г. Москва |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А41-27088/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Полухиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от истца ООО "КТТ-Домодедово" (ИНН: 5009030305, ОГРН: 1025001281777): Плешаков В.С. - представитель по доверенности от 08.04.12г., Бабин О.В. - представитель по доверенности от 08.04.12г.,
от ответчиков Минжилкомхоза МО (ИНН: 5041016631, ОГРН: 1035009255842): Плотников В.В. - прежставитель по доверенности от 21.12.11г. N 55/11, Минфина МО (ИНН: 5000001451, ОГРН: 1025002870837): Пилипенко Д.В. - представитель по доверенности от 27.12.11г. N 06-00-05/164,
от третьего лица Правительства МО: Долгова О.Г. - представитель по доверенности от 09.09.09г. N 1-16602/1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КТТ-Домодедово" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 февраля 2012 года по делу N А41-27088/11, принятое судьей Мильковыс М.А.,
по иску ООО "КТТ-Домодедово" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерству финансов Московской области, при участии в качестве третьего лица Правительства Московской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КТТ-Домодедово" (далее - ООО "КТТ-Домодедово") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Минжилкомхоз МО), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Московской области (далее - Минфин МО) и Правительства Московской области, о взыскании 471 780 руб. 82 коп. задолженности по уплате компенсации по финансированию расходов по уплате процентов по договору поручительства от 24.04.06г. N 158/2006/П., 507 908 руб. 64 коп. задолженности по уплате компенсации по финансированию расходов по уплате процентов по договору об открытии кредитной линии от 17.07.07г. N 473/2007/кл, 955 273 руб. 50 коп. задолженности по уплате компенсации по финансированию расходов по уплате процентов по договору об открытии кредитной линии от 04.12.07г. N 846/2007/кл (том 1 л.д. 3-12).
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.11.11г. Минфин МО по ходатайству истца привлечен к участию в деле в качестве соответчика (том 2 л.д. 154).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований ООО "КТТ-Домодедово" отказано (том 3 л.д. 19-24).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "КТТ-Домодедово" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2 л.д. 32-36).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков и третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между ООО "КТТ-Домодедово" и ЗАО АКБ "Московский залоговый банк" (кредитор) были заключены кредитные договоры, в соответствии с условиями которых Банк предоставил истцу денежные средства для проведения работ по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2006-2007 и 2007-2008.
Надлежащее исполнение истцом обязательств из указанных кредитных договоров было обеспечено гарантиями муниципальных образований и поручительством открытого акционерного общества "Московская областная инвестиционная трастовая компания" (ОАО "Мособлтрастинвест").
ООО "КТТ-Домодедово", ссылается на то, что при исполнении программы по финансированию работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Московской области к осенне-зимнему периоду 2006-2007 и 2007-2008 годов общество понесло соответствующие расходы, тогда как Правительством Московской области были приняты постановления, которыми была предусмотрена компенсация заемщикам затрат по уплате процентов за пользование указанными кредитами, а также компенсация расходов, связанных с предоставлением поручительства. Компенсация таких расходов должна была быть осуществлена в порядке казначейского исполнения расходов бюджета Московской области через лицевой счет Минжилкомхоза МО, открытый в Управлении областного казначейства Минфина МО путем перечисления денежных средств на расчетные счета подрядчиков. Однако, до настоящего времени обязательства по компенсации названных расходов истцу не исполнены. Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение Порядков финансирования расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями под гарантии муниципальных образований Московской области, установленных Правительством Московской области в 2006 и 2007 годах, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области не были представлены заверенные в установленном порядке копии документов в соответствующие сроки.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "КТТ-Домодедово" полагая, что судом не были исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что суд первой инстанции не рассмотрел исковое требование ко второму ответчику - Минфину МО, не исследовал реестры допустимых платежей, подтверждающие как факт выдачи кредитов, так и право истца на получение сумм компенсаций по уплате процентов по данным кредитам и по уплате процентов по соответствующим договорам поручительства.
ООО "КТТ-Домодедово" полагает, что отсутствие доказательств своевременного предоставления Минжилкомхозу МО пакета документов не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении требования о солидарном взыскании с ответчиков спорных сумм компенсаций, поскольку соответствующее право требования возникло у ООО "КТТ-Домодедово" на основании Постановлений Правительства Московской области и в силу фактического несения истцом указанных расходов по уплате процентов по договору поручительства и кредитным договорам.
