г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А56-58720/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Б. Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): представителя Н.И. Вахтерова (доверенность от 02.04.2012)
от ответчика (должника): представителя С.Г. Григорьевой (доверенность от 10.01.2012 N 13-2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4072/2012) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2012 по делу N А56-58720/2011 (судья Е.Н. Александрова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Новгородские пассажирские автостанции"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новгородские пассажирские автостанции" (ОГРН 1045300292564, адрес: 173009, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее - ООО "НПА", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул.Красного Текстильщика, д.10-12, лит. "О") (далее - Управление Ространснадзора, административный орган) от 25.08.2011 N 07-40-09/144.
Решением от 06.02.2012 суд частично удовлетворил заявленное Обществом требование, признал недействительными пункты 2 (в части нарушения требований пунктов 5.4 и 5.6.4 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42), 3, 4, 5 (в части, связанной с информированием о режиме в зонах транспортной безопасности и зонах свободного доступа объекта транспортной инфраструктуры), 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 оспариваемого предписания Управления Ространснадзора от 25.08.2011 N07-40-09/144, в остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал. Также суд взыскал с Управления Ространснадзора в пользу ООО "НПА" государственную пошлину в сумме 2000 руб., оплаченную заявителем при обращении в суд.
Суд первой инстанции руководствовался тем, что согласно уведомлению Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 06.07.2011 N 10-29/9109 и приложенному к нему реестру принадлежащей ООО "НПА" автостанции (по адресу: г. Старая Русса, Привокзальная площадь, д. 4) присвоена 4 категория и она внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта, данное уведомление получено обществом 29.07.2011. Поскольку на момент проверки оценка уязвимости ОТИ Старорусская автостанция не была проведена и план обеспечения транспортной безопасности ОТИ не был составлен, то соответственно обществом не могли быть разработаны и предусмотренные пунктами 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12 Требований, утвержденных Приказом МинТранса РФ от 08.02.2011 N42, внутренние организационно-распорядительные, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ документы, которые являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ. По тем же основаниям обществом не могли быть выполнены и пункты 5.9, 5.14, 5.22, 5.25, 5.27, 5.28, 5.30 Требований. При таких обстоятельствах у Управления Ространснадзора по состоянию на 25.08.2011 отсутствовали правовые основания указывать в акте проверки факты неисполнения обществом вышеуказанных пунктов Требований в качестве нарушений, поскольку сроки реализации названных положений Требований на момент проведения проверки и вынесения предписания еще не истекли. В связи с этим пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, а также пункт 2 в части нарушения требований пунктов 5.4 и 5.6.4 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 и пункт 5 в части, связанной с информированием о режиме в зонах транспортной безопасности и зонах свободного доступа объекта транспортной инфраструктуры, оспариваемого предписания признаны судом недействительными.
В апелляционной жалобе Управление Ространснадзора просит отменить принятое по делу решение в части признания недействительными пунктов 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 оспариваемого предписания. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, не применены нормативные акты, подлежащие применению, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" (Далее - Постановление N 940), согласно пункту 2 которого уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Следовательно, на всех объектах транспортной инфраструктуры постоянно действует Уровень N 1 и субъекты транспортной инфраструктуры обязаны принимать меры по обеспечению транспортной безопасности. Также податель апелляционной жалобы указывает, что выполнение ООО "НПА" требований Приказа Минтранса N 42 является самостоятельной обязанностью и не ставится в зависимость от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности.
В судебном заседании представитель Управления Ространснадзора доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 11.07.2011 N 230-р Управлением Ространснадзора в период с 01.08.2011 по 24.08.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере транспортной безопасности на принадлежащей ООО "НПА" автостанции Старорусская, расположенной по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, Привокзальная площадь, д. 4.
В ходе проверки выявлены нарушения обществом требований пунктов 5.4, 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12, 5.7, 5.8, 5.9, 5.12, 5.13, 5.14, 5.22, 5.25, 5.28, 5.27, 5.30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 (далее - Требования), и статьи 5, пунктов 1,2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ). По результатам проверки составлен акт от 25.08.2011 N 07-42-09/144 (т.1 л.д.14-19).
25.08.2011 Управлением Ространснадзора обществу выдано предписание N 07-40-09/144 (т.1 л.д.7-13), согласно которому общество обязано:
1. Провести специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ООО "НПА" (нарушены пункты 5.12, 5.13 Требований; срок устранения - до 25.11.2011).
2. Назначить ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ Старорусская автостанция должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, и провести специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку назначенного лица (нарушены пункты 5.4, 5.6.4, 5.12, 5.13 Требований; срок устранения - до 25.11.2011).
3. Разработать внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся составной частью планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе:
- организационно-штатную структуру управления в субъекте транспортной инфраструктуры;
- номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ;
- номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
- номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ;
- порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС (далее - досмотр в целях транспортной безопасности);
- порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ) в отношении ОТИ или ТС;
- порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС;
- порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ;
- порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;
- порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальным управлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем) (нарушены пункты 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12 Требований; срок устранения - до 25.11.2011).
4. Разработать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (нарушен пункт 5.9 Требований; срок устранения - до 27.02.2012).
5. Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ (нарушен пункт 5.14 Требований; срок устранения - 25.11.2011).
6. Создать и оснастить пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействии (нарушен пункт 5.22 Требований; срок устранения - до 27.02.2012).
7. Установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории ОТИ, схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ (нарушен пункт 5.25 Требований; срок устранения - до 27.02.2012).
8. Установить ограждение периметра автостанции, воспрепятствующее несанкционированному проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ (нарушен пункт 5.28 Требований; срок устранения - до 27.02.2012).
9. Разработать Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ Старорусская автостанция в соответствии с положениями Требований (нарушены пункты 5.27, 5.30 Требований; срок устранения - до 25.11.2011).
10. Установить единые виды пропусков (постоянные, разовые, материальные), действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (нарушен пункт 5.30 Требований; срок устранения - до 27.02.2012).
11. Провести оценку уязвимости и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости ОТИ Старорусская автостанция (нарушены статья 5 Закона N 16-ФЗ и пункт 5.7 Требований; срок устранения - до 25.11.2011).
12. Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ Старорусская автостанция (нарушены пункты 1,2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ и пункт 5.8 Требований; срок устранения - до 27.02.2012).
Считая названное предписание незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое по делу решение в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно определениям, приведенным в статье 1 Законе N 16-ФЗ:
- субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9);
- объект транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5);
- транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства (пункт 12);
- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункт 6).
В ходе проведенной проверки Управлением Ространснадзора установлено, что Старорусская станция является структурным подразделением ООО "НПА". На основании свидетельства о государственной регистрации права от 11.06.2009 N 327109 здание автостанции, расположенное по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, Привокзальная площадь, д. 4, принадлежит Обществу на праве собственности (т.1 л.д.130).
Таким образом, Общество относится к субъектам транспортной инфраструктуры, на него распространяются требования, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42.
Из пунктов 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12 Требований следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе:
- организационно-штатную структуру управления в субъекте транспортной инфраструктуры;
- номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ;
- номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
- номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ;
- порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);
- порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ;
- порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ;
- порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ;
- порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;
- порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем).
В силу пунктов 5.7, 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии с Требованиями субъект транспортной инфраструктуры также обязан:
- разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие (пункт 5.9);
- информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ (пункт 5.14);
- создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие (пункт 5.22);
- установить в целях обеспечения транспортной безопасности, в том числе, конфигурацию и границы территории ОТИ, схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ (пункт 5.25);
- организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (пункт 5.27);
- воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (пункт 5.28);
- установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (пункт 5.30).
Из акта проверки от 25.08.2011 N 07-42-09/144 усматривается, что Управлением установлено невыполнение Обществом требований, предусмотренных пунктами 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12 Требований, а также нарушение пунктов 5.9, 5.14, 5.22, 5.25, 5.27, 5.28, 5.30 Требований, в нарушение пунктов 5.7, 5.8 Требований и статьи 5, пунктов 1,2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ не проведена оценка уязвимости ОТИ, не разработан план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
При оценке выявленных нарушений судом правильно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 5 Закона N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87.
Согласно пункту 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с пунктом 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
В силу пункта 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ возможна только после проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ. При этом для каждого из этих этапов - проведение оценки уязвимости ОТИ и разработка плана обеспечения транспортной безопасности - в Требованиях (пункты 5.7 и 5.8) установлены сроки их выполнения.
В рассматриваемом случае согласно уведомлению Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 06.07.2011 N 10-29/9109 и приложенному к нему реестру принадлежащей ООО "НПА" автостанции (по адресу: г. Старая Русса, Привокзальная площадь, д. 4) присвоена 4 категория и она внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта (т.1 л.д.66, 67). Согласно выписке из журнала входящей корреспонденции данное уведомление получено обществом 29.07.2011 (т.1 л.д.68).
