г. Киров |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А29-8337/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Турубанова Д.Е., действующего на основании доверенности от 01.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2012 по делу N А29-8337/2011, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление "Интинская угольная компания"
(ИНН: 1104000631,ОГРН: 1021100858844)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми
(ИНН: 1104005118,ОГРН: 1021100858965),
о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений и о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений о взыскании страховых взносов и пени,
установил:
открытое акционерное общество "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" (далее - ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания", Общество) обратилось с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми (далее - Управление Пенсионного фонда, ответчик) о признании незаконными действий по направлению в банк инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349, 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на взыскание недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также о признании инкассовых поручений 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349, 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357 не подлежащими исполнению.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия ответчика по выставлению инкассовых поручений N N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349, 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361; признал не подлежащими исполнению инкассовые поручения NN 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349. В удовлетворении требований Общества в остальной части суд первой инстанции отказал.
Управление Пенсионного фонда с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Заявитель жалобы указывает, что довод о недопустимости перевыставления инкассовых поручений является необоснованным. В данном случае расчетный счет Общества в ОАО Комирегиональный банк "Ухтабанк", куда первоначально были направлены инкассовые поручения, закрыт 12.08.2011, инкассовые поручения возвращены. ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" 12.08.2011 открыло расчетный счет в Сыктывкарском филиале банка "Таврический", в связи с чем, спорные инкассовые поручения от 22.08.2011 были направлены в названный банк. Более подробно позиция Управления Пенсионного фонда изложена в тексте апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление Пенсионного фонда явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.08.2007 ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство (листы дела 37-39).
20.04.2010 и 26.07.2010 ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" представило в Управление Пенсионного фонда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 1 квартал 2010 года и полугодие 2010 года (листы дела 54-56, 84-86).
В связи с тем, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Обществом не была погашена, Управление Пенсионного фонда выставило в адрес ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, а именно: требование от 24.06.2010 N 00700540003550 об уплате задолженности в общей сумме 34 276 126 рублей 73 копейки за 1 квартал 2010 года в срок до 12.07.2010, требование от 18.08.2010 N 00700540013408 об уплате задолженности в общей сумме 31 906 527 рублей 66 копеек за полугодие 2010 года в срок до 07.09.2010 (листы дела 87,57).
Поскольку в установленный в требованиях срок Общество не погасило задолженность по страховым взносам и пеням, начальником Управления Пенсионного фонда были приняты решения от 19.07.2010 N 007 005 10 ВД 0000163 и от 07.09.2010 N 007 005 10 ВД 0002074 о взыскании страховых взносов и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (листы дела 89, 59).
Управление Пенсионного фонда направило в банк (ОАО Комирегионбанк "Ухтабанк" в городе Ухте) инкассовые поручения от 20.07.2010 N 753, 752, 755, 756, 759, 760, 757, 758 и от 07.09.2010 N 8423, 8421, 8419, 8425, 8418, 8424, 8422, 8420, 83562 (64-71, 94-101).
Указанные инкассовые поручения не исполнены, 12.08.2011 они были возвращены в Управление Пенсионного фонда, с отметкой о том, что счет плательщика был закрыт (листы дела 64-71).
12.08.2011 в Управление Пенсионного фонда поступило сообщение об открытии Обществом банковского счета в Сыктывкарском филиале банка "Таврический" (лист дела 53).
22.08.2011 Управление Пенсионного фонда направило в Сыктывкарский филиал банка "Таврический" инкассовые поручения N N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349, 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на взыскание со счета Общества недоимки и пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал и полугодие 2010 года (листы дела 76-83, 106-113).
ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением о признании действий ответчика по направлению в банк инкассовых поручений от 22.08.2011 N N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349, 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 незаконными, а инкассовых поручений 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349, 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357 - не подлежащими исполнению.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества, руководствовался статьями 2, 126, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 19,20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве". При этом суд исходил из того, что обязанность Общества по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал и полугодие 2010 года может быть исполнена в порядке очередности, установленной в пункте 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поэтому действия Управления Пенсионного фонда по выставлению инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на взыскание страховых взносов и пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования были признаны незаконными. Также суд установил, что инкассовые поручения от 22.08.2011 N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349 на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1 квартал 2010 года выставлены Управление Пенсионного фонда с пропуском установленного срока, в связи с этим данные инкассовые поручения признаны не подлежащими исполнению. В удовлетворении требований Общества в остальной части суд первой инстанции отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 и части 5 статьи 19 указанного Закона (взыскание в судебном порядке).