Арбитражный апелляционный суд дне может согласиться с указанными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.04.06г. между ООО "КТТ-Домодедово" (заемщик) и ЗАО АКБ "Московский залоговый банк" (кредитор) был заключен кредитный договор N 158/2006/кл, в соответствии с условиями которого Банк предоставил истцу кредитную линию с ограничением в 210 000 000 руб. для проведения работ по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2006-2007 годов со сроком погашения полученного кредита 23.03.07г. (том 1 л.д. 18-24).
В соответствии с пунктом 1.4. договора истец обязался уплатить Банку 17,5% годовых.
В соответствии с пунктом 1.5. кредитного договора, надлежащее выполнение обязательств истца из договора было обеспечено гарантиями муниципальных образований и поручительством открытого акционерного общества "Московская областная инвестиционная трастовая компания" (ОАО "Мособлтрастинвест").
Согласно пункту 3.4. кредитного договора, истец обязался уплачивать банку начисленные основные проценты ежемесячно в период с 20-го числа по последний рабочий день текущего календарного месяца. Последний платеж ответчик обязался произвести одновременно с последним платежом в погашение основного долга.
24.04.06г. ООО "КТТ-Домодедово", АКБ "Московский залоговый банк" и ОАО "Мособлтрастинвест" заключили договор поручительства, в соответствии с которым ОАО "Мособлтрастинвест" обязался отвечать в полном объеме солидарно с истцом за исполнение последним кредитного договора N 158/2006/кл от 24.04.06г., за что истец обязался ежемесячно в срок до 25 числа текущего месяца уплачивать поручителю 1% годовых от суммы фактически предоставленного и непогашенного кредита (том 1 л.д. 39-41).
Принятые обязательства по кредитному договору и договору поручительства истец исполнил надлежащим образом, кредит и проценты за пользование кредитом возвратил к установленному сроку и в полном объеме, а также своевременно и в полном объеме уплатил поручителю причитающееся вознаграждение за предоставленное поручительство.
Статьей 137 Закона Московской области от 02.11.05г. N 229/2005-ОЗ "О бюджете Московской области на 2006 год" в редакции, действовавшей на момент заключения кредитного договора было установлено, что в расходах бюджета Московской области на 2006 год предусматривается 300 000 000 руб. на компенсацию следующих видов затрат организаций, связанных с капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 ЖК РФ) и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой жидкого и твердого топлива, а также погашением задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы:
- по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями под гарантии муниципальных образований Московской области;
- по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями с обеспечением исполнения своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов) в форме поручительства, а также оплатой расходов, связанных с предоставлением данного поручительства, в размере, установленном соответствующим договором поручительства, но не более одного процента от общей суммы, на которую поручительством предоставлено обеспечение, и оплатой расходов, установленных соответствующим соглашением по организации финансирования договора о предоставлении кредита (займа);
- по уплате процентов по бюджетным кредитам, предоставленным из кредитных фондов Московской области.
Порядок финансирования в 2006 году расходов на компенсацию затрат вышеуказанных организаций утверждался Правительством Московской области.
Постановлением Правительства МО от 13.03.06г. N 173/8 "О Порядке финансирования в 2006 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями под гарантии муниципальных образований Московской области_" в редакции, действовавшей на момент заключения кредитного договора, был утвержден Порядок финансирования в 2006 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями под гарантии муниципальных образований Московской области, по уплате процентов по бюджетным кредитам, предоставленным из кредитных фондов Московской области, и по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями с обеспечением исполнения своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов) в форме поручительства, а также оплатой расходов, связанных с предоставлением данного поручительства, и расходов, связанных с организацией финансирования, для обеспечения капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей, котельных, теплотехнического оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, ремонта кровель, внутриинженерных коммуникаций, межпанельных швов и фасадов жилых домов, ремонта, модернизации и замены лифтов в жилых домах в муниципальных образованиях Московской области, закупки жидкого и твердого топлива и осуществления расчетов за потребленные в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Московской области энергоресурсы.
