г. Самара |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А55-20185/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал Сервис" - Конов М.В., доверенность от 10.01.2012 года N 1, Сачев С.А., решение от 19.08.2009 года,
от Мэрии городского округа Тольятти - Корнилов Д.С., доверенность от 07.12.2011 года N 1150б/1,
от Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал Сервис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2012 года по делу N А55-20185/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал Сервис", (ОГРН 1056320039874, ИНН 6323080928), Самарская область, г. Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
третье лицо:
Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", (ОГРН 1036301004431, ИНН 6320001847), Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным Постановления мэрии N 2441-п/1 от 15.08.2011 года в части сооружения - площадки межрейсового отстоя автобусов, решения об отказе, изложенном в письме за номером N 6498/5 от 15.07.2011 и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ л.д. - 73) о признании Постановления мэрии г.о. Тольятти N 2441-п/1 от 15.08.2011 года "Об утверждении перечня объектов, принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти" в части сооружения - площадки межрейсового отстоя автобусов, Литер Z1, площадью застройки 1257,9 кв.м. по адресу: г. Тольятти, Центральный район, севернее здания, имеющего адрес: ул. Родины,1-е ( пункт 2 Приложения к Постановлению) недействительным, о признании решения мэрии городского округа Тольятти, изложенным в письме за N 6498/5 от 15.07.2011 года об отказе в формировании земельного участка, площадью 0,1130 га, расположенного в Центральном районе г. Тольятти, ул. Родины 1 "Е" северо-западнее кафе "Лукоморье" для целей, не связанных со строительством, для организации проезда и подхода к принадлежащему ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" объекту - зданию миниавтовокзала, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Родины 1 "И", а также для размещения гостевой парковки транспортных средств под объект, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Родины, 1 "е" ( кафе "Лукоморье") и организации мест парковки транспортных средств инвалидов - незаконным и обязании мэрии г.о. Тольятти принять решение о формировании земельного участка площадью 0,1130 га, расположенного в Центральном районе г. Тольятти, ул. Родины 1 "Е".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что асфальтированная площадка не являлась объектом городского транспорта, поскольку автовокзал и автостанция г. Тольятти обслуживали междугородние, а не городские пассажирские перевозки.
Податель жалобы указывает, что постановлением главы администрации Самарской области N 188 от 10.07.1996 года "О передаче имущества Тольяттинского автовокзала в муниципальную собственность г. Тольятти" было передано имущество Самарской области, находящееся в пользовании товарищества с ограниченной ответственностью "Тольяттинский автовокзал", которое в связи с внесением изменений в Устав в соответствии с ГК РФ получило наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Тольяттинский автовокзал". Однако, как видно из имеющегося в материалах дела перечня основных средств, арендуемых ООО "Тольяттинский автовокзал", данная асфальтированная площадка, как объект недвижимости, в собственность г. Тольятти вышеуказанным актом не передавалась, ни одна из асфальтированных площадок (под посадку и высадку пассажиров, для отстоя автобусов), расположенных вблизи зданий бывшего автовокзала и бывшей автостанции (ныне кафе), как объекты недвижимости, входившие в комплекс производственного объединения автовокзалов и автостанций г. Самары в соответствии с пунктом 9 приложения N 2 к Постановлению ВС РФ N 3020 от 27.12.1991 года и Постановления Совета Министров РФ и Правительства РФ N 343 от 19 апреля 1993 года "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Самарской области), до настоящего времени в муниципальную собственность не передана, и все они находятся в собственности Самарской области.
По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание следующие факты: ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" обратилось в мэрию г.о. Тольятти с просьбой о формировании земельного участка 15 марта 2011 года.
Заявление Общества было рассмотрено на заседании комиссии мэрии г.о. Тольятти 17 июня 2011 года, тогда же и было принято решение об отказе в формировании земельного участка.
Письмом за N 6498/5 от 15 июля 2011 года мэрия т.о. Тольятти уведомила Общество об отказе в формировании земельного участка.
Ни на 17 июня, ни на 15 июля 2011 года асфальтированная площадка, как объект недвижимости, не была оформлена. Это произошло только 18 июля 2011 года.
И только 15.08.2011 года, намного позже отказа обществу в формировании земельного участка было вынесено Постановление за N 2441 -п/1, которым утвержден Перечень объектов, принимаемых в муниципальную собственность городского округа Тольятти. Среди объектов значится сооружение - площадка межрейсового отстоя автобусов, литер Z1, площадь застройки 1257,9 кв.м.
Податель жалобы считает, что из прилагаемой к апелляционной жалобе схемы датированной 13.10.1992 года, видно, что никакой площадки для межрейсового отстоя автобусов севернее автостанции, а ныне кафе "Лукоморье" не было. Земельный участок, испрашиваемый ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" для целей не связанных со строительством на 13.10.1992 года, в территорию автовокзала не входил. Никакой площадки на данном земельном участке на вышеуказанную дату не существовало. Это свидетельствует о том, что запись в техническом паспорте на площадку (инв. 1000867) не соответствует действительности.