В силу частей 1, 2, 3, 5, 14, 15 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В частях 2, 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ указано, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Из материалов дела видно, что спорная недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование образовалась за 1 квартал и полугодие 2010 года.
Таким образом, период и обязанность по уплате рассматриваемых страховых взносов и пеней возникли после признания Общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства (09.08.2007).
Управление Пенсионного фонда направляло Обществу следующие требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени.
Требование от 24.06.2010 N 00700540003550 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 908 956 рублей, а также пеней в размере 886 281 рубль 73 копейки, об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 480 889 рублей, а также пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 42 203 рубля 89 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 76 734 рубля 35 копеек за 1 квартал 2010 года в срок до 12.07.2010 года (лист дела 87).
Требование от 18.08.2010 N 00700540013408 об уплате недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 27 180 101 рубль, а также пеней в размере 513 511 рублей 66 копеек, об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 212 915 рублей, а также пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 24 452 рубля 93 копейки, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 44 459 рублей 87 копеек за полугодие 2010 года в срок до 07.09.2010 (лист дела 57).
Решения от 19.07.2010 N 007 005 10 ВД 0000163 и от 07.09.2010 N 007 005 10 ВД 0002074 приняты о взыскании страховых взносов и пеней, указанных в вышеназванных требованиях, за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Таким образом, требования от 24.06.2010 N 00700540003550 и от 18.08.2010 N 00700540013408, а также решения от 19.07.2010 N 007 005 10 ВД 0000163 и от 07.09.2010 N 007 005 10 ВД 0002074 приняты Управлением Пенсионного фонда в период конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, являются обязательными платежами.
На основании пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно пунктам 13, 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 138 "Об очередности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве" разъяснение, приведенное в абзаце 4 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, касается только режима исполнения таких требований, в связи с чем, при определении очередности их удовлетворения следует исходить из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей (абзац 1 пункта 15 указанного Постановления).
Таким образом, разъяснение, содержащееся в пункте 15 указанного постановления, дано в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из их особой правовой природы и назначения как индивидуально возмездных обязательных платежей, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховые взносы на обязательное медицинское страхование указанный персонифицированный характер не имеют.
В силу изложенного Управление Пенсионного фонда не вправе осуществлять предусмотренные законом меры по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени за несвоевременную уплату указанных страховых взносов.
Более того, как следует из материалов дела, 21.11.2011 Управление Пенсионного фонда направило в Сыктывкарский филиал банка "Таврический" (ОАО) Таврический Сыктывкарский заявления на отзыв инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (листы дела 135,136).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Управления Пенсионного фонда по выставлению инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования являются незаконными. Направление в банк указанных инкассовых поручений на взыскание недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, противоречит нормам Закона о банкротстве и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов должника.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат взысканию в особом (внеочередном) порядке в рассматриваемой процедуре банкротства.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что вышеприведенными положениями статей 19, 20 Закона N 212-ФЗ установлена единая и последовательная процедура бесспорного (внесудебного) взыскания страховых взносов и пеней. Орган по контролю за уплатой страховых взносов, своевременно приняв решение об обращении взыскания на денежные средства организации в порядке статьи 19 Закона N 212-ФЗ, вправе направить в банк инкассовые поручения не позднее годичного срока после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и пени, предусмотренного частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, Управление Пенсионного фонда не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного годичного срока, в том числе после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии плательщиком страховых взносов банковских счетов или при открытии плательщиком страховых взносов новых банковских счетов. Направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ (независимо от причин пропуска срока) является недопустимым.
В рассматриваемой ситуации срок для исполнения требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за 1 квартал 2010 года установлен до 12.07.2010 (лист дела 87).
Инкассовые поручения на взыскание спорной задолженности первоначально были выставлены 20.07.2010 (листы дела 94-100).
