г. Пермь |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А50-26480/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей: Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от истца индивидуального предпринимателя Кирсанова Алексея Игоревича (ОГРН 305590501400202, ИНН 590500165192) - не явился, извещен
от ответчика Муниципального образования город Пермь в лице Департамента финансов администрации города Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610) - не явился, извещен
от третьих лиц: 1) Муниципального бюджетного учреждения "Городское управление транспорта", 2) Департамента дорог и транспорта администрации города Перми - не явились, извещены
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Муниципального образования город Пермь в лице Департамента финансов администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 марта 2012 года
по делу N А50-26480/2011
принятое судьей Кетовой А.В.
по иску индивидуального предпринимателя Кирсанова Алексея Игоревича
к Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента финансов администрации города Перми
третьи лица: 1) Муниципальное бюджетное учреждение "Городское управление транспорта", 2) Департамент дорог и транспорта администрации города Перми
о взыскании убытков в сумме 3 938 411 руб. 29 коп.
установил:
Индивидуальный предприниматель Кирсанов Алексей Игоревич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Муниципального образования город Пермь в лице департамента финансов администрации г. Перми (далее - ответчик) за счет казны муниципального образования город Пермь 3 938 411,29 руб. убытков, понесенных от перевозки пассажиров по льготным проездным документам в 2008 году.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение "Городское управление транспорта" и Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2012 исковые требования удовлетворены: взысканы с ответчика за счет казны муниципального образования город Пермь в пользу истца в счет возмещения убытков, понесенных в связи с перевозкой пассажиров по льготным проездным билетам, 3 938 411,29 руб.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что у ответчика отсутствуют какие-либо иные расходные обязательства перед перевозчиками, кроме субсидий, выплачиваемых в порядке, установленном Постановлением администрации г. Перми от 31.05.2007 N 194.
Не соглашаясь с расчетом истца, указывает, что он не подтверждает реальный ущерб истца, в расчете не учтена сумма компенсации за льготные категории граждан, выплаченная истцу в 2008 году.
Полагает, что денежные средства, выплаченные истцу в 2008 году, компенсировали выпадающие доходы от перевозки пассажиров по льготным проездным билетам в полном объеме.
Настаивает на том, что надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель средств бюджета города Перми - департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, а не департамент финансов администрации города Перми.
Истец на апелляционную жалобу представил письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В противовес доводов жалобы ответчика истец ссылается на обоснованность его расчета убытков, на учет в расчете убытков сумм, полученных истцом в 2008 году от реализации льготных проездных билетов, на отсутствие в Постановлении N 194 порядка компенсации перевозчикам убытков (выпадающих доходов) от перевозки льготных категорий граждан и на наличие у ответчика обязательств по возмещению истцу выпадающих расходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении учащихся и студентов.
Считает, что довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, основан на неверном толковании норм права.
Истец также просит судебное заседание провести в отсутствие своих представителей.
Иные участники арбитражного процесса на апелляционную жалобу отзывов не представили.
Ответчик в порядке п. 2 ст. 156 АПК РФ известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своих представителей, направив соответствующее ходатайство.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и Муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми (организатор пассажирских перевозок) заключен договор N 179-06 от 01.08.2006 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми, в соответствии с которым перевозчик обязуется осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров и пассажиров, имеющих социальные проездные документы и проездные документы студентов (учащихся), в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативными правовыми актами города Перми (п. 3.1.9 договора).
В соответствии с п. 6.3 договора выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и проездных билетов студентов (учащихся) подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами всех уровней, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативно-правовыми актами г. Перми. Компенсация перевозчику убытков и выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения, из бюджета г. Перми осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами (п. 6.4 договора).
Во исполнение указанного договора истец в 2008 году оказывал услуги по перевозке пассажиров студентов (учащихся), имеющих соответствующие проездные билеты, автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми, что не оспаривается ответчиком.
Истец, ссылаясь на наличие у него убытков от перевозки пассажиров по льготным проездным билетам, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда отмене или изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Согласно ч. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Решением Пермской городской Думы от 26.12.2006 N 336 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах" (действовало с 15.01.2007 по 04.02.2008) установлен проезд пассажиров, имеющих проездные билеты студентов (учащихся), в маршрутных такси в автобусах малого, среднего и большого класса без дополнительной оплаты проезда (за исключением перевозок в режиме маршрутного такси).