Следовательно, в соответствии с пунктами 5.7, 5.8 Требований общество обязано:
- обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в срок до 29.10.2011;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Материалами дела подтверждается, что проверка выполнения Требований проведена Управлением Ространснадзора в период с 01.08.2011 по 24.08.2011, акт проверки составлен 25.08.2011, то есть до истечения предусмотренных пунктами 5.7 и 5.8 Требований сроков. При таких обстоятельствах отсутствие по состоянию на 25.08.2011 у Общества утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ не свидетельствует о нарушении ООО "НПА" пунктов 5.7 и 5.8 Требований.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал необоснованными выводы Управления Ространснадзора о нарушении обществом пунктов 5.7, 5.8 Требований, статьи 5 и пунктов 1, 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку на момент проверки оценка уязвимости ОТИ Старорусская автостанция не была проведена и, следовательно, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ еще не был составлен, то Обществом не могли быть разработаны и предусмотренные пунктами 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12 Требований внутренние организационно-распорядительные, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ документы, которые являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ. По тем же основаниям обществом не могли быть выполнены и пункты 5.9, 5.14, 5.22, 5.25, 5.27, 5.28, 5.30 Требований.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, у Управления Ространснадзора по состоянию на 25.08.2011 отсутствовали правовые основания указывать в акте проверки факты неисполнения обществом пунктов 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12, 5.9, 5.14, 5.22, 5.25, 5.27, 5.28, 5.30 Требований в качестве нарушений, поскольку сроки реализации названных положений Требований на тот момент еще не истекли.
В связи с этим суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительными пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, а также пункт 2 в части нарушения требований пунктов 5.4 и 5.6.4 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 и пункт 5 в части, связанной с информированием о режиме в зонах транспортной безопасности и зонах свободного доступа объекта транспортной инфраструктуры, оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы Управления Ространснадзора относительно пунктов 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 предписания подлежат отклонению в полном объеме.
Податель жалобы утверждает, что оценка уязвимости, несмотря на издание Приказа N 42, должна быть проведена с момента вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ, однако в Приказе Минтранса N 42 определены сроки проведения оценки уязвимости - в течение трех месяцев после получения уведомления о присвоении категории ОТИ. Данный Приказ разработан в соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ и являлся действующим на момент проведения проверки Управлением.
Предписание административного органа является его реакцией на выявленные нарушения, однако, на момент проведения проверки в отношении пунктов Предписания, признанных судом недействительными, Общество нельзя было признать нарушившим действующее законодательство, предусматривающее определенный срок исполнения, который не истек.
Довод Управления Ространснадзора о том, что им был установлен срок исполнения предписания, соответствующий сроку, предусмотренному Приказом N 42 (до 25.11.2011 и до 27.02.2012 по различным пунктами), подлежит отклонению как необоснованный, поскольку законность вынесенного административным органом предписания проверяется судом на дату его вынесения безотносительно установленных сроков его исполнения.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" подлежит отклонению, поскольку данное Постановление также как Приказ N 42 разработано в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ и не имеет большей юридической силы.
Принятое по делу решение в его обжалуемой части соответствует нормам материального и процессуального права. Основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы у апелляционного суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 февраля 2012 года по делу N А56-58720/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание приведенные обстоятельства, у Управления Ространснадзора по состоянию на 25.08.2011 отсутствовали правовые основания указывать в акте проверки факты неисполнения обществом пунктов 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.11, 5.6.12, 5.9, 5.14, 5.22, 5.25, 5.27, 5.28, 5.30 Требований в качестве нарушений, поскольку сроки реализации названных положений Требований на тот момент еще не истекли.
В связи с этим суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительными пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, а также пункт 2 в части нарушения требований пунктов 5.4 и 5.6.4 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 и пункт 5 в части, связанной с информированием о режиме в зонах транспортной безопасности и зонах свободного доступа объекта транспортной инфраструктуры, оспариваемого предписания.
...
Податель жалобы утверждает, что оценка уязвимости, несмотря на издание Приказа N 42, должна быть проведена с момента вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ, однако в Приказе Минтранса N 42 определены сроки проведения оценки уязвимости - в течение трех месяцев после получения уведомления о присвоении категории ОТИ. Данный Приказ разработан в соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ и являлся действующим на момент проведения проверки Управлением.
...
Довод Управления Ространснадзора о том, что им был установлен срок исполнения предписания, соответствующий сроку, предусмотренному Приказом N 42 (до 25.11.2011 и до 27.02.2012 по различным пунктами), подлежит отклонению как необоснованный, поскольку законность вынесенного административным органом предписания проверяется судом на дату его вынесения безотносительно установленных сроков его исполнения.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" подлежит отклонению, поскольку данное Постановление также как Приказ N 42 разработано в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ и не имеет большей юридической силы."
Номер дела в первой инстанции: А56-58720/2011
Истец: ООО "Новгородские пассажирские автостанции"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу