г. Вологда |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А13-18183/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Сокольский деревообрабатывающий комбинат" Коряковой С.Н. по доверенности от 01.04.2011, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Илюшина С.А. по доверенности от 29.12.2011, Пилипенко Д.А. по доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2012 года по делу N А13-18183/2011 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Сокольский деревообрабатывающий комбинат" (далее - ОАО "С-ДОК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 19.12.2011 N 23/132 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2012 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составляет один год.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с апелляционной жалобой, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, департаментом и ОАО "С-ДОК заключен договор аренды лесного участка от 24.02.2011 N 02-02-16/8-2011, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесные участки общей площадью 159 681,8 га, находящиеся в государственной собственности, в том числе лесной участок N 3 площадью 26913,0 га, расположенный: Вологодская область, Харовский муниципальный район, Харовский районный отдел - государственное лесничество: Шапшинское участковое лесничество, кварталы N 6, 8, 9, 14, 21, 22, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 54, 61, 62, 63, 64, 72, 73, 74, 83, 84, 120, 127, 130; Шапшинское сельское участковое лесничество, СХК "Родина", кварталы N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 15, 22, 31, 34, 35, 36, 38, 52, 55, 56, 65, 66, 67, 68, 75, 76, 81, 82, 83; Харовское сельское участковое лесничество, СХК "Север", кварталы N 3, 4, 5, 8, 9, 14, 21, 22, 25, 30, 31, 34, 37, 38, 39, 43, 50, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59; Харовское сельское участковое лесничество, СХК "Харовский", кварталы N 7, 36, 37, 38, 39; Харовское сельское участковое лесничество, Земзапас СХК Харовский", кварталы N 48, 51, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90; Ильинское сельское участковое лесничество, СХК "Катрома", кварталы N 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 36, 37, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 68, 69, 70, 85, 99; номер учетной записи в государственном лесном реестре 1418-2010-11.
Срок аренды определен в пункте 27 договора с 24.01.2011 года по 23.02.2060.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.05.2011.
В силу пункта 12 договора арендатор обязан, в частности, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов и приложении N 6 (подпункт "ж"); сдать по окончанию сроков выполнения работ по охране, защите и воспроизводству на арендуемом лесном участке, согласно приложению N 6 к указанному договору перечисленные работы, на основании акта выполненных работ с подписанием данного акта уполномоченными представителями сторон договора. Приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, ежегодно устанавливаемого соглашением сторон (подпункт "з").
В приложении N 6 к договору установлены объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке, в их числе по обеспечению пожарной безопасности в лесах - предупредительные аншлаги, места курения и отдыха, срок исполнения - пожароопасный период; ограничительные - устройство минерализованных полос в пожароопасный период, по уходу за лесами - осветление, прочистки - в соответствии со сроками, установленными пунктами 26 и 27 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 185 (далее - Правила N 185).
Объемы лесохозяйственных работ определены Проектом освоения лесов (далее - ПОЛ, Проект), получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом департамента от 01.06.2011 N 459.
По лесному участку N 3 в Проекте регламентирован ежегодный объем мероприятий, в числе которых установка предупредительных аншлагов - 1 шт., устройство мест курения и отдыха - 1 шт., устройство минерализованных полос - 2 км, указаны места устройства минерализованных полос, организации мест отдыха и курения, вывешивания предупредительных аншлагов, а также площади лесов, нуждающихся в уходе за лесов путем осветления и прочистки.
Приказом департамента от 27.04.2011 N 289 установлено фактическое начало пожароопасного сезона для центральных, южных и юго-западных районов области - 27.04.2011, для остальных районов области - 01.05.2011.
Приказом департамента от 27.09.2011 N 929 установлена дата фактического окончания пожароопасного сезона на территории области - 30.09.2011.
Департамент направил ОАО "С-ДОК" уведомление от 27.09.2011 N 1201 о необходимости выполнения в срок до 01.10.2011 работ по обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов, в том числе устройству минерализованных полос, мест отдыха и установке противопожарных аншлагов. Приемка работ назначена на 07.10.2011.