Стоимость проездных билетов для студентов и учащихся установлена приказом комитета по транспорту администрации г. Перми от 29.12.2007 N 130.
Решением Пермской городской Думы N 3 от 29.01.2008 Администрации города Перми предложено разработать и направить в Пермскую городскую Думу до 01.07.2008 механизм замены льготных проездных билетов для студентов, учащихся адресной помощью (пункт 2.7).
Однако такого механизма администрацией города Перми не было разработано, на территории города Перми продолжалась реализация льготных проездных билетов для студентов и учащихся по стоимости, установленной приказом комитета по транспорту администрации г. Перми от 29.12.2007 N 130.
Данной категории граждан истцом предоставлялся проезд без дополнительной оплаты, что не отрицается ответчиком.
Таким образом, факт оказания перевозчиком в 2008 году услуг по бесплатной перевозке льготных категорий граждан подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Решением Пермской городской Думы от 27.11.2007 "О бюджете города Перми на 2008 год и период до 2010 года" предусмотрены расходы с целью компенсации убытков от перевозки пассажиров, получатель комитет по транспорту администрации г. Перми (отдельные мероприятия по другим видам транспорта).
Постановлением администрации г. Перми от 31.05.2007 N 194 "Об утверждении порядка определения компенсации убытков от перевозки пассажиров на городских маршрутах регулярного сообщения и садоводческих автобусных маршрутах" предусмотрено, что компенсация убытков перевозчиков производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год.
Из содержания указанного постановления следует, что администрацией данный порядок утвержден с целью объективного и экономически обоснованного финансирования работы пассажирского транспорта на городских маршрутах регулярного сообщения с учетом эксплуатационных особенностей по маршруту и предусматривал выплату из бюджета муниципального образования компенсации в случае убыточности деятельности перевозчика на конкретном маршруте.
Убыточность обусловлена тем, что расходы на осуществление перевозок на конкретном маршруте (помаршрутный тариф) превышают установленный тариф, а, соответственно, доходы перевозчика.
Принятие указанного Порядка определения компенсации убытков обусловлено нормами Федерального закона N 131-ФЗ, в частности п.п.7 п.1 ст. 16, относящими к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Таким образом, данным постановлением не предусмотрена компенсация указанных в исковом заявлении выпадающих доходов от перевозки пассажиров по льготным проездным документам студентов и учащихся.
Кроме того, из дела не следует, что муниципальное образование г. Пермь в качестве своего расходного обязательства при формировании бюджета учло средства на оказание мер социальной поддержки граждан, предоставленных на основании актов органов местного самоуправления, в частности на льготный проезд студентов и учащихся.
Также из анализа правовой базы муниципального образования город Пермь не усматривается, что в спорный период принимались нормативные правовые акты о порядке компенсации, установлении механизма компенсации убытков от перевозки льготной категории пассажиров (выпадающих доходов), связанных с введением на территории г. Перми льготных проездных документов.
Отсутствие необходимых мер по возмещению убытков от перевозки льготной категории пассажиров (выпадающих доходов), имеющих льготный проездной документ, подтверждает противоправное поведение ответчика, повлекшее возникновение у перевозчиков убытков.
На основании вышеизложенного, отклоняется судом апелляционной инстанции довод ответчика о том, что убытки истца полностью компенсированы за счет денежных средств, выплаченных истцу на основании Постановления N 194.
Согласно расчету истца расходы за предоставление льготного проезда студентам и учащимся в 2008 году составили 3 938 411 руб. 29 коп. (л.д. 10).
Оспаривая расчет истца, заявитель жалобы ссылается на то, что он не подтверждает реальный ущерб истца, в расчете не учтена сумма компенсации за льготные категории граждан, выплаченная истцу в 2008 году.
Проверив произведенный истцом расчет убытков, суд апелляционной инстанции, отклоняет доводы заявителя жалобы и считает, что произведенный истцом расчет убытков от перевозки пассажиров по льготным проездным документам студентов и учащихся за 2008 год с учетом отсутствия на нормативном уровне способа расчета размера неполученной платы от проезда льготной категории граждан является правильным.