В судебном заседании представители ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя предприятия.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "АВТОВОКЗАЛ СЕРВИС" обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о формировании земельного участка, площадью 0,1130 га, расположенного в Центральном районе г. Тольятти, ул. Родины, 1 "Е", северо-западнее кафе "Лукоморье" для целей, не связанных со строительством с последующим предоставлением данного участка в аренду (л.д. - 17).
По результатам рассмотрения указанного обращения, письмом от 15.07.2011 года мэрия городского округа Тольятти отказала в формировании земельного участка (л.д. - 19).
Основанием для принятия данного решения послужило расположение на данном земельном участке объекта недвижимого имущества, находящегося в реестре муниципальной собственности - площадка межрейсового отстоя автобусов.
Указанный объект недвижимого имущества включен в реестр муниципального имущества на основании пункта 2 Приложения постановления мэрии городского округа Тольятти N 2414-п/1 от 15.08.2011 года (л.д - 58-60).
Не согласившись с Постановлением мэрии N 2414-п/1 от 15.08.2011 года в части включения в муниципальную собственность данного объекта, а также с решением об отказе в формировании земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанных требований общества суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с постановлением Главы администрации Самарской области N 188 от 10.07.1996 года "О передаче имущества тольяттинского автовокзала в муниципальную собственность г. Тольятти" в муниципальную собственность г. Тольятти передано государственное имущество Самарской области, находящееся в пользовании ТОО "Тольяттинский автовокзал".
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" объекты государственной собственности указанные в пункте 1 приложения 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту сооружение -площадка межрейсового отстоя автобусов, построено в 1974 году (л.д. - 49-54).
18.07.2011 года указанный объект внесен в ЕГРОКС, ему присвоен кадастровый номер 63:09:0304064:0:10 (л.д. - 49), выдан кадастровый паспорт на указанный объект (л.д. - 55-57).
Судом верно отмечено в решении, что поскольку спорный объект недвижимого имущества является объектом городского транспорта, построен в 1974 году, поставлен на кадастровый учет как объект капитального строительства, указанный объект является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
Судом правильно учтено, что право муниципальной собственности является ранее возникшим.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу части 2 статьи 50 ФЗ N 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения.
На указанный объект в настоящее время зарегистрировано право собственности муниципального образования - городской округ Тольятти (Свидетельство от 01 сентября 2011 года, серия 63-АЖ N 009159, л.д. - 61).
В соответствии со статьей 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом верно отмечено, что ни доводы заявления, ни пояснения заявителя не свидетельствуют о наличии спора о праве на рассматриваемый объект недвижимого имущества и что указанное выше Постановление Главы администрации Самарской области N 188 от 10.07.1996 года является действующим, недействительным не признано, в установленном порядке не оспорено.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Постановление мэрии г.о. Тольятти N 2414 не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков на территории городского округа Тольятти для целей, не связанных со строительством, установлен постановлением мэра городского округа Тольятти N 2835-1/П от 21.09.2007 года.
В соответствии с пунктом 9 Положения, мэрия городского округа Тольятти обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременно опубликовывает такую информацию в средствах массовой информации. Формирование перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, осуществляется мэрией городского округа по собственной инициативе, а также может осуществляться с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Положения граждане и юридические лица (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в мэрию городского округа Тольятти.
Согласно пункту 18 Положения, заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если заявление подано при отсутствии информационного сообщения, а также, если предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
В материалы дела не представлено доказательств наличия информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Судом также верно учтено, что испрашиваемый земельный участок занят объектом капитального строительства.
Судом также правильно указано в решении, что заявителем не представлено в материалы дела доказательств, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Испрашиваемый земельный участок является смежным земельным участком к участку, занятому объектом недвижимого имущества заявителя, что не дает преимущественного права на его предоставление заявителю.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2009 года по делу N А55-13106/2008 оставлено в силе решение Арбитражного суда Самарской области, которым суд отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал Сервис" (далее - ООО "Автовокзал Сервис") о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы в государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости - здание миниавтовокзала общей площадью 480,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Тольятти Центральный район, ул.Родины, 1-й, и об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию указанного выше объекта и выдать ООО "Автовокзал Сервис" свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
В настоящее время по иску мэрии городского округа Тольятти в Арбитражном суде Самарской области рассматривается дело N А55-9101/2012 о признании отсутствующим зарегистрированных прав собственности истца на объект недвижимости - здание миниавтовокзала, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Родины, 1 "И" и земельный участок под указанным зданием.
С учетом этого довод заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок ему необходим для организации проезда и подхода к принадлежащему ему на праве собственности объекта миниавтовокзала подлежит отклонению.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2012 года по делу N А55-20185/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
...
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
...
Испрашиваемый земельный участок является смежным земельным участком к участку, занятому объектом недвижимого имущества заявителя, что не дает преимущественного права на его предоставление заявителю.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2009 года по делу N А55-13106/2008 оставлено в силе решение Арбитражного суда Самарской области, которым суд отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал Сервис" (далее - ООО "Автовокзал Сервис") о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы в государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости - здание миниавтовокзала общей площадью 480,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Тольятти Центральный район, ул.Родины, 1-й, и об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию указанного выше объекта и выдать ООО "Автовокзал Сервис" свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок."
Номер дела в первой инстанции: А55-20185/2011
Истец: ООО "Автовокзал Сервис"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3"