город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2012 г. |
дело N А53-2382/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Т.Г. Гуденицы, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сараевой Е.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованного лица: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тамразова Руслана Павловича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2012 по делу N А53-2382/2012 принятого в составе судьи Захарченко О.П.
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске Ростовской области
к заинтересованному лицу индивидуальный предприниматель Тамразов Руслан Павлович
о взыскании штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске Ростовской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Тамразову Руслану Павловичу (далее - предприниматель, ИП Тамразов Р.П.) о взыскании штрафа в сумме 1039,20 руб. за не предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2012 г.. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован установлением факта непредставления предпринимателем за 2010 г.. документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, считает обоснованным привлечение предпринимателя к финансовой ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27 - ФЗ, наложения на предпринимателя штрафа в сумме 1039 руб.
Индивидуальный предприниматель Тамразов Р.П. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить, поскольку в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предприниматель не является страхователем, в связи с чем возложение на предпринимателя обязанности по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного ) учета установленного статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ неправомерно.
Стороны надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии сторон на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела индивидуальный предприниматель Тамразов Р.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новочеркасск Ростовской области.
Управление в ходе проверки своевременности предоставления ИП Тамразовым Р.П. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, установило, что индивидуальный предприниматель сведений не представил.
В связи с непредставлением в установленный срок Тамразовым Р.П. в Пенсионный фонд вышеназванных сведений, 09.08.2011 г. заявителем составлен акт N 297 о нарушении пенсионного законодательства и вынесено решение от 16.09.2011 г. N 297 о начислении предпринимателю штрафных санкций в сумме 1039,20 руб. за непредставление индивидуальных сведений на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г.. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Требованием от 14.10.2011 г.. N 48 ИП Тамразову Р.П. в срок до 06.11.2011 г. предложено уплатить указанную сумму штрафа.
Неисполнение названного требования явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, а Закон N 27-ФЗ - отношения, связанные с представлением необходимых для индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, за которых эти взносы уплачиваются.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год" утверждена стоимость страхового года на 2010 год исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на 1 января 2010 года, в размере 10 392 рублей.
В силу п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, ст. 6 и п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период принятия УПФР решения) предприниматель, являясь страхователем, обязан один раз в год, но не позднее 1 марта представлять в УПФР сведения о себе и о каждом работающем у него лице, которые необходимы для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в установленные сроки к страхователям применяются финансовые санкции в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно материалам дела, предприниматель нарушил вышеуказанные требования Законов N 27-ФЗ и N 167-ФЗ, не представив в срок до 01.03.2011 в УПФР сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год.
Вместе с тем, основания для взыскания суммы штрафа в судебном порядке отсутствуют.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" признаны утратившими силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд России сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пп. "а" п. 6 ст. 6 Закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ в части 5 статьи 16 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, с 01.01.2012 отменена обязанность предпринимателей-страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, по представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующих сведений (документов).
В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, судом апелляционной инстанции учитывается, что обязанность представлять ежегодно до 01 марта сведения индивидуального персонифицированного учета с 01.01.2012 года отменена, следовательно, ответственность за непредставление сведений в указанные сроки также исключена. В связи с этим, в соответствии с установленным частью 2 статьи 54 Конституции РФ принципом обратной силы закона, смягчающего или устраняющего ответственность, основания для привлечения предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета за 2010 год отсутствуют.
Вместе с тем, учитывая, что решение пенсионного фонда было вынесено до внесения в законодательство изменений, устраняющих ответственность предпринимателя, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить такой способ защиты имущественных интересов предпринимателя как неисполнение решения суда, которым взыскан штраф.
При таких обстоятельствах, решение суда от 05.03.2012 г.. не подлежит отмене, но не может быть исполнено в силу статьи 54 Конституции России.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2011 г.. по делу N А53-2382/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пп. "а" п. 6 ст. 6 Закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ в части 5 статьи 16 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
...
В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, судом апелляционной инстанции учитывается, что обязанность представлять ежегодно до 01 марта сведения индивидуального персонифицированного учета с 01.01.2012 года отменена, следовательно, ответственность за непредставление сведений в указанные сроки также исключена. В связи с этим, в соответствии с установленным частью 2 статьи 54 Конституции РФ принципом обратной силы закона, смягчающего или устраняющего ответственность, основания для привлечения предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета за 2010 год отсутствуют.
Вместе с тем, учитывая, что решение пенсионного фонда было вынесено до внесения в законодательство изменений, устраняющих ответственность предпринимателя, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить такой способ защиты имущественных интересов предпринимателя как неисполнение решения суда, которым взыскан штраф.
При таких обстоятельствах, решение суда от 05.03.2012 г.. не подлежит отмене, но не может быть исполнено в силу статьи 54 Конституции России."
Номер дела в первой инстанции: А53-2382/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске Ростовской области
Ответчик: ИП Тамразов Руслан Павлович
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3934/12