г. Самара |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А55-24276/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида городского округа Октябрьск Самарской области - Калмыкова Ю.В., копия паспорта приобщена к материалам дела,
от Главного управления МЧС России по Самарской области - извещен, не явился,
от Администрации городского округа Октябрьск - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида городского округа Октябрьск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2012 по делу N А55-24276/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида городского округа Октябрьск Самарской области, г.Октябрьск Самарской области,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г.Самара,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Октябрьск, г.Октябрьск Самарской области,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 10 комбинированного вида, г.Октябрьск (далее - заявитель, дошкольное образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления отдела надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области (далее - административный орган, МЧС) от 01.11.2011 N 1324 о назначении административного наказания заявителю за нарушение требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, дошкольное образовательное учреждение детский сад N 10 комбинированного вида городского округа Октябрьск Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Учреждение не имеет возможности выполнить требовании пожарной безопасности ввиду отсутствия у него финансирования противопожарных мероприятий из бюджета, а также отсутствия иных источников для их финансирования, ДОУ N 10 предпринимались все возможные меры по выполнению требований пожарной безопасности.
По мнению подателя жалобы, судом при рассмотрении спора по существу не было принято во внимание, что финансовое положение ДОУ N 10, являющееся государственным дошкольным образовательным учреждением, зависит от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета.
Податель жалобы указывает, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123 ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строении приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Податель жалобы считает, что поэтому объект, который построен ранее, до введения в действие Технического регламента, в полной мере действует, эксплуатируется в соответствии со старой нормативно-правовой базой. То есть переоборудование зданий, сооружений под новые требования Технического регламента не потребуется, при этом, статья 4 данного закона регламентирует: за исключением случаев, когда в существующих зданиях, сооружениях, объектах есть угрозы жизни и здоровью людей.
В связи с чем органы Госпожнадзора не вправе распространять действующие на сегодняшний день требования по пожарной безопасности на ранее построенные и введенные в эксплуатацию здания Учреждения.
Податель жалобы указывает, что выполнение вторых эвакуационных выходов из помещений групповых ячеек (спальных помещений), размещенных на 2-м этаже здания детского сада, является реконструкцией здания, на что необходимо разрешение собственника и дополнительные финансовые вложения.
Исходя из характера вменяемых Дошкольному образовательному учреждению детский сад N 10 комбинированного вида нарушений многие из них свидетельствуют о том, что они имели место и до передачи ему зданий в оперативное управление. Следовательно, собственник данного имущества не обеспечил соблюдение требований пожарной безопасности, не выделил своевременно средств на устранение несоответствий.
Заявитель жалобы считает правонарушение малозначительным, а также ссылается на то, что в случае выполнения данного Постановления и уплаты штрафа ДОУ N 10 придется на сумму штрафа сокращать другие расходы на содержание детей (на питание, одежду и учебные пособия).
В судебном заседании представитель от дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида городского округа Октябрьск Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание на явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида городского округа Октябрьск Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением (приказом) от 27.09.2011 г. N 1103 начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский - главного государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2011 год (план размещен на официальном сайте Прокуратуры Самарской области и ГУ МЧС России по Самарской области) в отношении Дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида начальником отделения отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский Колокольцевым П.А. была проведена плановая выездная проверка совместно с заведующим дошкольным образовательным учреждением детский сад N 10 комбинированного вида Калмыковой Юлии Валерьевны (л.д.99).
В ходе проведения плановой выездной проверки Дошкольного образовательного учреждения детский сад N 10 комбинированного вида начальником отделения отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский Колокольцевым П.А. были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Результаты проверки были отражены в акте проверки N 1103 от 25.10.2011 г.., который был вручен лично под роспись заведующему дошкольным образовательным учреждением детский сад N 10 комбинированного вида Калмыковой Ю.В. (л.д.81-82).
По результатам проведенной плановой выездной проверки заявителя административным органом были составлены протоколы об административном правонарушении N 2173 от 25.10.2011 по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), N 2174 от 25.10.2011 г.. по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения) и N 2175 от 25.10.2011 г.. по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений). Указанные протоколы были вручены лично под роспись заведующему дошкольным образовательным учреждением детский сад N 10 комбинированного вида Калмыковой Ю. В. (л.д.75-80).