Указанный выше Порядок определял механизм и условия финансирования расходов на компенсацию затрат за счет средств бюджета Московской области организаций (далее также заемщики) по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым ими под гарантии муниципальных образований Московской области, по уплате процентов по бюджетным кредитам, предоставленным из кредитных фондов Московской области, и по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым ими с обеспечением исполнения своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов) в форме поручительства, а также оплатой расходов, связанных с предоставлением данного поручительства, в размере, установленном соответствующим договором поручительства и договором, заключенным между поручителем и заемщиком, но не более одного процента от общей суммы, на которую поручительством предоставлено обеспечение, и расходов по соглашениям об организации финансирования в размере, установленном соответствующими соглашениями об организации финансирования, но не более одного процента от общей суммы принятых заемщиком обязательств для обеспечения капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей, котельных, теплотехнического оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, ремонта кровель, внутриинженерных коммуникаций, межпанельных швов и фасадов жилых домов, ремонта, модернизации и замены лифтов в жилых домах в муниципальных образованиях Московской области, закупки жидкого и твердого топлива и осуществления расчетов за потребленные в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Московской области энергоресурсы (далее - мероприятия).
В соответствии с указанным Порядком компенсация заемщикам затрат производится ежемесячно в пределах предусмотренных в бюджете Московской области на 2006 год финансовых средств и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной в установленном законодательством порядке, в размере произведенных заемщиком затрат.
Компенсация предоставляется заемщикам, использующим полученные коммерческие кредиты (займы) на финансирование мероприятий в соответствии с прошедшей государственную экспертизу проектной документацией.
Компенсация производится в объемах, соответствующих условиям договоров о предоставлении коммерческих кредитов (займов) на проведение мероприятий, заключенных заемщиками, договоров поручительств, заключенных с кредитными организациями, и договоров, заключенных между поручителем и заемщиком, а также соглашений об организации финансирования.
Указанным порядком установлены сроки и пакет документов, предоставляемый в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, необходимый для получения компенсации заемщиком.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области осуществляет проверку документов, указанных в пункте 5 Порядка, представленных заемщиками.
В случае соответствия проведенных мероприятий и представленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области документов требованиям настоящего Порядка Министерство финансов Московской области осуществляет предоставление компенсации заемщикам.
Предоставление компенсации, предусмотренной указанным Порядком, осуществлялось в порядке казначейского исполнения расходов бюджета Московской области через лицевой счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, открытый в Управлении областного казначейства Министерства финансов Московской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет заемщика.
21.08.07г. Правительством Московской области было принято постановление N 626/29 "О порядке финансирования в 2007 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года и 2006/2007 года капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст.165 ЖК РФ) и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой жидкого и твердого топлива, а также погашением задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа)".
Вышеназванным постановлением Правительства МО утвержден Порядок финансирования в 2007 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года и 2006/2007 года капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 ЖК РФ) и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой жидкого и твердого топлива, а также погашением задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) (далее - мероприятия), определяющий предоставление компенсации и перечень документов, представляемых организацией для получения субсидий.
Пунктами 2-4 указанного Порядка было установлено, что компенсация предоставляется организациям, использующим полученные кредиты (займы) на обеспечение финансирования мероприятий, при условии уплаты ими начисленных процентов и других затрат, связанных с привлечением и обслуживанием кредитов (займов).
Компенсация производится в объемах, соответствующих условиям договоров о предоставлении кредитов (займов) на проведение мероприятий, заключенных с кредитными организациями (заимодавцами) Российской Федерации, и/или иных договоров, связанных с организацией финансирования проводимых мероприятий, а также договоров, заключенных между поручителем и организацией.
Указанным порядком установлены сроки и пакет документов, предоставляемый в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, необходимый для получения компенсации заемщиком.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Также между ООО "КТТ-Домодедово" и АКБ "Московский залоговый банк" были заключены кредитные договоры N 473/2007/кл от 17.07.07г. (том 1 л.д. 42-53) и N 846/2007/кл от 04.12.07г. (том 1 л.д. 55-65) в соответствии с условиями которых Банк предоставил истцу кредитные линии с ограничением в 94 192 000 руб. и 10 703 300 руб. соответственно для проведения работ по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2007-2008 годов со сроком погашения полученного кредита 17.07.08г.
В соответствии с пунктом 1.6. договора N 473/2007/кл и пунктом 1.3 договора N 846/2007/кл (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.08г., том 1 л.д. 66) обязался уплатить Банку 13,5% и 17% годовых соответственно.
Согласно пункту 3.4. кредитных договоров, истец обязался уплачивать банку начисленные проценты за пользование кредитами ежемесячно, не позднее 27 числа текущего месяца пользования кредитом и в момент полного погашения кредитом в целом.
ООО "КТТ-Домодедово" своевременно и в полном объеме исполнил обязательства из указанных кредитных договоров.
Статьей 152.2 Закона Московской области от 25.10.06г. N 190/2006-ОЗ "О бюджете Московской области на 2007 год" в редакции, действовавшей на момент заключения кредитных договоров было установлено, что в расходах бюджета Московской области на 2007 год предусматривается 500 000 000 руб. на компенсацию следующих видов затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005-2006 годов и 2006-2007 годов капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст.165 ЖК РФ) и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой жидкого и твердого топлива, а также погашением задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) на указанные в статье цели:
по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями под гарантии муниципальных образований Московской области;
по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями с обеспечением исполнения своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов) в форме поручительства, а также оплатой расходов, связанных с предоставлением данного поручительства, в размере, установленном соответствующим договором поручительства, но не более одного процента от общей суммы, на которую поручительством предоставлено обеспечение, и оплатой расходов, установленных соответствующим соглашением по организации финансирования (договора о предоставлении кредита (займа);
по уплате процентов по бюджетным кредитам, предоставленным из кредитных фондов Московской области;
по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями на указанные в статье цели.
Порядок финансирования в 2007 году расходов на компенсацию затрат вышеуказанных организаций утверждался Правительством Московской области.
Постановлением Правительства МО от 21.12.07г. N 996/45 был утвержден Порядок финансирования в 2007 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2004/2005 года, 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года проектированием, капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 ЖК РФ), объектов внешнего благоустройства и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на закупку жидкого и твердого топлива, а также погашение задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа).
В соответствии с указанным Порядком компенсация заемщикам затрат производится в пределах финансовых средств, предусмотренных статьей 152.2 Закона Московской области N 190/2006-ОЗ "О бюджете Московской области на 2007 год" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 36/2007-ОЗ, N 38/2007-ОЗ, N 56/2007-ОЗ, N 103/2007-ОЗ, N 191/2007-ОЗ, N 208/2007-ОЗ и N 210/2007-ОЗ) (далее - Закон), и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной в установленном законодательством порядке, в размере произведенных Заемщиками затрат.
Компенсация предоставляется заемщикам, использующим полученные кредиты (займы) на обеспечение финансирования мероприятий, при условии уплаты ими начисленных процентов и других затрат, связанных с привлечением и обслуживанием кредитов (займов).
Компенсация заемщикам производится в объемах, соответствующих условиям договоров о предоставлении кредитов (займов) на проведение мероприятий, заключенных с кредитными организациями (заимодавцами) Российской Федерации, и/или иных договоров, связанных с организацией финансирования проводимых мероприятий, а также договоров, заключенных между поручителем и заемщиком.
Указанным порядком установлены срок и пакет документов, предоставляемый в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, необходимый для получения компенсации заемщиком.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение трех дней с момента представления заемщиками документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, запрашивает заключение Министерства финансов Московской области об оценке экономической эффективности выбранного Заемщиками способа и объема привлечения денежных средств по сравнению с иными вариантами привлечения средств.
Министерство финансов Московской области рассматривает запрос Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и в течение трех дней представляет заключение.
При получении положительного заключения Министерства финансов Московской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение 10 дней осуществляет проверку документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, на соответствие требованиям Порядка.
В случае несоответствия представленных заемщиками документов требованиям настоящего Порядка компенсация не предоставляется.
В случае соответствия представленных заемщиками документов требованиям настоящего Порядка Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение пяти дней после проверки, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, направляет в Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области следующие документы:
а) копию кредитного договора (договора займа), копию договора поручительства, копию соглашения об организации финансирования, заключенных между заемщиками и третьими лицами;
б) графики получения и погашения коммерческого кредита (займа);
в) заверенные уполномоченным должностным лицом банка, иной организации выписки с расчетного и/или лицевого счета на конец отчетного периода (ежемесячно);
г) заверенные уполномоченным должностным лицом банка, иной организации выписки из расчетного и/или лицевого счета на день зачисления кредита (займа) и/или транша;
д) заверенные уполномоченным должностным лицом банка, иной организации документы, подтверждающие своевременную уплату начисленных по кредиту (займу) процентов;
е) расчет компенсации по соответствующим формам согласно приложению N 1, и/или приложению N 2, и/или приложению N 3 к настоящему Порядку.
