г. Владивосток |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А51-21410/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина
судей Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е. Ю. Федосенко
при участии:
от истца - Колосов В.В. по доверенности от 30.12.2011 N 135/12, паспорт;
от ответчика - Мухутдинова И.Л. по доверенности от 03.04.2012 N 11-25/1462, удостоверение N 1984;
от третьего лица: не явилось, извещено;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Приморского края
апелляционное производство N 05АП-3095/2012
на решение от 06.03.2012 по делу N А51-21410/2011 арбитражного суда Приморского края судьи Е.В. Карандашовой
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ОГРН 1022501284970, ИНН 2536112729) в лице филиала "Спасский"
к администрации Приморского края (ОГРН 1022502275168, ИНН 2540037030)
третье лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края
о взыскании 212 162 рублей 96 копеек (190 652 рублей 72 копейки)
УСТАНОВИЛ:
КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика за счет казны Приморского края убытков в размере 212 162 рублей 96 копеек. В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 190 652 рублей 72 копейки.
Решением от 06.03.2012 с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" взыскано 190 652 рубля 72 копейки убытков, в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в размере 21 510 рублей 24 копейки отказано в связи с уменьшением истцом размера исковых требований.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, администрация Приморского края обратилась с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ и пунктам 2, 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила N 761), субсидии рассчитываются с учётом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Таким образом, возмещению истцу подлежат убытки, размер которых не превышает указанные показатели. Возложение на ответчика расходов по оплате государственной пошлины противоречит положениям подпункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ.
Надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции третье лицо, участвующее в деле, явку представителя не обеспечило, в соответствии со статьёй 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил, оспариваемое решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, между администрацией Приморского края (администрация) и КГУП "Примтеплоэнерго" (исполнитель) заключен договор N 3-ПТЭ от 20.02.2006 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета. В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 договора, администрация приняла на себя обязательство возмещать исполнителю за счет средств краевого бюджета расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки ветеранам труда, в пределах сумм, выделенных на эти цели из краевого бюджета на текущий месяц. Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2006 по 31.12.2006 с условием пролонгации (пункт 6.1 договора).
В период с марта 2007 по январь 2008 года КГУП "Примтеплоэнерго" оказывало услуги по энергоснабжению (отоплению) гражданам, проживающим на территории г.Спасска-Дальнего, и предоставляло льготу по оплате указанных услуг ветеранам труда в размере 50% стоимости услуг в пределах социальной нормы жилья.
Вступившими в законную силу решениями мировых судей судебных участков г.Спасска-Дальнего по искам прокуратуры г.Спасска-Дальнего в марте-мае 2010 года с КГУП "Примтеплоэнерго" в пользу ветеранов труда, проживающих в г.Спасск-Дальний, взысканы излишне оплаченные суммы за услуги теплоснабжения за период с марта 2007 года по январь 2008 года путем производства перерасчета в счет будущих платежей. Указанными судебными актами, имеющими в силу части 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлено, что скидка в размере 50% на тепловую энергию должна была предоставляться ветеранам труда теплоснабжающими организациями за всю общую площадь в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, без учета социальной нормы площади жилья.
Имеющимися в материалах дела решениями мирового судьи судебного участка N 57 г.Спасска-Дальнего Приморского края Бовсун В.А., постановлениями Межрайонного отдела по особым исполнительным производствами УФССП России по Приморскому краю об окончании исполнительного производства, счетами КГУП "Примтеплоэнерго" на оплату за июнь 2010 года, июль 2010 года, август 2010 года, сентябрь 2010 года, октябрь 2010 года, ноябрь 2010 года подтверждается, что истец произвел перерасчет по предоставленным ветеранам труда льготам в период с марта 2007 года по январь 2008 года.
В связи с тем, что понесенные в спорный период расходы не были возмещены КГУП "Примтеплоэнерго" в сумме 212 162 рублей 96 копеек, истец обратился в суд с настоящим иском, уменьшив в ходе рассмотрения спора сумму иска до 190 652 рублей 72 копейки.
