г.Москва |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А40-12625/12-21-120 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Технология Чистоты XXI"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.02.2012
по делу N А40-12625/12-21-120, принятое судьей Каменской О.В.,
по заявлению Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора)
к ООО "Технология Чистоты XXI" (ОГРН 1037739064329; г.Москва, ул.Профсоюзная, д.146, корп.1, пом.N 3, комн.18)
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Наволокиной Н.В. по доверенности от 22.08.2011,
представителя ответчика Каиль Д.В. по доверенности от 28.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.02.2012, принятым по данному делу, ООО "Технология Чистоты XXI" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что материалами административного дела подтверждается факт совершения ответчиком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП. Кроме того, суд указал на соблюдение административным органом порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе ООО "Технология Чистоты XXI" просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что Общество незаконно и необоснованно привлечено к административной ответственности. Считает, что при проведении проверки не выявлено, какие конкретно опасные вещества обращаются на объектах ООО "Технология Чистоты XXI". Доказательств того, что находящиеся на территории Общества вещества являются опасными и запрещенными к использованию заявителем не представлено и судом не установлено. Указывает, что в акте проверки наименование (именной код) объектов указано по нормативным правовым актам, утратившим силу. Считает, что заявителем не доказан факт осуществления ООО "Технология Чистоты XXI" деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов. Настаивает на том, что эксплуатируемые Обществом объекты не являются химически опасными производственными объектами, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивая на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании и представленных письменных пояснениях поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что Общество законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, что подтверждается собранными по делу доказательствами, при этом нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности не допущено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В силу положений ст.5 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения).
Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр (пункт 5.3.5 Положения).
Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Закона о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора) является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории регионов Российской Федерации, в соответствии с Положением о Межрегиональном технологическом управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 13.07.2011 N 386.
Согласно данному Положению к функциям МТУ Ростехнадзора в числе прочего отнесены организация и проведение проверки соблюдения юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности; осуществление контроля и надзора в том числе за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 указанного Приложения к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно.
В силу положений статьи 2 указанного Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, государственный реестр опасных производственных объектов ведет Ростехнадзор.
20.12.2011 на основании распоряжения МТУ Ростехнадзора от 16.12.2011 N 5030-р (согласованного с Прокуратурой г.Москвы - л.д.33), проведена внеплановая выездная проверка указанных в заявлении гражданина Жданова Ю.В. фактов нарушения ООО "Технология Чистоты XXI" требований промышленной безопасности по адресу: 115230, г.Москва, Электролитный проезд, д.3.
По результатам проверки составлен акт N 3.4-028/12-11 от 21.12.2011, в котором зафиксировано, что проведенной проверкой производственной площадки ООО "Технология Чистоты XXI", расположенной по адресу: г.Москва, Электролитный проезд, д.3, факты, изложенные в повторном обращении от 21.11.2011 гражданина Жданова Юрия Викторовича, проживающего по адресу: 606000, Нижегородская область, г.Дзержинск, ул.Ленина, д.34, кв.29, о нарушениях требований промышленной безопасности в производстве моющих средств подтвердились.
Проверкой выявлен факт осуществления ООО "Технология Чистоты XXI" деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов - "Площадка производства моющих средств" и "Склад сырьевой" без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов, что является нарушением требований ч.1 ст.6 и ч.1 ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, ч.1 с.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" от 21.11.2011 N 957, Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 429 (л.д.29).
Уполномоченным должностным лицом МТУ Ростехнадзора 22.12.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 3.4/306/11 по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.7).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения МТУ Ростехнадзора в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление административного органа, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП.
В соответствии частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.0.2008 N 131 утверждены Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (действовавшие на момент составления протокола и рассмотрения дела в суде).
Согласно Приложению N 1 к Методическим рекомендациям в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре включены "Площадка цеха (участка, установки) производства" и "Склад сырьевой". В Примечаниях к Перечню указывается, что на объектах, связанных с обращением токсичных и высокотоксичных веществ, учету подлежит любое их количество; в названии объекта указывается название конкретного цеха, участка, установки.
