г. Вологда |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А52-4967/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 февраля 2012 года по делу N А52-4967/2011 (судья Орлов В.А.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к предпринимателю Тарасову Андрею Владимировичу о взыскании штрафа в размере 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о застрахованном лице за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 27 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований управлению отказано.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права. Ходатайством от 24.04.2012 просит о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами в ней содержащимися, решение суда считает законным и обоснованным.
Предприниматель и управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, управлением в отношении предпринимателя составлен акт от 25.05.2011 N 1433.
По результатам рассмотрения акта управлением вынесено решение от 04.07.2011 N 08-24/1433 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), - за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах вместе с копией платежных документов) за 2010 год, - в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп.
В адрес предпринимателя Тарасова А.В. направлено требование от 03.08.2011 N 08-24/1433 об уплате финансовой санкции в срок до 22.08.2011.
Поскольку сумма штрафа предпринимателем в добровольном порядке не уплачена, управление обратилось в Арбитражный суд Псковской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая управлению в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и отнесены к числу застрахованных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (к которым отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Стоимость страхового года определяется в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируют положения Закона N 27-ФЗ.
До 01.01.2011 редакция названного Закона предусматривала обязанность для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в пенсионный орган исчерпывающий перечень сведений и случаи (пункты 1, 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11 Закона). Индивидуальный предприниматель мог быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствовала обязанность ежегодно до 1 марта следующего года представлять на себя сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Однако, с 01.01.2011 в Закон N 27-ФЗ были внесены изменения в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).
Так, подпунктом "б" пункта 4 статьи 12 Закона N 213-ФЗ абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ был изложен в следующей редакции: "Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии".
Абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в приведенной редакции подлежал применению с 01.01.2011, в связи с чем предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был представить соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в срок не позднее 01.03.2011.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской
В акте от 24.05.2011 N 1433 и в решении от 04.07.2011 N 08-24/1433 управлением отражен факт непредставления предпринимателем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Вместе с тем в данном случае, факт непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, опровергается материалами дела, поскольку предпринимателем в свободной в форме письмом от 28.02.2011 были направлены заявителю сведения, установленные пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Факт получения письма от 28.02.2011 управление не оспаривает.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, несоответствие указанного письма форме, установленной Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, не может являться основанием для привлечения предпринимателя к ответственности.
В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что сведения, указанные в письме от 28.02.2011, содержали фамилию, имя, отчество предпринимателя, его ИНН, ОГРНИП, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер страхового свидетельства, адрес местонахождения и банковские реквизиты страхователя, однако не содержали данные об уплаченных страховых взносах за отчетный период, копии платежных документов и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Однако управлением ни в акте от 24.05.2011 N 1433 ни в решении от 04.07.2011 N 08-24/143 не вменяется предпринимателю представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Как правильно указано судом первой инстанции, управление не доказало наличие в действиях предпринимателя вменяемого ему правонарушения и вины предпринимателя в его совершении. Позиция заявителя, изложенная в апелляционной жалобе, о доказанности названных обстоятельств является ошибочной.
Управлением не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка, нормы процессуального права не нарушены. Правовых оснований для отмены принятого по делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27 февраля 2012 года по делу N А52-4967/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской
В акте от 24.05.2011 N 1433 и в решении от 04.07.2011 N 08-24/1433 управлением отражен факт непредставления предпринимателем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Вместе с тем в данном случае, факт непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, опровергается материалами дела, поскольку предпринимателем в свободной в форме письмом от 28.02.2011 были направлены заявителю сведения, установленные пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Факт получения письма от 28.02.2011 управление не оспаривает.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, несоответствие указанного письма форме, установленной Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, не может являться основанием для привлечения предпринимателя к ответственности.
...
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность."
Номер дела в первой инстанции: А52-4967/2011
Истец: УПФ РФ в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное)
Ответчик: ИП Тарасов Андрей Владимирович