В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, поддержки ветеранов труда.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 указанного закона, меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 14 Закона Приморского края от 02.08.2005 N 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае", расходные обязательства Приморского края, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, а также заключения Приморским краем или от имени Приморского края договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Приморского края полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливаются органами государственной власти Приморского края самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита краевого бюджета.
В силу положений статьи 4 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" от 29.12.2004 N 206-КЗ, лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ без доставки, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда устанавливаются губернатором Приморского края.
В соответствии с пунктами 2, 4 постановления губернатора Приморского края от 15.02.2006 N 17-пг "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" меры социальной поддержки по оплате жилья и теплоснабжения предоставляются организациями жилищно-коммунального хозяйства льготным категориям граждан, проживающим в жилом фонде независимо от форм собственности, согласно сведениям, представленным территориальными отделами департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края; возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств краевого бюджета на основании договоров, заключаемых администрацией Приморского края с организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая изложенные положения нормативных актов, расходы истца, связанные с предоставлением мер социальной поддержки ветеранам труда, подлежат возмещению за счет средств краевого бюджета в соответствии с заключенным между истцом и ответчиком договором N 3-ПТЭ от 20.02.2006 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета.
Как следует из текстов приложений к Закону Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год", приложения N 4 к Закону Приморского края от 14.07.2008 N 285-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2007 год", приложений к Законам Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год", от 29.06.2009 N 442-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2008 год", средства на компенсацию расходов, понесенных истцом и другими поставщиками услуг при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, были предусмотрены в 2007-2008 годах в недостаточном объеме.
Поскольку осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда относится к ведению органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в рассматриваемом случае - администрации Приморского края), недостаточное выделение денежных средств в краевой бюджет на соответствующий год не освобождает ответчика от обязанности возместить истцу понесенные им убытки в связи с предоставлением скидки на отопление ветеранам труда. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго" в уточненном размере, возложив обязанность по возмещению убытков в порядке статей 125, 126 ГК РФ на Приморский край в лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края.
Доводы заявителя жалобы о том, что субсидии подлежат расчёту с учётом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, отклоняются, так как из имеющихся в материалах дела решений мирового судьи судебного участка N 57 г.Спасска-Дальнего следует, что истцом начисления по льготе за услуги по отоплению производились в пределах размера регионального стандарта. Решениями мировых судей судебных участков г.Спасска-Дальнего по искам прокуратуры г.Спасска-Дальнего, имеющими в силу части 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлено, что скидка в размере 50% на тепловую энергию должна была предоставляться ветеранам труда теплоснабжающими организациями за всю общую площадь в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, без учета социальной нормы площади жилья.
С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 06.03.2012 по делу N А51-21410/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда относится к ведению органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в рассматриваемом случае - администрации Приморского края), недостаточное выделение денежных средств в краевой бюджет на соответствующий год не освобождает ответчика от обязанности возместить истцу понесенные им убытки в связи с предоставлением скидки на отопление ветеранам труда. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго" в уточненном размере, возложив обязанность по возмещению убытков в порядке статей 125, 126 ГК РФ на Приморский край в лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края.
Доводы заявителя жалобы о том, что субсидии подлежат расчёту с учётом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, отклоняются, так как из имеющихся в материалах дела решений мирового судьи судебного участка N 57 г.Спасска-Дальнего следует, что истцом начисления по льготе за услуги по отоплению производились в пределах размера регионального стандарта. Решениями мировых судей судебных участков г.Спасска-Дальнего по искам прокуратуры г.Спасска-Дальнего, имеющими в силу части 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлено, что скидка в размере 50% на тепловую энергию должна была предоставляться ветеранам труда теплоснабжающими организациями за всю общую площадь в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, без учета социальной нормы площади жилья."
Номер дела в первой инстанции: А51-21410/2011
Истец: КГУП "Примтеплоэнерго", КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский", КГУП Примтеплоэнерго филиал Спасский
Ответчик: Администрация Приморского края
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края