г. Владивосток |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А51-18289/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Г.М. Грачёва, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Рыбный рынок "Русская Гавань": Серегеева Е.Б. по доверенности от 27.02.2012 сроком действия до 31.12.2012, паспорт,
от МУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа": Сливаева И.А. по доверенности от 23.04.2012 N 19 сроком действия до 31.12.20121, паспорт,
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Подольский А.С. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 1123
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рыбный рынок "Русская Гавань"
апелляционное производство N 05АП-2031/2012
на решение от 26.01.2012
судьи А.А. Фокиной по делу N А51-18289/2011 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбный рынок "Русская Гавань" (ОГРН 1022501897109)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) третье лицо: МУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" о признании незаконным и отмене распоряжения N 1866 от 30.06.2011 о предварительном согласовании места размещения объекта
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбный рынок "Русская гавань" (далее - заявитель, Общество, ООО "Рыбный рынок "Русская гавань") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) N 1866 от 30.06.2011 "О предварительном согласовании Муниципальному учреждению "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока места размещения объекта "Реконструкция объекта "Зона отдыха "Площадь Спортивная гавань" на земельном участке с видом разрешённого использования: объекты отдыха, спорта, туризма и развлечений, по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе ул. Батарейная, 1".
Определением от 09.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне Департамента судом привлечено Муниципальное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" (далее - третье лицо, Дирекция).
Решением Арбитражного суда приморского края от 26.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Рыбный рынок "Русская гавань" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 10.05.2012 Департамент, МУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" на доводы апелляционной жалобы возразили в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 сочли законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Рыбный рынок "Русская гавань" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.02.1995 администрацией г.Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц ИМНС по Первореченскому району г.Владивостока 03.09.2002 внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022501897109.
05.06.2007 между Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры и ООО Рыбный рынок "Русская гавань" был заключен договор аренды земельного участка N 02-020009-Ю-Д-07218, предметом которого явился земельный участок с кадастровым номером 25:28:02 00 09:0018 площадью 777 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Батарейная, 2а, ориентир находится в границах участка, для дальнейшей эксплуатации здания рыбного рынка с кафе и рестораном. Срок аренды в соответствии с пунктом 1.3 договора был установлен с 28.06.2004 по 27.06.2019.
30.06.2011 Департаментом было издано распоряжение N 1866 "О предварительном согласовании Муниципальному учреждению "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока места размещения объекта "Зона отдыха "Площадь Спортивная гавань" на земельном участке с видом разрешенного использования: объекты отдыха, спорта, туризма и развлечений, по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Батарейная, 1".
27.07.2011 администрацией города Владивостока в адрес заявителя направлено уведомление N 28/9-4111 об образовании вышеуказанного земельного участка и предложено в срок 7 календарных дней с момента его получения выразить в письменной форме свое согласие на образование данного земельного участка из арендуемого Обществом земельного участка.
15.08.2011 администрацией города Владивостока было издано постановление N 2259 об изъятии ряда земельных участков, в том числе и спорного участка у заявителя (пункт 23 приложения), и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд Владивостокского городского округа для размещения необходимых для проведения форума АТЭС 2012 объектов, комплекс мероприятий, связанных с изъятием объектов недвижимости, поручено провести Дирекции.
Однако, не согласившись с распоряжением Департамента от 30.06.2011 N 1866, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Отношения, возникающие в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума АТЭС 2012 и развитием города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, регулируются Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ, который содержит специальные нормы об особенностях градостроительной деятельности в связи с организацией проведения саммита АТЭС 2012 и особенностях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, имеющие преимущество перед общими нормами, закрепленными Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ (статьи 13, 16 закона).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ подготовка документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками в соответствии с подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края, органом местного самоуправления Владивостокского городского округа.
Проекты планировки территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, на острове Русский утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ предусмотрено, что размещение необходимых для проведения саммита объектов, не указанных в части 2 настоящей статьи, может быть предусмотрено документацией по планировке территории или решениями о предварительном согласовании мест их размещения.
Согласно подпункту 1 пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ в рамках подготовки к проведению саммита местной администрацией Владивостокского городского округа среди прочих мероприятий осуществляются мероприятия по капитальному ремонту, реконструкции, реставрации объектов благоустройства "морского фасада" (набережные, пляжи, причалы, пирсы, видовые площадки и подобные объекты) города Владивостока.
Механизм реализации запланированных мероприятий, их объем, сроки и этапы предусмотрены подпрограммой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480, краевой целевой программой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008 - 2012 годы", утвержденной законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ, и муниципальной долгосрочной целевой программой "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 22.04.2009 N 381.
В соответствии с разделом 1 муниципальной целевой программы (далее - Программа) морской фасад города Владивостока представляет собой совокупность зон отдыха, непосредственно находящихся в береговой полосе водных объектов и на территориях к ним прилегающих (набережные, причалы, пирсы, пляжи, видовые площадки), зданий, сооружений и объектов, просматриваемых и не просматриваемых со стороны морской акватории, сооружений, позволяющих обеспечить гармоничное восприятие повседневной жизни горожан (многоярусные парковки, подземные и надземные пешеходные переходы, парки, скверы, зоны отдыха горожан, территории мемориалов и памятников).
При этом реконструкция морского фасада города Владивостока включает в себя реконструкцию, как уже существующих зданий, сооружений, зон отдыха, парков, скверов, так и возведение (строительство) новых объектов, необходимых для визуального формирования панорамного вида и архитектурно-пространственной структуры морского фасада города Владивостока.
Пунктом 3.1 Приложения N 1 к Программе предусмотрены мероприятия по реконструкции скверов, парков и зон отдыха, пообъектный перечень которых указан в Приложении N3 "Перечень объектов, входящих в мероприятие "Реконструкция морского фасада г.Владивостока, реконструкция фасадов, выходящих на море и трассу гостевого маршрута делегаций - участников встречи глав государств и правительств стран - участников форума АТЭС 2012" путем реконструкции скверов, парков и зон отдыха". Под N 1 в данный перечень включен объект "Зона отдыха "Площадь Спортивная
гавань".
Спорный объект был включен в перечень мероприятий, указанных в Приложении N 1 к Программе, постановлением главы администрации города Владивостока от 14.05.2010 N 528.
12.09.2011 постановлением администрации г. Владивостока N 2461 "Об установлении расположения гостевого маршрута делегаций - участников встречи глав государств и правительств стран - участников форума АТЭС 2012 на территории Владивостокского городского округа" установлено, что зона отдыха "Площадь Спортивная гавань" входит в гостевой маршрут делегаций - участников саммита АТЭС 2012 года.
Оспариваемым распоряжением Департамента Дирекции согласовано место размещения объекта строительства "Реконструкция объекта "Зона отдыха "Площадь Спортивная гавань" на земельном участке с видом разрешенного использования: объекты отдыха, спорта, туризма и развлечений, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Батарейная, 1.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая перечисленные нормы права, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу относительно того, что оспариваемое распоряжение не нарушает нормы действующего законодательства о подготовке к проведению саммита АТЭС 2012, как и положений статьи 31 Земельного кодекса РФ, что прямо подтверждается представленными в материалы дела документами, а также само по себе не затрагивает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 по делу N А51-18289/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Г. М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Механизм реализации запланированных мероприятий, их объем, сроки и этапы предусмотрены подпрограммой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480, краевой целевой программой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008 - 2012 годы", утвержденной законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ, и муниципальной долгосрочной целевой программой "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 22.04.2009 N 381.
...
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая перечисленные нормы права, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу относительно того, что оспариваемое распоряжение не нарушает нормы действующего законодательства о подготовке к проведению саммита АТЭС 2012, как и положений статьи 31 Земельного кодекса РФ, что прямо подтверждается представленными в материалы дела документами, а также само по себе не затрагивает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А51-18289/2011
Истец: ООО "Рыбный рынок "Русская Гавань"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: МУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа"