г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А56-65122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: А.С.Крыловой
при участии:
от истца (заявителя): предст.Елистратова И.В. - доверенность от 30.09.2011
от ответчика (должника): предст. Зайцев А.В. - доверенность N 03-02-18 от 21.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5303/2012) ОАО "Третий парк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 по делу N А56-65122/2011 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Третий парк"
к Комитету по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2011
установил:
открытое акционерное общество "Третий парк" (ОГРН 1037832001426; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д. 19) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (ОГРН 1027810354516, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Исполкомская, д. 16, лит. А) (далее - Комитет, административный орган) от 02.11.2011 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 13.02.2012 в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Третий парк", ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное исследование материалов дела, просит решение суда от 13.02.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы ссылается то, что судом не установлено нарушение обществом норм Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", не исследовано какие именно условия договоров нарушены обществом. Податель жалобы полагает, что Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда от 13.02.2012 без изменения.
Законность и обоснованность решения суда от 13.02.2012 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ОАО "Третий парк" (перевозчик) заключены договоры от 30.06.2011 N 11-085, N 11-084, от 10.12.2010 N 10-055/042, N 10-054/038 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок (л.д.86-130).
В ходе проверочных мероприятий, проведенных представителями Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга, было установлено, что 07.09.2011 в 10 час. 30 мин. в Приморском районе у дома N 6 по Торфяной дороге ОАО "Третий Парк" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа на маршруте регулярных перевозок N К-232 (см. "Старая Деревня" - Приморский пр., д. 169) на автомобиле ГАЗ 322132 с государственным регистрационным номером АС 634 78 с нарушением условий пунктов 3.2.1 (использование ТС малой вместимости) и 4.7.1 (техническое состояние ТС не соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих техническое состояние ТС: течь масла, неисправные световые приборы, запасное колесо в салоне автобуса) договора от 30.06.2011 N 11-084, а также Приложения N 2 к данному договору. Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.09.2011 N 00526 (л.д.82-85).
По факту выявленного правонарушения Комитетом вынесено определение от 07.09.2011 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 42 Закона N 273-70 и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования административный орган установил, что обществом также допущены нарушения условий договоров от 10.12.2010 N 10-054/038 и N 10-055/042, от 30.06.2011 N 11-085 и N 11-084 при осуществлении регулярных перевозок на маршрутах N К-262 (Финляндский вокзал - ст.м.Проспект просвещения), N К-325 (ст.м.Удельная - ж.д.Ручьи), N К-350 (ст.м.Купчино - ул. Наличная), N К-112Б (ст.м. Гражданский проспект - ст.м.Проспект просвещения).
08.09.2011 в 10 час. 10 мин. в Выборгском районе у дома N 19 по проспекту Просвещения на маршруте регулярных перевозок N К-262 (Финляндский вокзал - ст.м. "Проспект Просвещения") на автомобиле Yutong ZK 6852 HG с государственным регистрационным номером В 249 АР 178 ОАО "Третий Парк" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условия пункта 4.7.1 договора от 10.12.2010 N 10-054/038 (техническое состояние ТС не соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих техническое состояние ТС: не горит правый стоп-сигнал, заднее правое колесо имеет внешнее повреждение). По результатам проверки составлен акт от 08.09.2011 N 00528, получены объяснения водителя Рустамова А.Р., произведена фотосъемка (л.д.54-58).
14.09.2011 в 15 час. 10 мин. в Выборгском районе у дома N 27 по Костромскому проспекту на маршруте регулярных перевозок N К-325 (ст.м. "Удельная" - ж.д.ст. "Ручьи") на автомобиле ГАЗ 322132 с государственным регистрационным номером АР 490-78 ОАО "Третий Парк" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пункта 3.2.1 договора от 30.06.2011 N 11-085 и Приложения N 2 к данному договору (использование ТС малой вместимости). По результатам проверки составлен акт от 14.09.2011 N 00521, получены объяснения водителя Хамданова Б.Т., произведена фотосъемка (л.д.59-63).