Из материалов дела следует, что представленный истцом расчет выпадающих доходов основан на следующих показателях: общее количество реализованных льготных проездных документов (студенческих, ученических), стоимость одной поездки (тариф), количество поездок по одному проездному документу (студенческому, ученическому) в месяц (по данным обследования пассажиропотока, утвержденным председателем муниципального комитета по транспорту), доходы от реализации проездных документов (студенческим, ученическим).
В расчете убытков истцом учтены денежные средства, полученные им от реализации ЛПД, как величина, уменьшающая сумму исковых требований истца.
Общее количество реализованных льготных проездных документов и выручка от их реализации на территории г. Перми, доля истца в выручке от продажи льготных проездных документов за 2008 год и размеры денежных средств полученных предпринимателем, соответствуют данным оператора - МУ "Городское управление пассажирского транспорта" (МБУ "Гортранс") и в целом не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Имеющиеся расхождения в количестве проездных документов (за январь 2008), на что указано МБУ "Гортранс", возникло в связи с непринятием истцом к расчету проездных документов, реализованных учреждением в период с 27 декабря 2007 по цене, установленной на основании Приказа N 118 от 19.12.2006, и которая действовала до издания Приказа N 130 от 19.12.2007.
При этом данное обстоятельство не нарушает прав ответчика, поскольку указание в расчетах всего количества проездных документов приведет к увеличению исковых требований, на чем истец не настаивает.
На основании перечисленных документов истцом определена нормативно-расчетная цена одного льготного проездного документа на полный месяц, и на полмесяца, как производное от количества поездок одного пассажира по льготным проездным билетам (расчет средневзвешенного количества поездок по проездным документам в марте 2007 года, в феврале 2008 и установленного тарифа (решения Пермской городской Думы от 26.12.2006 N 336 от 29.01.2008 N 3).
Таким образом, сумма убытков представляет собой долю истца в общей сумме выпадающих доходов всех перевозчиков, возникших в результате перевозки общего количества граждан, имеющих ЛПД, определенную с учетом удельного веса истца в общем объеме денежных средств, полученных за 2008 год от реализации ЛПД.
При расчете истцом использованы данные об удельном весе истца, определенные МБУ "Гортранс", исходя из объемов транспортной работы истца, в соответствии с методикой распределения доходов от реализации ЛПД на городской пассажирский транспорт, для расчета суммы денежных средств, подлежащей перечислению истцу от продажи ЛПД.
Использование истцом в расчете средневзвешенного количества поездок по проездному документу является обоснованным, так как система учета фактически перевезенных пассажиров по ЛПД нормативно не установлена и фактически отсутствует. Определить, какое количество поездок совершает каждый пассажир, имеющий льготный проездной документ, возможно только по результатам исследования пассажиропотока.
Таким образом, материалами дела подтверждены наличие убытков, их размер и противоправное поведение ответчика.
Ссылка ответчика на то, что надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель средств бюджета города Перми - департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, а не департамент финансов администрации города Перми, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В то же время главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из бюджета, поэтому убытки подлежат возмещению за счет казны муниципального образования город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми.
Довод заявителя жалобы о том, что у муниципального образования г. Пермь отсутствуют расходные обязательства перед перевозчиками, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в 2008 году расходные обязательства возникли из решения Пермской городской думы N 336, которым установлен льготный проезд, а в соответствии с Приказом Комитета по транспорту администрации города Перми от 29.12.2007 N 130 льготные проездные билеты реализовались на территории муниципального образования студентам и учащимся по установленным данным актом стоимости.
Таким образом, муниципальное образование г. Пермь, установив льготу, взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении перевозчиков по возмещению перевозчикам выпадающих доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении учащихся и студентов.
Судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 марта 2012 года по делу N А50-26480/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
...
Принятие указанного Порядка определения компенсации убытков обусловлено нормами Федерального закона N 131-ФЗ, в частности п.п.7 п.1 ст. 16, относящими к вопросам местного значения городского округа создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
...
В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В то же время главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из бюджета, поэтому убытки подлежат возмещению за счет казны муниципального образования город Пермь в лице департамента финансов администрации города Перми."
Номер дела в первой инстанции: А50-26480/2011
Истец: Кирсанов Алексей Игоревич
Ответчик: МО г. Пермь в лице Департамента финансов Администрации г. Перми