г. Ессентуки |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А18-587/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Егорченко И.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело
по иску ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия" (ИНН 0603018054, ОГРН 1020600812044, Республика Ингушетия, Назрановский р-н, г. Назрань, ул. Осканова, 23)
к администрации Малгобекского муниципального района (ИНН 0601021238, ОГРН 1090601000522, Республика Ингушетия, Малгобекский р-н, г. Малгобек, ул. Осканова, 3), Нальгиеву Осману Ильясовичу (Республика Ингушетия, с. Сагопши), Нальгиеву Усману Ильясовичу (Республика Ингушетия, с. Сагопши)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Ингушетия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия,
о признании недействительным распоряжения,
с участием в заседании представителей:
от ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия" - Никерхов В.У. на основании доверенности N 5 от 19.01.2012 (копия в деле);
от главы КФХ Нильгиева Усмана Ильясовича - лично Нальгиев У.И.,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия" (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к администрации Малгобекского муниципального района (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным Распоряжения Администрации Малгобекского района N 100 от 26.02.2001 и обязании администрацию привести земли в водоохраной зоне Сагопшинского водохранилища в соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель", освободив ее от незаконного использования фермерским хозяйством.
Исковые требования мотивированы тем, что 8 февраля 1983 года Постановлением Совета Министров ЧИАССР выделено под строительство Сагопшинского водохранилища 300 га земли в Малгобекском районе. В настоящее время Сагопшинское водохранилище построено и находится на балансе Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия". Распоряжением администрации от 26.02.2001 N 100 в нарушение ст. 30 Федерального Закона "О мелиорации земель" Нальгиеву О.И. выделено 20 га земли в водоохраной зоне. ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республики Ингушетия" полагает, что администрация превысила свои должностные полномочия, выделив незаконно земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Ингушетия (далее - территориальное управление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, Нальгиев Осман Ильясович.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву пропуска установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обжалования распоряжения и отсутствия ходатайства для его восстановления. Суд также счел недоказанным факт несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта требованиям законодательства и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя. Суд установил, что спорный земельный участок расположен в районе водоохраной зоны и представляет собой отдельный земельный участок, расположенный в районе водоохраной зоны за ее пределами без общей смежной границы на определенном расстоянии от границы земельного участка водоохраной зоны. Доказательств, что на земельном участке Нальгиева О.И. возведены здания или сооружения, препятствующих эксплуатации водоохраной зоны и в частности водохранилища в материалы дела не представлены. Земельный участок предоставлен Нальгиеву О.И. для ведения КФХ в соответствии с государственным актом от 20.03.1995, который в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является правоустанавливающим документом. Следовательно, отмена распоряжения администрации Малгобекского района N 100 от 26.02.2001 не может повлечь за собой изъятие земельного участка у Нальгиева О.И., либо прекращения его права на спорный земельный участок.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия", ссылаясь на ненадлежащую оценку доказательств, представленных в материалы дела, просил решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.08.2011 отменить, требования удовлетворить. По мнению заявителя, при издании Распоряжения N 100 от 26.02.2001 нарушены требования статьи 30 ФЗ "О мелиорации земель", подпунктов 1-4, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Определением от 27.01.2012 Шестнадцатый арбитражный суд на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве соответчика Нальгиева Османа Ильясовича. Суд пришел к выводу, что привлечение судом первой инстанции Нальгиева О.И к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не соответствует фактическому положению указанного субъекта, ограничивает его права на судебную защиту. Поскольку вопрос о привлечении к участию в деле Нальгиева О.И. в качестве второго ответчика судом не обсуждался, обжалуемым судебным актом затронуты его права и интересы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции допустил нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 27.02.2012 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава КФХ Нальгиев Усман Ильясович.
В судебном заседании представитель управления уточнил исковые требования, просил суд, ввиду незаконности распоряжения N 100 от 26.02.2001, обязать Нальгиева Усмана Ильясовича освободить земельный участок площадью 20 га, расположенный в Северо-Западной части землепользования АПЗТ "Сагопши".
Глава КФХ Нальгиев У.И. предъявленные к нему требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что является законным пользователем спорного земельного участка. Согласно государственного акта об отводе земельного участка от 20.03.1995 земельный участок мерою 20 га расположен в районе водоохраной зоны и согласно плана землепользования представляет собой отдельный земельный участок, расположенный в районе водоохраной зоны и за ее пределами без общей смежной границы на определенном расстоянии от границы земельного участка водоохраной зоны.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили. От Управления Федеральной службы Госреестра по Республике Ингушетия поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления и отзывов, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно исковым требованиям, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия" просило признать недействительным Распоряжения Администрации Малгобекского района N 100 от 26.02.2001, которым Нальгиеву О.И. отведен земельный участок площадью 20 га пашни из землепользования совхоза М. Горького и освободить указанный земельный участок.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленные требования по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд определяет правильную правовую квалификацию исковых требований и может их удовлетворить, если это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем заявленных требований.
В результате анализа материалов дела, характера спорных правоотношений, судебная коллегия пришла к выводу, что заявленные требования учреждения носят виндикационный характер. Данный вывод в судебном заседании подтвердил представитель истца.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
По мнению учреждение, земельный участок площадью 20 га пашни из землепользования совхоза М. Горького в настоящее время находится в незаконном владении Нальгиева У.И. на основании недействительного распоряжения Администрации Малгобекского района N 100 от 26.02.2001.
Состав лиц, участвующих в деле и иных участников процесса, определяется в соответствии с положениями главы 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу статьи 44 названного кодекса ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Нальгиев Осман Ильясович. Однако по сведениям Министерства Внутренних дел по Республике Ингушетия (том 3, л.д. 31) Нальгиев О.И. по учету не проходит.
Материалами дела установлено, что на спорном земельном участке хозяйственную деятельность осуществляет КФХ Нальгиев Усман Ильясович, необходимость участия которого в деле в качестве ответчика вытекает из смысла положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку вопрос о привлечении к участию в деле Нальгиева У.И. в качестве второго ответчика, права и интересы которого затрагиваются обжалуемым судебным актом, в нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешен не был, коллегия апелляционного суда находит решение подлежащим отмене по безусловному основанию.
По существу спора судом установлено следующее.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 102 Земельного кодекса Российской Федерации относит к землям водного фонда земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется указанным Кодексом и водным законодательством.
В статье 5 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 указанной статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела на территории Малгобекского района расположено Сагопшинское водохранилище, которое находится на праве оперативного управления у истца.
Постановлением Совета Министров ЧИАССР от 08.02.1983 утверждена схема расположения земельного участка Сагопшинского водохранилища в Малгобекском районе было площадью 300 га (том 1 л.д. 28-32).
Распоряжением Администрации Малгобекского муниципального района N 100 от 26.02.2001 Нальгиеву У.И. для ведения крестьянского фермерского хозяйства отведен земельный участок площадью 20 га (том 1 л.д. 75).Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.07.2011 за N 06:01:0000003:1184 (том 2 л.д. 84)
По сведениям ФГУ "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия" фермерское хозяйство Налигиева У.И. находится на территории водохранилища (том 2, л. д. 35). Факт нахождения спорного земельного участка в водоохраной зоне также подтверждено решением ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Ингушетия от 23.09.2011 (том 2 д.д. 114).
Таким образом, земельный участок, предоставленный Нальгиеву У.И., является собственностью Российской Федерации, а не муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Республики Ингушетия, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия. Администрация муниципального образования на момент заключения договора аренды не располагала правами по передаче земельного участка в аренду.
Согласно пункту 2 статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем может выступать собственник имущества или иное лицо, по уполномочию собственника или закона.
При таких обстоятельствах администрации распорядилась спорным земельным участком в нарушение статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно сделка по передаче земельного участка в пользование главы КФХ Нальгеву У.И. в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной и не порождающей правовых последствий.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В статье 305 Гражданского кодекса для владельца, не являющегося собственником, но владеющим имуществом по установленному законом либо договором основанию, предусмотрена возможность защиты имущественных прав, указанных в статьях 301-305 данного Кодекса, включая защиту владения против собственника.
В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом требование истца об обязании Нальгиева Усмана Ильясовича освободить земельный участок площадью 20 га, расположенный в Северо-Западной части землепользования АПЗТ "Сагопши" подлежит удовлетворению.
Поскольку незаконным владельцем спорного земельного участка является Нальгиев У.И., исковые требования к администрации не подлежат удовлетворению.
Довод ответчиков о том, что КФХ Нальгиев У.И. является законным пользователем земельного участка на основании акта об отводе земельного участка от 20.03.1995, подлежит отклонению. В материалы дела подлинник данного акта либо его надлежащая копия суду не представлена.
Производство по делу в части исковых требований к Нальгиеву О.И. подлежит прекращению на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Госпошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы в порядке статьи 110, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на КФХ Нальгиева У.И.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.08.2011 по делу N А18-587/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия" удовлетворить.
Обязать Нальгиева Усмана Ильясовича (23 июля 1959 года рождения, зарегистрированного по адресу: Республика Ингушетия, Малгобекский район, с. Сагопши, ул. Степная, 57) в месячный срок после вступления в законную силу постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда освободить земельный участок площадью 20 га, расположенный в Северо-Западной части землепользования АПЗТ "Сагопши".
В иске к администрации Малгобекского муниципального района отказать.
Производство по делу в отношении Нальгиева Османа Ильясовича прекратить.
Взыскать с Нальгиева Усмана Ильясовича (23 июля 1959 года рождения, зарегистрированного по адресу: Республика Ингушетия, Малгобекский район, с. Сагопши, ул. Степная, 57) в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
Согласно пункту 2 статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем может выступать собственник имущества или иное лицо, по уполномочию собственника или закона.
При таких обстоятельствах администрации распорядилась спорным земельным участком в нарушение статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно сделка по передаче земельного участка в пользование главы КФХ Нальгеву У.И. в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной и не порождающей правовых последствий.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В статье 305 Гражданского кодекса для владельца, не являющегося собственником, но владеющим имуществом по установленному законом либо договором основанию, предусмотрена возможность защиты имущественных прав, указанных в статьях 301-305 данного Кодекса, включая защиту владения против собственника.
В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения."
Номер дела в первой инстанции: А18-587/2011
Истец: ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Ингушетия", ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РИ"
Ответчик: Администрация Малгобекского муниципального района, Администрация с. Пседах Малгобекского муниципального района, Нальгиев Усман Ильясович
Третье лицо: Нальгиев О. И., Территориальное управление Росимущества по Республике Ингушетия, ТУ Росимущества по РИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1987/13
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1987/13
30.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4959/12
27.07.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4737/12
14.05.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2857/11