Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 сентября 2007 г. N КА-А40/9487-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Игровая Компания "Мегатрон" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела N 19 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области, административный орган) от 11.04.07 N 19/288/28 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 28 Закона Московской области от 30.11.04 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон МО N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 мая 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29 июня 2007 года оставил решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, ООО "Игровая Компания "Мегатрон" подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение. При этом сослалось на неправильное применение судами норм КоАП РФ в части утверждения о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности. Указало на несоответствие материалам дела выводов судебных инстанций о наличии у работников общества - О. и К. надлежащим образом оформленных полномочий для участия в производстве по делу об административном правонарушении.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ООО "Игровая Компания "Мегатрон" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Госадмтехнадзора Московской области просил жалобу отклонить, считая принятые по делу решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Оспариваемым по делу постановлением Госадмтехнадзора Московской области ООО "Игровая Компания "Мегатрон" привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 28 Закона МО N 161/2004-ОЗ, за самовольную установку информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В качестве правонарушения административный орган признал размещение обществом без соответствующего разрешения декоративных информационных средств из уголка и пластика в виде графического изображения на здании по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Рязанская, д. 69.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования Московской области на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Такой порядок определен, в частности, решением Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 21.01.2004 N 531/52, которым утверждены Правила размещения и содержания средств наружной рекламы и информации в Егорьевском районе.
Факт отсутствия у ООО "Игровая Компания "Мегатрон" соответствующего разрешения на размещение декоративных информационных средств установлен судами первой и апелляционной инстанции. В связи с чем правильным является вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой Закона МО N 161/2004-ОЗ.
Делая вывод о законности и обоснованности постановления Госадмтехнадзора Московской области от 11.04.07 N 19/288/28, судебные инстанции также посчитали ненарушенным установленный КоАП РФ порядок применения административного взыскания. В подтверждение чего сослались на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение административного дела при участии представителя заявителя (защитника) К., действующей на основании доверенности от 07.03.07. Судебные инстанции дали правовую оценку данной доверенности, указав, что в ней предусмотрено право К. подавать и получать документы, расписываться от имени общества, а также совершать иные юридические действия, связанные с открытием нового обособленного подразделения. Также в качестве надлежащего извещения ООО "Игровая Компания "Мегатрон" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении суды признали факт вручения соответствующего уведомления на руки под расписку сотруднику общества - администратору зала игровых автоматов О.
Приведенные выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Приведенная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума от 26.07.2007 N 46).
Исследованная судами доверенность от 07.03.07 предоставляет К. полномочия по представлению общества в государственных органах Российской Федерации в связи с постановкой на учет в налоговых органах и фондах обособленного подразделения, осуществлению руководства обособленным подразделением, представлению интересов подразделения во всех государственных учреждениях, перед коммерческими и иными организациями, в том числе связанные с открытием нового обособленного подразделения.
С учетом изложенных выше положений КоАП РФ и постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вывод арбитражных судов о наличии у К. надлежащим образом оформленных полномочий для участия в производстве по делу об административном правонарушении основан на неправильном применении норм материального права и является ошибочным.
По тем же мотивам суд кассационной инстанции не может признать законным и обоснованным вывод судов о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством вручения уведомления под расписку сотруднику ООО "Игровая Компания "Мегатрон" О.
В соответствии с пунктом 10 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 Подобные существенные нарушения установленных КоАП РФ процессуальных требований, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного, обжалованные судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 мая 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2007 года N 09АП-8263/2007-АК по делу N А40-19145/07-17-144 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Госадмтехнадзора Московской области по делу об административном правонарушении N 19/288/28 от 11 апреля 2007 года о привлечении ООО "Игровая Компания "Мегатрон" к административной ответственности по п. 1 ст. 28 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2007 г. N КА-А40/9487-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании