город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2012 г. |
дело N А32-18306/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Н.Н. Ивановой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сараевой Е.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованного лица: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2011 по делу N А32-18306/2011 принятого в составе судьи Руденко Ф.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сочиморстрой"
к заинтересованному лицу Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления N 00534/4/2011 от 28.06.2011 г.. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.12 КоАП в виде штрафа 20 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сочиморстрой" (далее - заявитель, ООО "Сочиморстрой") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее по тексту- Департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 00534/4/2011 от 28.06.2011 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ в виде штрафа 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу о привлечении ООО "Сочиморстрой" к административной ответственности по ч.2 ст. 8.12 КоАП признанно незаконным и отменено.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявленных требований отказать, считая что факт совершения ООО "Сочиморстрой" административного правонарушения установленного частью 2 ст. 8.12 КоАП подтверждается материалами дела, кроме того указал, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности Департаментом была соблюдена.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Сочиморстрой" указало, что предприятие является субподрядной организацией по объекту строительства "Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок" согласно договора субподряда N МРС-311/10 от 10.12.2010 г.. заключенного ООО "Сочиморстрой" с ООО "Корпорация Инжтрансстрой". Проверка водоохранной зоны производилась государственным инспектором Департамента без участия представителя ООО "Сочиморстрой". Считает что представленные в обоснование выявленного правонарушения фотоснимки не могут быть приняты в качестве доказательств поскольку фотосъемка производилась без участия представителя ООО "Сочиморстрой", фотографии не датированы, в материалах дела отсутствует протокол осмотра.
Стороны надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились.
Заявитель в канцелярию Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии сторон на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Депаратментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Черноморским отделом комплексного контроля на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 06.05.2011 N 837 обследован объект Олимпийского строительства: "Морской порт Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство гидротехнических сооружений)" п. 55 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 991. Данный объект расположен на территории ОАО "Сочинский Морской торговый порт".
В ходе осмотра Департаментом установлено, что государственным заказчиком является Федеральное агентство морского и речного транспорта; генеральным подрядчиком является ООО "КОРПАРАЦИЯ ИНЖТРАСТРОЙ" (юридический адрес: 117588, г. Москва, ул. Тарусская, 10, ИНН: 7715640308, КПП: 774501001); субподрядчик ООО "Сочиморстрой" (юридический адрес: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Северная, д. 12, ИНН: 2320107701). Осмотром установлено, что на объекте ведутся работы по образованию территории с берегоукреплением непосредственно в водном объекте - Черное море, работают люди с применением устройств и механизмов.
В соответствии с договором субподряда на выполнение работ по строительству объектов по стройке "Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок" Объекты федеральной собственности (1-я очередь) от 10.12.2010 N МРС-31.1/10, заключенный с ООО "КОРПАРАЦИЯ ИНЖТРАНСТРОИ", ООО "Сочиморстрой" выполняет комплекс работ подготовительного периода для строительства береговых сооружений. Департаментом установлено, что в 15 метрах от береговой линии водного объекта - Черного моря осуществляется отстой/стоянка строительной техники в количестве 4 ед. техники. Место стоянки твердого покрытия не имеет, специально для этих целей не оборудована.
Данные обстоятельства установлен в акте натурного обследования от 12.05.2011 г..
21.06.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 28.06.2011 N 00534/4/2011, которым Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 20 000 рублей.
Обществу вынесено предписание N 00534/4/2011 от 29.06.2011 г..
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. По смыслу указанной нормы водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии поверхностных водных объектов и включающая в себя защитную береговую полосу "у самой воды".
Подп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещаются, в частности, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 8.12 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При проведении проверки 12.05.2011 административный орган составил акт натурального обследования от 12.05.2011, которым зафиксированы нарушения, влекущие административную ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27.8 КоАП РФ в протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.
Таким образом, положения части 6 статьи 27.8 КоАП РФ допускают возможность составления указанного протокола в присутствии не только законного представителя юридического лица, но и иного его представителя при условии, что такой протокол составлен с участием двух понятых.
Как следует из материалов дела, доказательством допущенного Обществом правонарушения является акт натурного обследования от 12.05.2011 г.. с приложенными к нему фототаблицами.
При этом, в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В акте натурного обследования установлено, что в 15 метрах от береговой линии водного объекта - Черное море на строительной площадке объекта строительства осуществляется стоянка строительной техники в количестве 4 единиц, а именно: экскаватор на гусеничном ходу HITACHI, бульдозер KAMATSU, кран на гусеничной ходу. Место стоянки твердого покрытия не имеет, специально для этих целей не оборудована.
Однако, данный акт натурного обследования составлен в отсутствии законного представителя ООО "Сочиморстрой".
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При этом из представленных фототаблиц невозможно установить, что строительная техника принадлежит ООО "Сочиморстрой" (отсутствует инвентарный номер на фотографиях строительной техники).
В ходе расследования у Государственной инспекции Ростехнадзора сведения о принадлежности (собственник, арендатор) строительной техники: экскаватор на гусеничном ходу HITACHI, бульдозера KAMATSU, крана на гусеничной ходу) административным органом не истребовались.
Других доказательств принадлежности ООО "Сочиморстрой" строительной техники Департаментом не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обжалуемом постановлении административный орган в нарушение статей 2.1, 29.10 КоАП РФ вопросы о виновности ООО "Сочиморстрой" не исследовал.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что административный орган не представил доказательств безусловно свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения установленного частью 2 статьи 8.12 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушении Департаментом процедуры привлечения ООО "Сочиморстрой" к административной ответственности.
Суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления Департаментом и получения обществом определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.06.2011.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что при вынесении постановления о привлечении ООО "Сочиморстрой" к административной ответственности 28.06.2011 присутствовала юрисконсульт общества Березовской Ю.А.
Таким образом, обществу было известно о времени и месте рассмотрения дела и обеспечена возможность представления интересов привлекаемого к ответственности лица. В заявлении об оспаривании постановления общество также не указывало на нарушение его процессуальных прав и гарантий.
Вместе с тем, как указано ранее, у Департамента Росприроднадзора по ЮФО отсутствовали основания для привлечения ООО "Сочиморстрой" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ поскольку административным органом не доказана объективная сторона вменяемого ООО "Сочиморстрой" административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Пунктом 1 статьи 71 названного Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении спора суд пришел к выводу о недоказанности управлением факта совершения обществом административного правонарушения поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие о нарушении обществом пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещающей движение и стоянки транспортных средств в границах водоохранных зон.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2011 по делу N А32-18306/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления Департаментом и получения обществом определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.06.2011.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что при вынесении постановления о привлечении ООО "Сочиморстрой" к административной ответственности 28.06.2011 присутствовала юрисконсульт общества Березовской Ю.А.
Таким образом, обществу было известно о времени и месте рассмотрения дела и обеспечена возможность представления интересов привлекаемого к ответственности лица. В заявлении об оспаривании постановления общество также не указывало на нарушение его процессуальных прав и гарантий.
Вместе с тем, как указано ранее, у Департамента Росприроднадзора по ЮФО отсутствовали основания для привлечения ООО "Сочиморстрой" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ поскольку административным органом не доказана объективная сторона вменяемого ООО "Сочиморстрой" административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
...
При рассмотрении спора суд пришел к выводу о недоказанности управлением факта совершения обществом административного правонарушения поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие о нарушении обществом пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещающей движение и стоянки транспортных средств в границах водоохранных зон."
Номер дела в первой инстанции: А32-18306/2011
Истец: ООО "Сочиморстрой"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КК
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3348/12