21.09.2011 в 10 час. 30 мин. 21.09.2011 в Выборгском районе у дома N 27 по Костромскому проспекту на маршруте регулярных перевозок N К-325 (ст.м. "Удельная" - ж.д.ст. "Ручьи") на автомобиле ГАЗ 322132 с государственным регистрационным номером АР 490-78 ОАО "Третий Парк" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пунктов 3.2.1 (использование ТС малой вместимости) и 4.7.1 (техническое состояние ТС не соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих техническое состояние ТС: не горит фонарь заднего хода) договора от 30.06.2011 N 11-085 и Приложения N 2 к данному договору. По результатам проверки составлен акт от 21.09.2011 N 00539, получены объяснения водителя Хамданова Б.Т., произведена фотосъемка (л.д.64-68).
27.09.2011 в 10 час. 25 мин. в Василеостровском районе у д. 48 по ул. Наличной на маршруте регулярных перевозок N К-350 (ст.м. "Купчино" - ул. Наличная) на автомобиле б/м Golden Dragon с государственным регистрационным номером АР 385-78 ОАО "Третий Парк" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа в нарушение с нарушением условий пункта 4.7.1 договора от 10.12.2010 N 10-055/042 (техническое состояние ТС не соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих техническое состояние ТС: на аварийном выходе нанесено покрытие, блокирующее приведение в действие аварийных выходов, не работают предусмотренные конструкцией аварийные выключатели дверей). По результатам проверки составлен акт от 27.09.2011 N 00547, произведена фотосъемка (л.д.69-72).
05.10.2011 в 10 час. 35 мин. в Выборгском районе у дома N 19 по проспекту Просвещения на маршруте регулярных перевозок N К-112Б (ст.м. "Гражданский Проспект" - ст.м. "Проспект Просвещения") на автомобиле Мерседес 612 D Vario с государственным регистрационным номером АВ 578-78 ОАО "Третий Парк" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением условий пункта 4.7.1 договора от 30.06.2011 N 11-084 (техническое состояние ТС не соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих техническое состояние ТС: отсутствует ремень безопасности водителя, заблокирован аварийный выход). По результатам проверки составлен акт от 05.10.2011 N 00570, получены объяснения водителя Нахушева Б.Б., произведена фотосъемка (л.д.73-78).
По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.10.2011 N 68-11.
Постановлением Комитета от 02.11.2011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70, выразившегося в оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге с нарушением условий договоров от 30.06.2011 N 11-085, N 11-084, от 10.12.2010 N 10-055/042, N 10-054/038, заключенных с Комитетом по транспорту. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с законностью постановления о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и не установил нарушений порядка привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 13.02.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к компетенции Российской Федерации не относятся вопросы организации деятельности городского и пригородного транспорта. Статьей 4 данного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 19-4).
В соответствии со статьей 2 Закона N 19-4 под перевозчиками понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования.
Согласно статье 5 Закона N 19-4 организация работы перевозчиков производится Правительством Санкт-Петербурга и уполномоченным органом. Порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключенными между уполномоченным органом и перевозчиком.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 683 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что Комитет по транспорту является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению организации и проведения для перевозчиков конкурса, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 12-1 Закона N 19-4 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70) оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа в случае, если отсутствует договор, заключенный в соответствии со статьей 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга, и если по данному маршруту был проведен конкурс, по результатам которого право работы на маршруте предоставлено другому маршрутному перевозчику, а также нарушение маршрутным перевозчиком условий указанного договора влечет административную ответственность в соответствии с законом Санкт-Петербурга об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" предусмотрена административная ответственность за оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в случае, если отсутствует договор, а также нарушение перевозчиком условий указанного договора.
Из материалов дела видно, что ОАО "Третий парк" осуществляет деятельность по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории Санкт-Петербурга, в том числе, на основании заключенных с Комитетом по транспорту договоров от 30.06.2011 N 11-085, N 11-084, от 10.12.2010 N 10-055/042, N 10-054/038 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок (далее - договоры).
В соответствии с пунктом 3.2.1 договоров перевозчик осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту по установленной трассе и в соответствии с режимом работы на маршруте, указанным в приложениях N 1 и N 2 к договору. Обязательные требования к режиму работы и подвижному составу на маршруте указываются в приложении N 2 к договору (пункт 1.2 договоров).
Пунктами 3.2.3 и 3.2.4 договоров предусмотрено, что перевозчик обязан соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регулирующих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе, обеспечивать выпуск и работу на маршрутах, находящегося в надлежащем санитарном состоянии и технически исправного подвижного состава.
Согласно пункту 4.7.1 договоров подвижной состав, используемый перевозчиком на маршруте, его техническое состояние должны соответствовать нормативным правовым актам, регламентирующим техническое состояние транспортных средств.
В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Факт нарушения обществом при осуществлении пассажирских перевозок условий пунктов 3.2.1 и 4.7.1 договоров от 30.06.2011 N 11-085, N 11-084, от 10.12.2010 N 10-055/042, N 10-054/038 и приложения N 2 к названным договорам (использование транспортных средств меньшей вместимости, нежели указано в Приложении N 2 к договорам, а также несоответствие подвижного состава перевозчика требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (акты проверок от 07.09.2011 N 00526, от 08.09.2011 N 00528, от 14.09.2011 N 00521, от 21.09.2011 N 00539, от 27.09.2011 N 00547, от 05.10.2011 N 00570 с фотографиями, объяснения водителей, постановления ОГИБДД от 07.09.2011 N 78 АИ 380441, от 08.09.2011 N 78-АИ 669139, от 21.09.2011 N 78 АИ 657761, от 27.09.2011 N 78 АК 153724, от 05.10.2011 N 78 АИ 663536, протокол об административном правонарушении от 06.10.2011 N 68-11) и обществом не опровергнут.
Поскольку требования к вместимости подвижного состава перевозчика, а также требования о соответствии технического состояния подвижного состава перевозчика положениям нормативных правовых актов, регламентирующих техническое состояние транспортных средств, предусмотрены условиями договоров перевозки, на основании которых общество осуществляет свою деятельность на территории города Санкт-Петербурга, то нарушение обществом указанных условий договоров (пунктов 3.2.1 и 4.7.1, приложения N 2) в силу части 2 статьи 12-1 Закона N 19-4 влечет административную ответственность в соответствии с законом Санкт-Петербурга об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70.
Доказательств невозможности соблюдения обществом условий договоров на организацию и выполнение перевозок в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", выразившегося в оказании услуг населению по перевозке с нарушением условий пунктов 3.2.1, 4.7.1 договоров от 30.06.2011 N 11-084, от 30.06.2011 N 11-085, от 10.12.2010 N 10-054/038, от 10.12.2010 N 10-055/042 и приложения 2 к названным договорам. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом нарушения малозначительным судом не установлено.
Суд первой инстанции также не установил нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности. Как следует из материалов дела, общество было надлежащим образом извещено как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и рассмотрения материалов административного дела (л.д.79-80, 47-49); представитель общества присутствовал 02.11.2011 при рассмотрении дела об административном правонарушении и давал свои пояснения по факту вменяемого правонарушения. Административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Постановление от 02.11.2011 о назначении административного наказания вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 февраля 2012 года по делу N А56-65122/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Третий парк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к компетенции Российской Федерации не относятся вопросы организации деятельности городского и пригородного транспорта. Статьей 4 данного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
...
Доказательств невозможности соблюдения обществом условий договоров на организацию и выполнение перевозок в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", выразившегося в оказании услуг населению по перевозке с нарушением условий пунктов 3.2.1, 4.7.1 договоров от 30.06.2011 N 11-084, от 30.06.2011 N 11-085, от 10.12.2010 N 10-054/038, от 10.12.2010 N 10-055/042 и приложения 2 к названным договорам. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом нарушения малозначительным судом не установлено.
...
Постановление от 02.11.2011 о назначении административного наказания вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге"."
Номер дела в первой инстанции: А56-65122/2011
Истец: ОАО "Третий парк"
Ответчик: Комитет по транспорту