г. Киров |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А82-14749/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Зябировой Р.Ш., действующей на основании доверенности от 14.11.2011 N 06-12/162,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2012 по делу N А82-14749/2011, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Ярославского филиала (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767)
к управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345)
о признании незаконным приказа,
установил:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Ярославского филиала (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным приказа управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - ответчик, УЗР мэрии г. Ярославля) от 25.10.2011 "Об отказе в выкупе земельного участка по льготной цене по ул.Володарского, д.28 в Кировской районе" и об обязании ответчика принять решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ростелеком" земельным участком с кадастровым номером 76:23:030801:4, площадью 3469 кв.м, находящимся под нежилым объектом по ул.Володарского, д. 28 г.Ярославля, путем передачи земельного участка в собственность обществу по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2012 заявленные требования Общества удовлетворены, оспариваемый приказ признан незаконным, суд обязал УЗР мэрии г. Ярославля подготовить решение мэрии г.Ярославля о предоставлении в собственность ОАО "Ростелеком" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
УЗР мэрии г. Ярославля указывает на то, кадастровая стоимость земельного участка определяется с учетом видов разрешенного использования земель, поскольку в представленных Обществом документах содержатся противоречивые сведения о разрешенном использовании земельного участка рассчитать выкупную стоимость земельного участка не представляется возможным. Данные обстоятельства затрудняют исполнение решения суда.
ОАО "Ростелеком" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество считает, что выкупная стоимость земельного участка может быть рассчитана на основании постановления правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п которым определен перечень групп видов разрешенного использования земель населенных пунктов. По его мнению, вид разрешенного использования спорного земельного участка установлен в государственном акте на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 15.09.1997, а именно размещение производственных и административных зданий.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей УЗР мэрии г. Ярославля, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Ярославля от 13.08.1997 N 1035 "О выдаче документов, удостоверяющих право пользования земельными участками" (л.д. 8) открытому акционерному обществу "Ярославские телекоммуникационные сети" (ОАО "Яртелеком") 15.09.1997 был выдан государственный акт (л.д. 10), которым обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлено 0,3478 га земель по ул.Володарского, д.28 г.Ярославля для производственных целей (административно-производственное здание).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (л.д. 18) земельный участок площадью 3469 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 13.12.2001 под кадастровым номером 76:23:030830:0004 (впоследствии измененным на 76:23:030801:4) с видом разрешенного использования: для производственных целей.
В результате состоявшейся 30.11.2002 реорганизации (в форме присоединения) ОАО "Яртелеком" прекратило свою деятельность, его универсальным правопреемником стало ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (ОАО "ЦентрТелеком").
08.12.2008 ОАО "ЦентрТелеком" зарегистрировало право собственности на находящийся на спорном земельном участке объект недвижимости - междугороднюю телеграфно-телефонную станцию (л.д. 17).
ОАО "ЦентрТелеком" также было реорганизовано (в форме присоединения), его правопреемником с 01.04.2011 является открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
26.09.2011 Ярославский филиал ОАО "Ростелеком" обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в собственность Обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка кадастровым номером 76:23:030801:4, площадью 3469 кв.м, расположенного по ул.Володарского, д.28 г.Ярославля, по льготной цене (л.д.19).
25.10.2011 начальником УЗР мэрии г. Ярославля подписан приказ от 25.10.2011 "Об отказе в выкупе земельного участка по льготной цене по ул.Володарского, д.28 в Кировском районе" (л.д. 7). Основанием для издания данного приказа послужило то обстоятельство, что постановлением мэра г. Ярославля от 13.08.1997 N 1035 установлен вид разрешенного использования земельного участка "административно-производственное здание", в противоречие с указанным видом представлен кадастровый паспорт земельного участка с видом разрешенного использования "для производственных целей", в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимого имущества значится "междугородняя телеграфно-телефонная станция". По мнению ответчика, указание в кадастровом паспорте иного вида разрешенного использования может повлиять на выкупную стоимость земельного участка.
Считая, что данный приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 2 и 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Законом Ярославской области от 09.06.2003 N 29-з "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" и исходил из того, что заявителю, являющемуся обладателем права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и собственником находящегося на нем объекта недвижимости, действующим законодательством предоставлено право выкупа данного земельного участка по льготной цене. Суд пришел к выводу, что сама по себе кадастровая стоимость этого земельного участка для решения вопроса о возможности реализации обществом своего права правового значения не имеет.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
В пункте 13 указанного постановления говорится, что покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ростелеком" является собственником объекта недвижимости- междугородней телеграфно-телефонной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 76:23:030801:4, площадью 3469 кв.м, расположенного по ул.Володарского, д.28 г.Ярославля, предоставленном его правопредшественнику-ОАО "Яртелеком" на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании соответствующего государственного акта ЯРО 23-03-000672 от 15.09.1997. Таким образом, ОАО "Ростелеком" как правопреемник ОАО "Яртелеком" является владельцем указанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ общество вправе приобрести названный земельный участок в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ. Данному праву ОАО "Ростелеком" корреспондирует обязанность уполномоченного органа местного самоуправления г. Ярославля, состоящая в рассмотрении соответствующего заявления общества и в принятии по нему решения в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ. По смыслу положений ч.ч.5-6 ст. 36 ЗК РФ при представлении заявителем всех документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять такое решение. Названные нормы ЗК РФ не содержат каких-либо оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, не связанных с непредставлением заявителем всех необходимых документов, в том числе такого основания, как несоответствие каких-либо данных, содержащихся в одном документе, данным, содержащимся в другом документе. Между тем, как видно из содержания оспариваемого ОАО "Ростелеком" приказа УЗР мэрии г. Ярославля от 25.10.2011 обществу было отказано в выкупе используемого на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, на котором расположен находящийся в его собственности объект недвижимости, в связи с тем, что вид разрешенного использования названного земельного участка, указанный в кадастровом паспорте, не соответствует виду разрешенного использования, указанному в документе о праве собственности на размещенный на нем объект недвижимости. Ссылок на какие-либо нормы ЗК РФ или иного нормативного правового акта в обоснование решения об отказе в предоставлении обществу земельного участка на праве собственности указанный приказ УЗР мэрии г. Ярославля не содержит. В этой связи следует признать, что данный приказ не соответствует положениям ст. 36 ЗК РФ и при этом создает заявителю препятствия в приобретении права собственности на земельный участок, используемый в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, в силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признал оспариваемый приказ УЗР мэрии г. Ярославля от 25.10.2011 незаконным.
Кроме того, указанный приказ был издан УЗР мэрии г. Ярославля с превышением предоставленных ему полномочий в силу следующего.
В силу ч. 6 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении лицу земельного участка на праве собственности может быть принято только органом местного самоуправления из числа указанных в ст. 29 данного кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Таким образом, решение о предоставлении, а значит и об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, на территории муниципального образования-городя Ярославля может быть принято только субъектом, имеющим статус органа местного самоуправления, уполномоченного на принятие решений по распоряжению земельными участками в пределах соответствующей территории.
В силу ст.7 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 N 42, к числу исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления относится местная администрация города Ярославля-мэрия города Ярославля. Именно данный орган местного самоуправления по смыслу положений ст.ст.2,16,34,37,43 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.11 ЗК РФ и ст.ст. 87,88,93 Устава города Ярославля вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и издавать по этим вопросам соответствующие муниципальные правовые акты, в том числе о предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или об отказе в таком предоставлении. При этом названные правовые акты должны исходить именно от мэрии г. Ярославля как органа местного самоуправления в лице мэра города, а не от ее структурных подразделений, не имеющих статуса органов местного самоуправления. Согласно п. 1.1 Положения об Управлении земельных ресурсов мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 07.06.2006 N 262 (далее- Положение об УЗР), УЗР мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля и соответственно не имеет статуса самостоятельного органа местного самоуправления. В силу п. п. 3.3, 3.17 Положения об УЗР Управление уполномочено лишь на осуществление подготовки правовых актов мэрии города о предоставлении и изъятии земельных участков, но не на издание таких правовых актов. Право издания правовых актов о предоставлении и об отказе в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не предоставлено УЗР мэрии г. Ярославля и Положением о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее- Положение о взаимодействии). В частности, по смыслу п. 6.1 Положения о взаимодействии УЗР мэрии г. Ярославля уполномочено на рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц об оформлении прав на земельный участок и на подготовку постановления мэра города о предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве, в том числе на праве собственности. Таким образом, ни Положением об УЗР, ни Положением о взаимодействии УЗР мэрии г. Ярославля не предоставлено право самостоятельного издания правовых актов о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков либо об отказе в их предоставлении на каком-либо праве. Издание таких правовых актов, влекущих правовые последствия для участников земельных правоотношений и порождающих у них соответствующие права и обязанности, является исключительной прерогативой мэрии г. Ярославля, обладающей статусом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в лице мэра города Ярославля. Структурные подразделения мэрии г. Ярославля, в том числе УЗР вправе издавать лишь приказы, имеющие внутренний характер и не влекущие правовых последствий для участников внешних, в том числе земельных правоотношений.
Таким образом, при издании оспариваемого приказа от 25.10.2011 об отказе ОАО "Ростелеком" в выкупе земельного участка, начальник УЗР мэрии г. Ярославля вышел за пределы предоставленных ему названными выше нормативными правовыми актами полномочий, в связи с чем данный приказ следует признать противоречащим этим правовым актам, а также положениям ст.ст. 29 и 36 ЗК РФ и незаконным.
С учетом изложенного, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе УЗР мэрии г. Ярославля являются не состоятельными и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта арбитражного суда первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УЗР мэрии г. Ярославля освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2012 по делу N А82-14749/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст.7 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 N 42, к числу исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления относится местная администрация города Ярославля-мэрия города Ярославля. Именно данный орган местного самоуправления по смыслу положений ст.ст.2,16,34,37,43 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.11 ЗК РФ и ст.ст. 87,88,93 Устава города Ярославля вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и издавать по этим вопросам соответствующие муниципальные правовые акты, в том числе о предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или об отказе в таком предоставлении. При этом названные правовые акты должны исходить именно от мэрии г. Ярославля как органа местного самоуправления в лице мэра города, а не от ее структурных подразделений, не имеющих статуса органов местного самоуправления. Согласно п. 1.1 Положения об Управлении земельных ресурсов мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 07.06.2006 N 262 (далее- Положение об УЗР), УЗР мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля и соответственно не имеет статуса самостоятельного органа местного самоуправления. В силу п. п. 3.3, 3.17 Положения об УЗР Управление уполномочено лишь на осуществление подготовки правовых актов мэрии города о предоставлении и изъятии земельных участков, но не на издание таких правовых актов. Право издания правовых актов о предоставлении и об отказе в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не предоставлено УЗР мэрии г. Ярославля и Положением о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее- Положение о взаимодействии). В частности, по смыслу п. 6.1 Положения о взаимодействии УЗР мэрии г. Ярославля уполномочено на рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц об оформлении прав на земельный участок и на подготовку постановления мэра города о предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве, в том числе на праве собственности. Таким образом, ни Положением об УЗР, ни Положением о взаимодействии УЗР мэрии г. Ярославля не предоставлено право самостоятельного издания правовых актов о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков либо об отказе в их предоставлении на каком-либо праве. Издание таких правовых актов, влекущих правовые последствия для участников земельных правоотношений и порождающих у них соответствующие права и обязанности, является исключительной прерогативой мэрии г. Ярославля, обладающей статусом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в лице мэра города Ярославля. Структурные подразделения мэрии г. Ярославля, в том числе УЗР вправе издавать лишь приказы, имеющие внутренний характер и не влекущие правовых последствий для участников внешних, в том числе земельных правоотношений.
Таким образом, при издании оспариваемого приказа от 25.10.2011 об отказе ОАО "Ростелеком" в выкупе земельного участка, начальник УЗР мэрии г. Ярославля вышел за пределы предоставленных ему названными выше нормативными правовыми актами полномочий, в связи с чем данный приказ следует признать противоречащим этим правовым актам, а также положениям ст.ст. 29 и 36 ЗК РФ и незаконным."
Номер дела в первой инстанции: А82-14749/2011
Истец: ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице филиала ОАО "Ростелеком" в г. Ярославле, ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице филиала открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в г. Ярославле
Ответчик: Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля