г. Вологда |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А13-18420/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от заявителя Грязновой И.М. по доверенности от 01.12.2011, от администрации Семеновой И.А. по доверенности от 25.01.2012 N 13-0/3-1-2-1/130, от третьего лица Райляна А.А. по доверенности от 11.05.2012 N 15,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управляющая компания "Эко-Система" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 марта 2012 года по делу N А13-18420/2011 (судья Борисова Ю.А.),
установил:
открытое акционерное общество Управляющая компания "Эко-Система" (ОГРН 1067760698280, далее - ОАО "Эко-Система", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683; далее - администрация) от 30.08.2011 "Об отказе в заключении Концессионного соглашения в отношении полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района с ОАО Управляющая компания "Эко-Система"".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Вторресурсы" (ОГРН 1113528003258; далее - ЗАО "Вторресурсы").
Решением суда от 16 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Эко-Система" обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование своих доводов указывает на возможность применения по аналогии к спорным правоотношениям приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - приказ ФАС N 67).
Администрация и ЗАО "Вторресуры" в своих отзывах, а также их представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, администрацией в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) проведен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.
Конкурсная документация была размещена 01.06.2011 на сайте администрации в сети Интернет www.vologda-portal.ru и опубликована в газете "Вологодские новости" от 01.06.2011 N 21.
К участию в указанном конкурсе по результатам предварительного отбора были допущены ОАО "Эко-Система" и ЗАО "Вторресурсы" (том 2, листы 9-11).
По итогам проведения конкурса победителем признано общество, о чем свидетельствуют протокол рассмотрения и оценки конкурсных предложений от 16.08.2011, протокол о результатах проведения конкурса от 19.08.2011 (том 2, листы 15-19, 20-23).
Уведомлением от 23.08.2011 N 13-1-1/28-1914 данная информация доведена до сведения общества (указанное уведомление вручено представителю заявителя 29.08.2011) (том 2, лист 26).
Вместе с тем 30.08.2011 администрацией принято решение "Об отказе в заключении концессионного соглашения в отношении полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района с ОАО Управляющая компания "Эко-Система"" (том 1, лист 11).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов гражданина или юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений регулируются Законом о концессионных соглашениях, который устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Согласно части 1 статьи 3 данного Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 данной статьи).
Статьей 13 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Конкурсная документация должна содержать, в том числе требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом способами обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, а также требования к таким документам (статья 23 Закона).
Согласно нормам статьи 33 Закона о концессионных соглашениях победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 32 настоящего Федерального закона. Решение об определении победителя конкурса оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса. В случае, если до установленного конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 38 настоящего Федерального закона случае проектом концессионного соглашения дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом.
В случае принятия в отношении победителя конкурса решения об отказе в заключении с ним концессионного соглашения концедент вправе предложить заключить концессионное соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса (часть 3.2 данной статьи).
Как усматривается в материалах дела, конкурсная документация к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района (далее - конкурсная документация) и проект концессионного соглашения в отношении полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района утверждены постановлением администрации от 27.05.2011 N 2790 (том 1, лист 106).
В силу пункта 3.1 конкурсной документации срок действия концессионного соглашения составляет 25 лет от даты его заключения (том 1, листы 110-143).
При этом пунктами 3.2.8 и 6.3 конкурсной документации предусматривают обеспечение исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению путем заключения договора страхования риска ответственности концессионера за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по данному соглашению. Договор страхования рисков ответственности должен содержать указание на концессионное соглашение, на стороны концессионного соглашения и на соответствующий протокол, как основание для заключения такого соглашения. Концендент в договоре страхования должен быть указан в качестве выгодоприобретателя.
Размер обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению определяется исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь. Срок действия договора страхования рисков ответственности должен соответствовать сроку действия концессионного соглашения.
Согласно пункту 9.2 конкурсной документации концессионное соглашение заключается только после предоставления победителем конкурса, с которым заключается концессионное соглашение, документов подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по данному соглашению (договора страхования риска ответственности концессионера по исполнению концессионного соглашения).
Пунктами 3.7 и 9.3 конкурсной документации установлено, что концессионное соглашение по результатам конкурса заключается в порядке, предусмотренном статьей 36 Закона о концессионных соглашениях. При этом после определения победителя конкурса концессионное соглашение должно быть подписано сторонами не позднее чем через 10 (десять) рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса.
Из материалов дела видно, что сумма инвестиций в строительство полигона согласно приложению N 4 к проекту концессионного соглашения составляет 389 847 руб. 95 коп. без учета НДС (том 1, лист 165).
Конкурсной комиссией 23.06.2011 подписан и размещен на сайте в сети Интернет протокол разъяснений по проведению указанного конкурса, в том числе в отношении размера обеспечения обязательств концессионера, из которого следует, что страховку необходимо оформить на сумму 389 847 руб. 95 коп. (без НДС).
ОАО "Эко-Система" в качестве документа, подтверждающего обеспечение исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению, представило договор страхования гражданской ответственности за нарушение договорных обязательств от 24.08.2011 N 1186ED90R0417 (далее - договор от 24.08.2011), заключенный со страховым открытым акционерным обществом "ВСК" (том 1 листы 56-60). В данном договоре страховая сумма определена сторонами в размере 2 000 000 руб., срок действия договора - с 25.08.2011 по 24.08.2012 (пункты 4.1 и 5.1 договора).
Также общество представило соглашение о намерениях от 24.08.2011 N 086.03, заключенное между страховым открытым акционерным обществом "ВСК" и ОАО "Эко-Система", согласно которому стороны данного соглашения обязались обеспечивать страхование гражданской ответственности (рисков ответственности страхователя) на период действия концессионного соглашения (том 1, лист 61).
Вместе с тем, поскольку указанный договор заключен обществом на 1 год, администрация пришла к обоснованному выводу о несоблюдении ОАО "Эко-Система" требований конкурсной документации по обеспечению исполнения обязательств по концессионному соглашению в отношении срока действия договора страхования рисков ответственности, в связи с чем правомерно приняла решение об отказе в заключении концессионного соглашения. При этом представленное обществом соглашение о намерениях правильно не принято во внимание, поскольку оно не содержит ни конкретных обязательств сторон, ни сроков его выполнения.
Апелляционная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о возможности применения по аналогии к спорным правоотношениям приказа ФАС N 67, поскольку в рассматриваемом случае отношения сторон прямо урегулированы Законом о концессионных соглашениях.
При этом статьей 36 четко определено, что в случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом.
Кроме того, приказ ФАС N 67 издан во исполнение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как указано в части второй этой статьи, данный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Более того, пункт 94 приказа N 67 распространяется только в случаях, предусмотренных пунктом 93 данного Приказа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для признания недействительным решения от 30.08.2011.
С учетом изложенного выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказано, расходы по уплате им по платежному поручению от 06.04.2012 N 229 госпошлины в сумме 1000 руб. относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 марта 2012 года по делу N А13-18420/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управляющая компания "Эко-Система" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ОАО "Эко-Система" обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование своих доводов указывает на возможность применения по аналогии к спорным правоотношениям приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - приказ ФАС N 67).
...
Как видно из материалов дела, администрацией в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) проведен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.
...
Апелляционная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о возможности применения по аналогии к спорным правоотношениям приказа ФАС N 67, поскольку в рассматриваемом случае отношения сторон прямо урегулированы Законом о концессионных соглашениях.
При этом статьей 36 четко определено, что в случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом.
Кроме того, приказ ФАС N 67 издан во исполнение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как указано в части второй этой статьи, данный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Более того, пункт 94 приказа N 67 распространяется только в случаях, предусмотренных пунктом 93 данного Приказа."
Номер дела в первой инстанции: А13-18420/2011
Истец: ОАО УК "Эко-Система"
Ответчик: Администрация города Вологда
Третье лицо: Администрация г. Вологды, ЗАО "Вторресурсы"