12.08.2011 были возвращены ОАО Комирегионбанк "Ухтабанк" в связи с тем, что счет плательщика был закрыт.
Инкассовые поручения на взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за 1 квартал 2010 года N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349 были направлены Управлением Пенсионного фонда в Сыктывкарский филиал банка "Таврический" (ОАО) г. Сыктывкар 22.08.2011 (листы дела 106-109), то есть за пределами годичного срока для бесспорного взыскания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление Пенсионного фонда пропустило срок для бесспорного взыскания задолженности по спорным инкассовым поручениям, поэтому оспариваемые действия Управления Пенсионного фонда по выставлению инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059346, 00700570059347, 00700570059348, 00700570059349 являются незаконными.
Срок для исполнения требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за полугодие 2010 года установлен до 07.09.2010 (лист дела 57).
Инкассовые поручения на взыскание спорной задолженности первоначально были выставлены 07.09.2010 (листы дела 64-71).
12.08.2011 были возвращены ОАО Комирегионбанк "Ухтабанк" в связи с тем, что счет плательщика был закрыт.
Инкассовые поручения на взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за полугодие 2010 года N 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357 были направлены Управлением Пенсионного фонда в Сыктывкарский филиал банка "Таврический" (ОАО) г. Сыктывкар 22.08.2011 (листы дела 19-22), то есть в пределах годичного срока для бесспорного взыскания.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно указал на соответствие действий Управления Пенсионного фонда по выставлению инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059354, 00700570059355, 007005700593556, 00700570059357 нормам действующего законодательства и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в отношении названных инкассовых поручений.
Следовательно, решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2012 является законным и обоснованным, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда следует оставить без удовлетворения.
Нормы материального права применены судом первой инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2012 по делу N А29-8337/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 138 "Об очередности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве" разъяснение, приведенное в абзаце 4 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, касается только режима исполнения таких требований, в связи с чем, при определении очередности их удовлетворения следует исходить из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей (абзац 1 пункта 15 указанного Постановления).
Таким образом, разъяснение, содержащееся в пункте 15 указанного постановления, дано в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из их особой правовой природы и назначения как индивидуально возмездных обязательных платежей, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховые взносы на обязательное медицинское страхование указанный персонифицированный характер не имеют.
В силу изложенного Управление Пенсионного фонда не вправе осуществлять предусмотренные законом меры по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени за несвоевременную уплату указанных страховых взносов.
Более того, как следует из материалов дела, 21.11.2011 Управление Пенсионного фонда направило в Сыктывкарский филиал банка "Таврический" (ОАО) Таврический Сыктывкарский заявления на отзыв инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (листы дела 135,136).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Управления Пенсионного фонда по выставлению инкассовых поручений от 22.08.2011 N 00700570059350, 00700570059351, 00700570059352, 00700570059353, 00700570059358, 00700570059359, 00700570059360, 00700570059361 на уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования являются незаконными. Направление в банк указанных инкассовых поручений на взыскание недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, противоречит нормам Закона о банкротстве и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов должника.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат взысканию в особом (внеочередном) порядке в рассматриваемой процедуре банкротства.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что вышеприведенными положениями статей 19, 20 Закона N 212-ФЗ установлена единая и последовательная процедура бесспорного (внесудебного) взыскания страховых взносов и пеней. Орган по контролю за уплатой страховых взносов, своевременно приняв решение об обращении взыскания на денежные средства организации в порядке статьи 19 Закона N 212-ФЗ, вправе направить в банк инкассовые поручения не позднее годичного срока после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и пени, предусмотренного частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, Управление Пенсионного фонда не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного годичного срока, в том числе после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии плательщиком страховых взносов банковских счетов или при открытии плательщиком страховых взносов новых банковских счетов. Направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ (независимо от причин пропуска срока) является недопустимым."
Номер дела в первой инстанции: А29-8337/2011
Истец: ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания"
Ответчик: ГУ Управление пенсионного фондаРоссийской Федерации в г. Инте Республики Коми
Третье лицо: ОАО Шахтоуправление Интинская УК
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3751/12
30.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8337/11
15.05.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2195/12
10.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8337/11