• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2012 г. N 12АП-2580/12

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"По смыслу положений п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.

В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что публикация фактически является одним из этапов, установленных ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации при решении указанного вопроса, и не является самостоятельным предложением Администрации для неопределенного круга лиц о намерении проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае за предоставлением земельного участка обратились ИП Саенко Я.М. и ИП Орешкина Л.В., спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, в связи с чем действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, п. Колхозная Ахтуба, ул. Центральная, 35б, для размещения магазина являются незаконными, так как не соответствуют нормам Земельного кодекса РФ, нарушают процедуру предоставления земельного участка, а также нарушают права и законные интересы ИП Орешкиной Л.В. в сфере предпринимательской деятельности, которая претендует на данный земельный участок. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что требования ИП Орешкиной Л.В. о признании оспариваемых действий Администрации являются законными, обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. При этом суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя."



Номер дела в первой инстанции: А12-22308/2011


Истец: ИП Орешкина Л. В.

Ответчик: Администрация Среднеахтубинского муниципального района

Третье лицо: Саенко Я. М.