г. Вологда |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А44-3393/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 января 2012 года по делу N А44-3393/2011 (судья Самарин А.Д.),
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области (далее - истец, Мурманский фонд) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее - ответчик, Новгородский фонд) о взыскании затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам Петроченко Игорю Евгеньевичу и Безгубу Андрею Васильевичу, в размере 30 394 руб. 90 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Новгородской области (далее - Администрация), открытое акционерное общество Страховая медицинская организация "Сибирь" в лице Новгородского филиала (далее - ОАО СМО "Сибирь"), Комитет по охране здоровья населения области (далее - Комитет по охране здоровья), Комитет финансов Новгородской области (далее - Комитет финансов), Петроченко Игорь Евгеньевич и Безгуб Андрей Васильевич.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку отсутствуют основания для возложения на Новгородский фонд обязанности возмещать истцу затраты, связанные с оплатой оказанных медицинских услуг неработающим гражданам.
Мурманский фонд с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции при принятии решения нарушены нормы материального и процессуального права. Суд указал, что Безгуб А.В. и Петроченко И.Е. не являются застрахованными на территории Новгородской области. По мнению подателя жалобы, суд не учет то обстоятельство, что данные граждане имеют место регистрации в Новгородской области. Кроме того, неблагоприятные финансовые последствия отсутствия медицинских полисов не могут быть отнесены на Мурманский фонд. Податель жалобы считает, что при рассмотрении данного спора подлежит применению приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) от 08.05.2009 N 97.
Комитет по охране здоровья, Комитет финансов, Новгородский Фонд в отзывах на апелляционную жалобы считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Комитет финансов, Новгородский Фонд просят рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Истец, ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрены в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 12.05.2010 по 05.07.2010 городской клинической больницей скорой медицинской помощи города Мурманска оказана медицинская помощь гражданам Петроченко И.Е. и Безгубу А.В., которые зарегистрированы на территории Новгородской области. Указанное обстоятельство подтверждается медицинскими картами N 6954 и 7651, где физические лица указаны как неработающие.
Общая стоимость оказанных физическим лицам медицинских услуг составляет в сумме 30 394 руб. 65 коп.
В соответствии с действовавшим ранее Порядком урегулирования взаиморасчетов между фондами обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом ФФОМС от 08.05.2009 N 97, истец направил ответчику счета от 01.07.2010 N 53025, от 07.09.2010 N 53027 с приложением реестров N R4700049000025, R4700049000025.
Новгородский Фонд рассмотрел направленные документы и отказал Мурманскому фонду в возмещении затрат на физических лиц, поскольку указанные лица не застрахованы на территории Новгородской области, что подтверждается материалами переписки (исх. от 27.07.2010 N 278/2438, от 07.10.2010 N 502/3869, от 28.12.2010 N 848/6560).
Из-за невозможности урегулирования возникшей спорной ситуации в досудебном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
Рассмотрев представленные по делу материалы, суд пришел к следующим выводам.
Из положений статьи 2, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.
В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6).
Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 19.04.1991 N 1-31-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Именно указанные лица в установленном законом порядке подлежат страхованию органами местного самоуправления с целью предоставления бесплатной медицинской помощи.
На основании государственного контракта от 01.04.2010, заключенного Администрацией и ОАО СМО "Сибирь", последнее застраховало граждан, включенных в списки лиц, которые в установленном порядке признаны безработными.
Закон о занятости не содержит такого юридического понятия, как неработающие граждане.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета, предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, определяется правилами обязательного медицинского страхования.
Судом первой инстанции не установлено, что граждане Петроченко И.Е. и Безгуб А.В. застрахованы на территории Новгородской области.
Нормативных документов, определяющих, что в случае отсутствия полиса обязательного медицинского страхований у гражданина он является автоматически застрахованным по месту его регистрации, также нет.
Кроме того, инструкция "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования", утвержденная приказом ФФОМС от 23.08.2000 N 70, содержащая исчерпывающий перечень оснований для отказа в оплате счета по каждому отдельному случаю (пункт 10), утратила силу в связи с вступлением в силу приказа ФФОМС от 08.05.2009 N 97, который также утратил силу в полном объеме в связи с вступлением в силу приказа ФФОМС от 19.01.2011 N 14.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным в ней основаниям у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 января 2012 года по делу N А44-3393/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета, предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, определяется правилами обязательного медицинского страхования.
Судом первой инстанции не установлено, что граждане Петроченко И.Е. и Безгуб А.В. застрахованы на территории Новгородской области.
Нормативных документов, определяющих, что в случае отсутствия полиса обязательного медицинского страхований у гражданина он является автоматически застрахованным по месту его регистрации, также нет.
Кроме того, инструкция "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования", утвержденная приказом ФФОМС от 23.08.2000 N 70, содержащая исчерпывающий перечень оснований для отказа в оплате счета по каждому отдельному случаю (пункт 10), утратила силу в связи с вступлением в силу приказа ФФОМС от 08.05.2009 N 97, который также утратил силу в полном объеме в связи с вступлением в силу приказа ФФОМС от 19.01.2011 N 14."
Номер дела в первой инстанции: А44-3393/2011
Истец: Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Новгородский областной фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области
Третье лицо: Администрация Новгородской области, Безгуб Андрей Васильевич, Комитет по охране здоровья населения области, Комитет финансов Новгородской области, ОАО Страховая медицинская организация "Сибирь", Петроченко Игорь Евгеньевич
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2294/12