В установленный срок приемки 07.10.2011 представители ОАО "С-ДОК" не явились, в связи с чем департаментом составлен акт приемки выполненных ОАО "С-ДОК" работ от 07.10.2011, согласно которому работы по созданию минерализованных полос, устройству мест отдыха, установке противопожарного аншлага не выполнены, рабочие материалы не представлены.
Установив, что общество не выполнило работы, предусмотренные приложением N 6 к договору от 24.02.2011 N 02-02-16/8-2011, департамент 25.11.2011 составил протокол N 132 об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу ОАО "С-ДОК" не выполнило работы по охране, защите и воспроизводству лесов в следующих объемах: устройство минерализованных полос - 2 км, уход за минерализованными полосами - 2 км (срок исполнения данных мероприятий - пожароопасный период 2011 года); рубки ухода - осветление на площади 15,5 га и рубки ухода - прочистки на площади 24,1 га (срок проведения данных мероприятий установлен пунктами 26 и 27 Правил ухода за лесами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 185). Кроме того, общество с нарушением сроков выполнило работы по установке предупредительных аншлагов - 1 шт. и устройству мест курения и отдыха - 1 шт., а именно: срок исполнения работ пожароопасный период.
Департамента пришел к выводу о нарушении обществом подпунктов "ж", "з" пункта 12 договора аренды лесного участка, выразившегося в выполнении работ по созданию минерализованных полос, устройству места отдыха и установке предупредительного аншлага с нарушением сроков, установленных договором, и принял постановление от 19.12.2011 N 23/132, которым ОАО "С-ДОК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общества обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения. Вместе с тем, суд пришел к выводу о пропуске административным органом срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление признал незаконным и отменил.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективную сторону правонарушения образуют действия по использованию лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Условиями договора аренды лесного участка от 24.02.2011 определены сроки исполнения работ по устройству минерализованных полос, мест отдыха, установке противопожарных аншлагов - пожароопасный период.
Согласно пункту 18 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 19.12.1983 N 6263, пожароопасный сезон в лесу - часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара.
В порядке части 4 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункта 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
В приложении N 2 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 05.07.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды" классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия. В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 - 14 часов. В субъектах Российской Федерации действуют региональные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
С учетом изложенного апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что пожароопасный период определяется в зависимости от условий погоды, складывающихся на конкретной территории в конкретный период времени, и не может быть заблаговременно обозначен четкими датами его начала и окончания.
В порядке пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в числе которых: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Постановлением правительства Вологодской области от 29.01.2007 N 136 утверждено Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (далее - Положение).
На основании пункта 1.1 Положения департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.
Согласно пункту 2.2 названного Положения для достижения указанной цели департамент предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организует и проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в пределах полномочий, определенных лесным законодательством, а также заключает договоры аренды лесных участков (пункт 2.2.4); организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пункт 2.2.10); ограничивает пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2.2.43); принимает (издает) правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции департамента (пункт 2.2.17).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, департамент вправе издавать правовые акты по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Департамент приказами от 27.04.2011 N 289 и от 27.09.2011 N 929 установил дату фактического начала пожароопасного сезона для районов области (не включая центральных, южных и юго-западных) - 01.05.2011 и дату фактического окончания пожароопасного сезона на территории области - 30.09.2011.
После установления даты фактического окончания пожароопасного сезона в 2011 году приказом от 27.09.2011 N 929 Харовский районный отдел - государственное лесничество уведомлением от 27.09.2011 сообщил обществу о необходимости проведения работ, предусмотренных договором аренды лесного участка, до 01.10.2011.
При таких обстоятельствах о дате окончания пожароопасного периода в 2011 году обществу было известно.
Как правильно указал суд первой инстанции, заключив договор аренды от 24.02.2011, общество согласилось с его условиями, в том числе и по срокам выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов. При неясности условий договора относительно даты окончания срока выполнения работ арендатор имел возможность получить соответствующие разъяснения от Департамента либо заключить дополнительное соглашение, внести изменения или дополнения в договор в этой части.