Одновременно руководителю дошкольного образовательного учреждения было выдано предписание N 1103/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
01 ноября 2011 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский - заместителем главного государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Сидякиным Д.А. в присутствии заведующего дошкольным образовательным учреждением детский сад N 10 комбинированного вида Калмыковой Ю. В. по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении N 2173, N 2174 и N 2175 от 25 октября 2011 г. и материалов административного дела на заявителя вынесено постановление N 1324 о привлечении к административной ответственности в виде минимального административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д.73-74).
Из акта проверки, протоколов об административном правонарушении, составленных в соответствии с ч.2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 2173, 2174 и N 2175 от 25.10.2011 г. следует, что в ходе проверки были выявлены правонарушения, ответственность за которые наступает по соответствующим частям ст.20.4 КОАП РФ, а именно:
- не установлены противопожарные двери в помещения архива и гладильной на 1-м этаже здания детского сада с пределом огнестойкости не менее EI 30*, что является нарушением СНиП 21.01-97* п.71; СНиП 2.08.02-89* п.1.82;
- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, что является нарушением 01-03 п.39;
- не выполнено соединение жил электропроводов в распределительных коробках в здании детского сада при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов, что является нарушением ПУЭ п.2.1.21; ППБ 101-89 п.2.33;
- не выполнено эвакуационное электроосвещение в коридорах и во внутренних лестницах здания детского сада, чем нарушены требования СНиП 23.05-95 п.7.61 и п.7.62;
- за указанные правонарушения ответственность наступает по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ;
Не выполнены вторые эвакуационные выходы из помещений групповых ячеек (спальных помещений), размещенных на 2-м этаже здания детского сада, чем нарушены положения СНиП 21.01-97* п.6.9*; п.6.12*, ответственность за указанное нарушение наступает по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом ДОУ детский сад N 10 комбинированного вида является юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам, может самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика, имеет свой расчетный счет, баланс и смету.
Доказательств исключения указанного юридического лица из государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией или реорганизацией в суд не представлено.
Согласно п.3.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за заявителем от 30.03.2010 г.. данное учреждение обязано использовать имущество исключительно в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и иными требованиями, предъявляемыми к имуществу при его использовании.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
С учетом этого суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Судом правильно отмечено, что выявленные нарушения непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его распространение и безопасную эвакуацию детей из здания детского сада, следствием чего создается угроза жизни и здоровья детей, а именно:
- не выполнение соединения жил электропроводов в распределительных коробках в здании детского сада при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов, может привести к тому, что при соединении электропроводов "скрутками", в местах соединения электропроводов возникает большое переходное сопротивление, что в свою очередь приводит к возрастанию температуры проводника в месте соединения и в последующем к воспламенению изоляции электропроводов, что приводит к короткому замыканию. Пожарная опасность короткого замыкания заключается в резком увеличении силы тока, резком увеличении выделяемой теплоты (температура в зоне короткого замыкания достигает 5000* С), воспламенении изоляции, расплавлении и разбрызгивания металла проводов, появлении искр, воспламенении окружающей отделки, конструкций, поддерживающих горение, падении напряжения питающей среды.
Все вышеуказанное влечет за собой возникновение пожара;
- не установка противопожарных дверей в помещения архива и гладильной на 1-м этаже здания детского сада с пределом огнестойкости не менее EI 30* не обеспечивает локализацию горения в пределах помещения в течение необходимого времени;
- не выполнение прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны не позволит своевременно, без потери времени передать сообщение о пожаре в здании детского сада в пожарную охрану;
- не выполнение эвакуационного электроосвещения в коридорах и во внутренних лестницах здания детского сада не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию детей через эвакуационные выходы при отключении электроснабжения при пожаре;
- не выполнение вторых эвакуационных выходов из помещений групповых ячеек (спальных помещений), размещенных на 2-м этаже здания детского сада не позволит провести безопасную эвакуацию детей из здания детского сада.
Выявленные нарушения являются грубыми нарушениями, посягающими на жизнь и здоровье детей, обслуживающего персонала и неопределенного круга лиц, в связи с чем, рассматривать вышеуказанные нарушения как малозначительные отсутствуют правовые основания.
Рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено уполномоченными на основании статей 28.3, 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами; по форме и содержанию данные документы соответствуют требованиям статей 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом правильно учтено, что добровольное частичное устранение нарушений требований пожарной безопасности со стороны заявителя в виде установки противопожарной двери в помещении электрощитовой не свидетельствует о полном устранении правонарушения, поскольку в постановлении N 1324 от 01.11.2011 о привлечении к административной ответственности указано, что юридическое лицо - Дошкольное образовательное учреждение детский сад N 10 комбинированного вида не установило противопожарные двери в помещения архива и гладильной на 1-м этаже здания детского сада с пределом огнестойкости не менее EI 30*.
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Санкцией ч.4 ст.20.4 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание за совершенные правонарушения для юридических лиц от ста пятидесяти тысяч руб. до 200 000 руб. рублей. Юридическое лицо - дошкольное образовательное учреждение детский сад N 10 комбинированного вида 01.11.2011 г. было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде минимального размера административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
Суд правильно указал, что на основании ст. 30.7 КоАП РФ привлечение к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 150 000 рублей (минимальный размер) соответствует характеру содеянного и целям административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое постановление законно и не имеется оснований для его отмены.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Податель жалобы указывает на недопустимость применения требований Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к существующему объекту - ДОУ детский сад N 10 комбинированного вида т.к. объект, который построен ранее, до введения в действие Технического регламента в полной мере действует, эксплуатируется в соответствии со старой нормативно-правовой базой.
Однако в нарушение требований пунктов 6.9*, 6.12* СНпП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" из помещений групповых ячеек (спальных помещений), размещенных на 2-м этаже здания детского сада отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений, при этом в соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Поскольку здание детского сада построено с нарушением ранее действовавших требований пожарной безопасности, принятие мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ является необходимым. Данная обязанность лежит на собственнике объекта или лице, уполномоченном владеть, пользоваться или распоряжаться зданием, сооружением и строением (часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой - постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2011 года по делу N А44-3588/2010, по которому Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2011 г. N ВАС-11550/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора; постановлением ФАС Поволжского округа от 14 февраля 2012 г. по делу N А65-16465/2011; постановлением ФАС Поволжского округа от 08 февраля 2012 года по делу N А65-17537/2011.
Кроме того, при проверке выявлены и иные нарушения правил пожарной безопасности - не установлены противопожарные двери в помещения архива и гладильной на 1-м этаже здания детского сада с пределом огнестойкости не менее EI 30*, что Является нарушением СНиП 21.01-97* п.71; СНиП 2.08.02-89* п.1.82; не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, что является нарушением 01-03 п.39; не выполнено соединение жил электропроводов в распределительных коробках в здании детского сада при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов, что является нарушением ПУЭ п.2.1.21; ППБ 101-89 п.2.33; не выполнено эвакуационное электроосвещение в коридорах и во внутренних лестницах здания детского сада, чем нарушены требования СНиП 23.05-95 п.7.61 и п.7.62 ответственность за которые несет администрация образовательного учреждения, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.03.2012 года по делу N А65-16463/2011.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2012 по делу N А55-24276/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Санкцией ч.4 ст.20.4 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание за совершенные правонарушения для юридических лиц от ста пятидесяти тысяч руб. до 200 000 руб. рублей. Юридическое лицо - дошкольное образовательное учреждение детский сад N 10 комбинированного вида 01.11.2011 г. было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде минимального размера административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
...
Поскольку здание детского сада построено с нарушением ранее действовавших требований пожарной безопасности, принятие мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ является необходимым. Данная обязанность лежит на собственнике объекта или лице, уполномоченном владеть, пользоваться или распоряжаться зданием, сооружением и строением (часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой - постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2011 года по делу N А44-3588/2010, по которому Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2011 г. N ВАС-11550/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора; постановлением ФАС Поволжского округа от 14 февраля 2012 г. по делу N А65-16465/2011; постановлением ФАС Поволжского округа от 08 февраля 2012 года по делу N А65-17537/2011."
Номер дела в первой инстанции: А55-24276/2011
Истец: Дошкольное образовательное учреждение детский сад N10 комбинированного вида, Дошкольное образовательное учреждение детский сад N10 комбинированного вида в лице директора Калмыковой Юлии Валерьевны
Ответчик: ГУ МЧС России по Самарской области, Отдел надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский, Отдел надзорной деятельности городских округов Сызрань, Октябырьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский
Третье лицо: Администрация г. о. Октябрьск, главное управление МЧС России