Предоставление компенсации осуществляется в порядке казначейского исполнения расходов бюджета Московской области через лицевой счет Министерства строительного комплекса Московской области, открытый в Управлении областного казначейства Министерства финансов Московской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет заемщика.
Компенсация предоставляется ежемесячно из расчета 1/12 суммы денежных средств, предусмотренных статьей 152.2 Закона на соответствующие цели. Если сумма средств, предъявленных к компенсации, меньше ежемесячного лимита, то неиспользованный остаток ежемесячного лимита суммируется с лимитом следующего месяца.
В случае если сумма расходов, предъявленных заемщиками к компенсации в текущем месяце, превышает сумму 1/12 денежных средств, предусмотренных статьей 152.2 Закона на соответствующие цели, и остатка от ежемесячного лимита, то средства распределяются между заемщиками пропорционально объему расходов, предъявленных заемщиками к компенсации и подтвержденных представленными документами в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Также Постановлением Правительства московской области от 02.04.08г. N 241/9 был утвержден Порядок предоставления в 2008 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года проектированием, капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст.165 ЖК РФ), объектов внешнего благоустройства, в том числе уличного освещения и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на закупку жидкого и твердого топлива, а также погашение задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) на указанные цели.
В соответствии с указанным Порядком компенсация заемщикам затрат производится в пределах финансовых средств, предусмотренных статьей 141 Закона Московской области N 186/2007-ОЗ "О бюджете Московской области на 2008 год" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 225/2007-ОЗ, N 23/2008-ОЗ) (далее - Закон), и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной в установленном законодательством порядке.
Компенсация предоставляется заемщикам, использующим полученные кредиты (займы) на обеспечение финансирования проектирования, капитального ремонта, реконструкции и строительства тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитального ремонта многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 ЖК РФ), объектов внешнего благоустройства, в том числе уличного освещения и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупки насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, закупки жидкого и твердого топлива, а также погашения задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе реструктуризации задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) (далее - мероприятия), и при условии уплаты Заемщиками начисленных процентов и других затрат, связанных с привлечением и обслуживанием кредитов (займов).
Компенсация заемщикам предоставляется в размерах произведенных ими затрат, соответствующих условиям договоров о предоставлении кредитов (займов) на проведение мероприятий, заключенных с кредитными организациями (заимодавцами) Российской Федерации, и/или иных договоров, связанных с организацией финансирования мероприятий.
Компенсации в соответствии с настоящим Порядком подлежат следующие виды расходов заемщиков, связанных с обеспечением финансирования мероприятий:
по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями под гарантии муниципальных образований Московской области;
по уплате процентов по коммерческим кредитам (займам), привлекаемым организациями с обеспечением исполнения своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов) в форме поручительства, а также оплатой расходов, связанных с предоставлением данного поручительства, в размере, установленном соответствующим договором поручительства, но не более одного процента от общей суммы, на которую поручительством предоставлено обеспечение, и оплатой расходов, установленных соответствующим соглашением по организации финансирования (договора о предоставлении кредита (займа);
по уплате процентов по кредитам (займам), привлекаемым организациями на финансирование мероприятий.
Указанным порядком установлены сроки и пакет документов, предоставляемый в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, необходимый для получения компенсации заемщиком.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение двух дней с момента представления заемщиками документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, запрашивает заключение Министерства финансов Московской области об оценке экономической эффективности выбранного заемщиками способа и объема привлечения денежных средств по сравнению с иными вариантами привлечения средств.
Министерство финансов Московской области рассматривает запрос Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и в течение пяти дней представляет заключение.
При получении положительного заключения Министерства финансов Московской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение пяти дней осуществляет проверку документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, на соответствие требованиям Порядка.
В случае несоответствия представленных заемщиками документов требованиям настоящего Порядка компенсация не предоставляется.
В случае соответствия представленных заемщиками документов требованиям настоящего Порядка Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение двух дней после осуществления проверки, указанной в пункте 7 настоящего Порядка, представляет в Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области документы, перечень которых установлен порядком исполнения бюджета Московской области по расходам, определенным Министерством финансов Московской области.
Таким образом, указанные выше нормативные правовые акты определяли порядок и условия возникновения у Московской области обязательства предоставить из бюджета соответствующего периода компенсацию заемщикам, в том числе исполнявшим обязательства из кредитных договоров в соответствующий период.
В соответствии с вышеуказанными Порядками финансирования заемщики для получения компенсации должны были представлять в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов в соответствующие сроки:
- ежемесячно до 15 числа (пункт 5 постановления Правительства Московской области от 13.03.06г. N 173/8);
- не позднее 10 числа месяца, в котором осуществляется выплата компенсации (пункт 5 постановления Правительства Московской области от 02.04.08г. N 241/9).
Для получения заемщиками компенсации Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области осуществляло оценку экономической эффективности выбранного заемщиками способа и объема привлечения средств по сравнению с иными вариантами привлечения средств и давало соответствующее заключение, направляя его в Министерство финансов Московской области.
Министерство финансов Московской области осуществляло проверку документов и оценку экономической эффективности выбранного заемщиками способа и объема привлечения средств по сравнению с иными вариантами привлечения средств и давало соответствующее заключение.
В случае соответствия проведенных мероприятий и представленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области документов требованиям Порядка Министерство финансов Московской области осуществляло предоставление компенсации заемщикам.
Порядками финансирования не было предусмотрено обращение заемщиков напрямую в Министерство финансов Московской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для возникновения обязательств у Московской области предоставить из бюджета Московской области соответствующего периода компенсацию заемщикам, ООО "КТТ-Домодедово" должно было своевременно представить Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области все предусмотренные документы.
Однако, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что им были своевременно представлены соответствующие документы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Соответственно правоотношения между истцом и Министерством финансов Московской области по выплате компенсации на предъявленную в исковом заявлении сумму не возникло.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел исковое требование ко второму ответчику - Минфину МО, отклоняется апелляционным судом как противоречащий материалам дела.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец не представил письменных доказательств направления в адрес ответчиков пакета документов, предусмотренных вышеуказанными постановлениями Правительства Московской области.
При этом, утверждение заявителя апелляционной жалобы, о том, что выплата заемщикам компенсации затрат по оплате расходов, связанных с привлечением заемщиками кредитных средств и расходов за предоставление поручительства должна была производиться исключительно на основании документов, подтверждающих факт реального несения заемщиками затрат в соответствующем размере, подлежит отклонению как необоснованная.
Порядок компенсации заемщикам затрат был регламентирован постановлениями Правительства Московской области.
В соответствии с данными Порядками компенсация заемщикам затрат производилась в пределах финансовых средств, предусмотренных Законами Московской области о бюджете Московской области на соответствующий год и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной в установленном законодательством порядке, в размере произведенных заемщиками затрат.
Компенсация предоставлялась заемщикам, использующим полученные кредиты (займы) на обеспечение финансирования мероприятий, при условии уплаты ими начисленных процентов и других затрат, связанных с привлечением и обслуживанием кредитов (займов).
Для целей оплаты компенсации при наличии всех утвержденных документов, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области предоставляло в Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области документы, касающиеся санкционирования оплаты.
Как было указано выше, для получения компенсации за прошедший период заемщики ежемесячно в определенные сроки (в зависимости от периода, ежемесячно до 15 числа и не позднее 10 числа месяца, в котором осуществляется выплата компенсации, соответственно), должны были представлять в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области необходимые для этого документы.
В случае несоответствия представленных заемщиками документов требованиям Порядка финансирования компенсация не предоставлялась.
Компенсация заемщикам не предоставлялась для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной задолженности по кредитам (займам), полученным на финансирование проведения мероприятий.
При несоблюдении заемщиками требований, утвержденных постановлениями Правительства Московской области, обязательств по предоставлению компенсации из бюджета Московской области не возникает.
Доказательств надлежащего обращения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в установленные сроки с соответствующими документами ООО "КТТ-Домодедово" не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал реестры допустимых платежей, подтверждающих как факт выдачи кредитов, так и право истца на получение сумм компенсаций по уплате процентов по данным кредитам и по уплате процентов по соответствующим договорам поручительства, не может быть признан обоснованным, поскольку основанием для выплаты компенсации заемщикам являлось соблюдение ими требований, утвержденных постановлениями Правительства Московской области, в том числе своевременное представление полного пакета документов в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Составление реестров допустимых платежей по финансированию расходов истца Порядками финансирования не было предусмотрено и не является основанием, дающим право на получение сумм компенсаций по уплате процентов по данным кредитам и по уплате процентов по соответствующим договорам поручительства.