В данном случае департаментом установлено и материалами дела подтверждается, что работы по установке предупредительных аншлагов, а также устройству мест курения и отдыха общество выполнило в октябре и ноябре 2011 года (заявки и акты приемки от 20.10.2011 и от 29.11.2011), что им не оспаривается, то есть после окончания пожароопасного периода (30.09.2011).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Также апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции в части отсутствия вины общества по несвоевременному устройству минерализованных полос.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Разделом 2.16.1 лесохозяйственного регламента Харовского района (лист 132) определено, что минерализованные полосы шириной не менее 3 м должны прокладываться вдоль железных дорог общего пользования (пункт 27 Правил пожарной безопасности), вокруг молодняков хвойных пород 1,4 м ранней весной сразу после таяния снега или поздней осенью (после листопада). Предусмотрено производить ежегодный уход за минерализованными полосами, чтобы не допустить их зарастания или захламленности.
В разделе 5.2 Проекта освоения лесов указано, что противопожарные мероприятия в лесах Харовского лесничества проводятся в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Согласно справке филиала ФГБУ Северное УГМС "Вологодский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 07.02.2012 N 05-27/257 по данным метеостанций Вожега и Биряково окончание листопада в Сокольском районе было отмечено 12.10.2011, в Вожегодском районе - 08.10.2011, в Харовском районе наблюдательных пунктов нет.
Следовательно, установление департаментом срока окончания работ по устройству минерализованных полос до 01.10.2011 не может быть признано правомерным.
Доказательств того, что в Харовском районе листопад окончился 01.10.2011 департаментом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на административный орган, принявший решение.
Однако вина общества в несвоевременном устройстве минерализованных полос департаментом не доказана.
С учетом изложенного административным органом доказано совершение обществом вменяемого ему правонарушения только в части не соблюдения сроков проведения работ по установке предупредительных аншлагов, а также устройству мест курения и отдыха.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске департаментом двухмесячного срока привлечения к административной ответственности и отменил оспариваемое постановление. Апелляционный суд согласен с указанным выводом Арбитражного суда Вологодской области.
Довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае применяется годичный срок привлечения к административной ответственности, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Апелляционная инстанция считает ошибочным утверждение ответчика о том, что рассматриваемые правонарушения являются нарушениями законодательства об охране окружающей среды.
В главе 8 КоАП РФ расположены составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, в названной главе объединены правонарушения как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования, а союз "и" в данном случае подтверждает, что законодатель разграничивает эти виды правонарушений.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Законодательство об охране окружающей среды состоит из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и принятых в развитие данного Закона иных нормативных правовых актов.
В рассматриваемом случае общество привлечено к административной ответственности за нарушение правил лесопользования, а именно, за нарушение подпунктов "ж", "з" пункта 12 договора аренды лесного участка, что прямо указано в тексте оспариваемого постановления.
Согласно части 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Следовательно, нарушения установленных ЛК РФ и иными нормативными правовыми актами правил и норм в области пользования участками лесного фонда является нарушением лесного законодательства.
Таким образом, правоотношения, возникающие у лесопользователей в связи с использованием ими в своей хозяйственной деятельности лесов (в части соблюдения правил лесопользования), регулируются законодательством о природопользовании.
В связи с этим срок давности привлечения к ответственности за эти нарушения следует исчислять как два месяца со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Последним днем периода, предоставленного для выполнения работ по договору аренды, является 30.09.2011. Следовательно, вмененное обществу правонарушение считается оконченным с 01.10.2011. Оспариваемое постановление о назначении административного наказания принято департаментом 19.12.2011, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы департамента не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2012 года по делу N А13-18183/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
В главе 8 КоАП РФ расположены составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, в названной главе объединены правонарушения как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования, а союз "и" в данном случае подтверждает, что законодатель разграничивает эти виды правонарушений.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Законодательство об охране окружающей среды состоит из Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и принятых в развитие данного Закона иных нормативных правовых актов.
...
Согласно части 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Следовательно, нарушения установленных ЛК РФ и иными нормативными правовыми актами правил и норм в области пользования участками лесного фонда является нарушением лесного законодательства."
Номер дела в первой инстанции: А13-18183/2011
Истец: ОАО "Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11093/12
31.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11093/12
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11093/12
03.05.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2775/12
19.03.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-18183/11