от 05.04.2011 N 92, от 05.04.2011 N 91, от 14.03.2011 N 54, от 24.01.2011 N 1019, от 24.01.2011 N 1018;
- постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от 14.01.2010 N 1;
- требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 12.10.2010 N 9598, от 24.02.2011 N 647; от 25.04.2011 N 4596, от 24.08.2010 N 9229, от 04.10.2010 N 9429, от 12.11.2010 N 9596, от 24.08.2010 N 9228, от 16.12.2010 N 13814, от 10.05.2011, N 10 от 06.09.2010 N 9368, от 07.02.2011 N 357, от 29.03.2011 N 1875, от 25.02.2011 N 653, от 12.11.2010 N 9597, от 30.06.2011 N 7777, от 16.12.2010 N 13815, от 17.01.2011 N 13850, от 04.10.2010 N 9428, от 06.10.2009 N 1229 налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2010 год, за 3 квартал 2010 года, налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 9 месяцев 2010 года, налоговая декларация по транспортному налогу за 2010 год, расч?т по авансовым платежам по транспортному налогу за полугодие 2010 года, декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год, расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие и 9 месяцев 2010 года, налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за 9 месяцев 2009 года, налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, за 4 квартал 2010 года;
- уведомление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) от 01.06.11 о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2.057.201,40 руб. (1.715.656,67 руб. страховых взносов, 341.544,73 руб. пени), требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.07.2009 N 141, от 13.11.09 N 121, от 13.06.10 N 95, от 15.03.11 N 79, 24.12.2010 N 01603040036706, от 27.10.2010 N 01603040018203,от 20.09.2010 N 01603040013413.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов как лицо, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлен следующий порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (пункт 1);
в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3);
в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (пункт 4);
ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов
В соответствии с частями 5, 6 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суд пришел к обоснованному выводу, что наличие задолженности по пени по страховым взносам в размере 341 544,73 руб. подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем подлежит удовлетворению и включению в третью очередь реестр требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах, судом в соответствии с очередностью, установленной статьей 134 Закона о банкротстве, требование уполномоченного органа ФЫНС России на сумму 5 850 464,13 руб. обоснованно включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Таким образом, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года по делу N А58-2257/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов
В соответствии с частями 5, 6 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суд пришел к обоснованному выводу, что наличие задолженности по пени по страховым взносам в размере 341 544,73 руб. подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем подлежит удовлетворению и включению в третью очередь реестр требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах, судом в соответствии с очередностью, установленной статьей 134 Закона о банкротстве, требование уполномоченного органа ФЫНС России на сумму 5 850 464,13 руб. обоснованно включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника."
Номер дела в первой инстанции: А58-2257/2011
Должник: ООО "Восток"
Кредитор: Администрация поселка муниципального образования "Поселок Мохсоголлох" Хангаласского улуса РЕспублики Саха (Якутия), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Республике Саха (Якутия), ОАО "Нижне-Ленское", ОАО Акционерная компания "Якутскэнерго" (Энергосбыт), Общество с ограниченной ответственностью "СиТэКо", ООО "Коммерческий Центр", ООО "Металломаркет", ООО "Сокол"
Третье лицо: Арбатский Александр Анатольевич, Ку Арбатский Александр Анатольевич, Некоммерческое партнерство Объединение арбитражных управляющих "Авангард"