Получение заемщиками компенсации было обусловлено соблюдением ими условий постановлений Правительства Московской области, в том числе и своевременности представления соответствующих документов в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что ООО "КТТ-Домодедово" не доказало факт своевременности и полноты предоставления в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области документов на выплату компенсации процентов по кредитным договорам и договору поручительства. Следовательно истец не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования.
Довод ООО "КТТ-Домодедово" о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос предоставления истцом в 2011 году документов в Министерство финансов Московской области является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не порождает никаких правовых последствий и отношения к рассматриваемому делу не имеет, так как компенсация заемщикам затрат Законом Московской области от 19.11.10г. N 142/2010-03 "О бюджете Московской области на 2011 год" не предусмотрена.
Указанная компенсация производилась в порядке определенном постановлениями Правительства Московской области от 13.03.06г. N 173/8, от 02.04.08г. N 241/9, в пределах финансовых средств, предусмотренных статьей 141 Закона Московской области от 24.10.07г. N 186/2007-03 "О бюджете Московской области на 2008 год".
В силу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Закон Московской области N 186/2007-03 "О бюджете Московской области на 2008 год" принимался на один год и на момент принятия обжалуемого решения свое действие прекратил.
Законом Московской области от 11.11.11г. N 195/2011-03 "О бюджете Московской области на 2012 год" средства на цели, определенные постановлениями Правительства Московской области от 13.03.06г. N 173/8, от 02.04.08г. N 241/9, также не предусмотрены.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 февраля 2012 года по делу N А41-27088/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если сумма расходов, предъявленных заемщиками к компенсации в текущем месяце, превышает сумму 1/12 денежных средств, предусмотренных статьей 152.2 Закона на соответствующие цели, и остатка от ежемесячного лимита, то средства распределяются между заемщиками пропорционально объему расходов, предъявленных заемщиками к компенсации и подтвержденных представленными документами в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Также Постановлением Правительства московской области от 02.04.08г. N 241/9 был утвержден Порядок предоставления в 2008 году расходов бюджета Московской области на компенсацию затрат организаций, связанных с осуществляемыми в рамках подготовки к осенне-зимним периодам 2005/2006 года, 2006/2007 года и 2007/2008 года проектированием, капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст.165 ЖК РФ), объектов внешнего благоустройства, в том числе уличного освещения и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупкой насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, на закупку жидкого и твердого топлива, а также погашение задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе на реструктуризацию задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) на указанные цели.
...
Компенсация предоставляется заемщикам, использующим полученные кредиты (займы) на обеспечение финансирования проектирования, капитального ремонта, реконструкции и строительства тепловых сетей, котельных, теплоэнергетических систем и оборудования, дымовых труб, резервно-топливного хозяйства, систем водоснабжения и водоотведения, капитального ремонта многоквартирных жилых домов (с учетом положений ст. 165 ЖК РФ), объектов внешнего благоустройства, в том числе уличного освещения и находящихся в муниципальной собственности объектов социальной сферы, закупки насосного оборудования и частотных преобразователей для муниципальных котельных и центральных тепловых пунктов, течетрассопоисковых комплектов, а также компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, закупки жидкого и твердого топлива, а также погашения задолженности за потребленные в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере муниципальных образований Московской области энергоресурсы, в том числе реструктуризации задолженности по заключенным юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере целевого использования кредитов (займов), кредитным договорам (договорам займа) (далее - мероприятия), и при условии уплаты Заемщиками начисленных процентов и других затрат, связанных с привлечением и обслуживанием кредитов (займов).
...
В силу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Закон Московской области N 186/2007-03 "О бюджете Московской области на 2008 год" принимался на один год и на момент принятия обжалуемого решения свое действие прекратил."
Номер дела в первой инстанции: А41-27088/2011
Истец: ООО "КТТ-Домодедово"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства МО, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство финансов Московской области, Финансовое управление Администрации городского округа Орехово-Зуево
Третье лицо: Правительство МО, Правительство Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16294/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16294/12
22.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8445/12
15.05.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2396/12