г. Москва |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А40-107730/11-155-917 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.Е. Верстовой судей Н.В. Лаврецкой, А.И. Трубицына
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Титовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2012 года по делу N А40-107730/11-155-917, принятое судьёй Ю.Н. Беспаловой по иску Федерального Государственного Унитарного Предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276; 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) к Департаменту имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410; 127006, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2/1) третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве о признании права государственной собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России"
При участии в судебном заседании:
от истца: Тимофеев С.А. (по доверенности от 19.03.2012)
от ответчика: Штек А.С. (по доверенности от 10.01.2012)
в судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права государственной собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение общей площадью 287,2 кв.м. (этаж 1, пом. XXXV, комн. 1-18, 1а, 18а, 18б, 18в, 18г), находящееся по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д. 72/2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2012 исковые требования удовлетворены (л.д. 144-145).
Не согласившись с судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 13 февраля 2012 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что спорное имущество в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности, истцом пропущен срок исковой давности, требование о признании права собственности и права хозяйственного ведения на спорное помещение предъявлено к ненадлежащему ответчику и ненадлежащим истцом.
Третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены решения от 13 февраля 2011 года по делу N А40-107730/11-155-917 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец с 1977 года фактически непрерывно владеет нежилыми помещениями для размещения отделения почтовой связи N 261(ОПС N 402).
Данное обстоятельство подтверждается Кадастровым паспортом помещения ТБТИ по состоянию на 06 декабря 2010 года (л.д. 94); Выпиской из технического паспорта БТИ по состоянию на 26 мая 2009 года (л.д. 101); Выпиской из краткой адресно-справочной книги Москвы изд. 1977 года (л.д. 104-106); Выпиской из справочника по сортировке почтовых отправлений и телеграмм, адресованных в Москву 1984 года (л.д. 107 - 109).
Как установлено судом первой инстанции, 08 декабря 1994 года, созданные ранее государственные предприятия обладают государственным имуществом на праве хозяйственного ведения. Спорное имущество было передано в 1977 году Московскому межрайонному почтамту "Москва-6" связи для размещения ОПС N 261, в состав которого вошел данный узел связи, было создано предприятие связи "Московский почтамт". В 1994 году это предприятие было переименовано в ФГУП "Управление федеральной почтовой связи города Москвы "Московский почтамт", а в 2005 году в результате преобразования названное предприятие вошло как филиал во ФГУП "Почта России" и последнее является правопреемником ранее существовавших организаций почтовой связи в городе Москве.
Таким образом, ФГУП "Почта России", является правопреемником предприятия связи, созданного 08 декабря 1994 года, принадлежит имущество на праве хозяйственного ведения, находящееся во владении и пользовании предприятия связи на момент разграничения государственной собственности (пункт 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР").
Суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество предприятий связи относится исключительно к федеральной собственности.
Кроме того, имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью (статья 24 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" в редакции от 06 декабря 2011 года).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорное недвижимое имущество является федеральной собственностью в силу прямого указания закона. При этом установлено, что спорные нежилые помещения находились на момент издания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 и находятся по настоящее время во владении и пользовании предприятия связи.
Согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 07 марта 2012 года) по правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что право федеральной собственности на спорное недвижимое имущество возникло до введения в действие указанного закона, государственная регистрация права на такое имущество не требовалась.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает не состоятельным доводы ответчика о том, что истец является ненадлежащим. Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции приходит к обоснованному выводу, что обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином вещном праве, в том числе на праве хозяйственного ведения. Признание за городом Москвой права собственности на данное имущество нарушает право хозяйственного ведения истца на данное имущество, предъявление же иска о признании права федеральной собственности на это имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права государственного предприятия.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным и отклоняет на основании следующего.
Исходя из положений пункта 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность обоснованно не применена судом первой инстанции, поскольку исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В связи с тем, что истец фактически пользуется спорным нежилым помещением непрерывно, начиная с 1977 года, оснований для применения исковой давности не имеется. Судом первой инстанции установлено, что спорное имущество не выбывало из владения истца, заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не основано на законе.
Довод заявителя апелляционной жалобы на то, что спорное имущество в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не основано на законе.
Поскольку спорный объект из собственности Российской Федерации в государственную собственность города Москвы не передавался, город Москва в лице государственных органов не вправе был включать спорный объект в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
При этом права Российской Федерации и ФГУП "Почта России" на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 07 марта 2012 года) и не регистрировались в соответствии со статьей 6 данного Федерального закона. Право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении спорного имущества является юридически действительным в силу пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР", при отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорное имущество обосновано материалами дела, соответствует законодательству, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции, исходя из того, что в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Департамент имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании права хозяйственного ведения, подлежит отклонению как несостоятельный и несоответствующий материалам дела, поскольку право собственности на спорное имущество зарегистрировано за городом Москвой (субъектом Российской Федерации), а поэтому Департамент имущества города Москвы как уполномоченный государственный орган от имени субъекта Российской Федерации (города Москвы) является надлежащим ответчиком в данном споре, в том числе по требованию о признании права хозяйственного ведения на данное имущество за ФГУП "Почта России".
Исходя из совокупности представленных по делу доказательств, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о доказанности требований истца и удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции и изменения решения суда по настоящему делу.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 13 февраля 2012 года по делу N А40-107730/11-155-917 по доводам апелляционной жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 февраля 2012 года по делу N А40-107730/11-155-917 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Е. Верстова |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку спорный объект из собственности Российской Федерации в государственную собственность города Москвы не передавался, город Москва в лице государственных органов не вправе был включать спорный объект в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
При этом права Российской Федерации и ФГУП "Почта России" на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 07 марта 2012 года) и не регистрировались в соответствии со статьей 6 данного Федерального закона. Право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении спорного имущества является юридически действительным в силу пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР", при отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорное имущество обосновано материалами дела, соответствует законодательству, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции, исходя из того, что в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения."
Номер дела в первой инстанции: А40-107730/11-155-917
Истец: Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Почта России", Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Почта России"
Ответчик: Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9074/12