Согласно ч.1 ст.6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с эксплуатацией химически опасных производственных объектов.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, согласно приведенной выше ч.2 ст.14.1 КоАП РФ влечет привлечение юридических лиц к административной ответственности.
Привлекая ООО "Технология Чистоты XXI" к административной ответственности, предусмотренной данной нормой Кодекса, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В настоящем случае объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Как указывалось выше, у Общества отсутствует лицензия на эксплуатацию химически-опасных производственных объектов - "Площадка производства моющих средств" и "Склад сырьевой".
Согласно п.3 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 429 "О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов" под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно представленному в материалы дела акту проверки N 3.4-028/12-11 от 21.12.2011 должностными лицами МТУ Ростехнадзора на момент проверки установлено обращение в производстве и хранение опасных веществ, в том числе токсичных веществ (едкий калий и едкий натрий кристаллические 750 кг, соляная и ортофосфорная кислоты 1т), концентрированного жидкого кислотного средства "Криодез" (смесь уксусной кислоты и перекиси водорода) в количестве 6,8 т, горючих веществ (бутилдигликоль) в количестве 800 л, лимонная кислота и другое химическое сырье. Жидкие опасные вещества хранятся в пластиковых канистрах и контейнерах вместимостью до 1 т, металлических и полиэтиленовых бочках вместимостью 200 л, кристаллические опасные вещества (едкий калий, едкий натрий и лимонная кислота) в мешках по 25 кг.
Таким образом, ответчиком осуществляется деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов в отсутствие лицензии.
Факт допущенных ответчиком нарушений требований промышленной безопасности апелляционный суд полагает установленным, в связи с чем означенные выше действия ООО "Технология Чистоты XXI" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционным судом не принимаются как несостоятельные и противоречащие имеющимся в деле доказательствам доводы ответчика о недоказанности административным органом факта эксплуатации химически опасных производственных объектов.
При этом следует отметить, что факт наличия на эксплуатируемых ООО "Технология Чистоты XXI" объектах химических веществ, указанных в акте проверки, ответчиком не отрицается.
Представитель Общества по доверенности Глазова Н.В. присутствовала при проведении проверки и составлении акта проверки N 3.4-028/12-11 от 21.12.2011 (л.д.29). Кроме того, представитель Общества был ознакомлен с актом проверки и получил на руки копию акта со всеми приложениями к нему, что подтверждается соответствующей отметкой в акте проверки (л.д.32).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства подачи замечаний относительно фактов, установленных актом проверки, в том числе касающихся наименования выявленных химических веществ и отнесения данных веществ к категории опасных.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
С учетом того, что ООО "Технология Чистоты XXI" впервые привлекается к административной ответственности по данной статье Кодекса об административных правонарушений РФ, апелляционная коллегия считает правомерным назначение наказания по низшему пределу административного штрафа, предусмотренного в ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд также считает, что порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, не пропущен.
Вопреки доводам заявителя жалобы, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.41 ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.02.2012 по делу N А40-12625/12-21-120 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.3 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 429 "О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов" под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
...
Факт допущенных ответчиком нарушений требований промышленной безопасности апелляционный суд полагает установленным, в связи с чем означенные выше действия ООО "Технология Чистоты XXI" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
...
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
С учетом того, что ООО "Технология Чистоты XXI" впервые привлекается к административной ответственности по данной статье Кодекса об административных правонарушений РФ, апелляционная коллегия считает правомерным назначение наказания по низшему пределу административного штрафа, предусмотренного в ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд также считает, что порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, не пропущен."
Номер дела в первой инстанции: А40-12625/12-21-120
Истец: МТУ Ростехнадзора
Ответчик: ООО"Технология Чистоты ХХI"
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7418/12