г. Москва |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А40-131159/11-159-146 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.,
Судей Семикиной О.Н., Смирнова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уткиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2012 г.
по делу N А40-131159/11-159-1146, принятое судьей Константиновской Н.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (ОГРН 1095005002003, 140202, г.Воскресенск, Московская ул., д. 1)
к 1) Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, 127018, г. Москва, Октябрьская ул., д. 26)
2) Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, Знаменка ул., д. 19)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Муконин С.И., ген. директор на основании приказа N 1 от 30.12.2009 г.;
от ответчиков: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по коммунальным платежам, содержанию и ремонту жилья в сумме 1.001.609,62 руб., а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскании указанных денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации.
Истец мотивирует свои требования тем, что ответчик, как собственник жилых помещений в многоквартирном доме, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г. по делу N А40-131159/11-159-1146 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель полагает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В частности заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что истец не является исполнителем коммунальных услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда. Ссылается, что истцом не выставлялись счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. Полагает, что с 01.01.2011 г. собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (продавец) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) были заключены государственные контракты N 120110/1 от 12.01.2010 г., N 190410/4 от 19.04.2010 г., N 210410/2 от 21.04.2010 г. купли продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 государственных контрактов продавец обязуется передать в собственность Российской Федерации в лице государственного заказчика квартиры, указанные в Приложении N 1 к контрактам, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить имущество.
В рамках данных государственных контрактов Министерством обороны Российской Федерации были приобретены 29 квартир по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Профсоюзная, д. 25, а также 84 квартир по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Рабочая, д. 12А.
Право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" на основании протоколов общих собраний собственников жилых помещений от 28.06.2010 г. и от 31.08.2010 г. является управляющей организацией многоквартирных домов по указанным выше адресам.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (исполнитель) и Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2010 г. N 8, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию квартир заказчика и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по указанным выше адресам, а также предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По условиям пунктов 3.1.1 и 4.4 договора, до заселения нанимателей квартир заказчик обязался своевременно в установленные сроки оплачивать предоставленные по договору услуги и возмещать расходы, связанные с исполнением договора, соразмерно доле занимаемых помещений до 15 числа месяца, следующего за расчетным по ставкам и тарифам, установленным на территории нахождения многоквартирного дома.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает образовавшуюся у ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с августа по октябрь 2011 года в общей сумме 1.001.609,62 руб.
Факт оказания управляющей компанией коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту жилого фонда подтверждается представленными в материалы дела счетами, счетами-фактурами, актами (л.д. 64-112).
Размер задолженности ответчика документально подтвержден.
Ответчик расчет не оспорил, контррасчет не представил.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено ст. 249 ГК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике.
В рассматриваемом случае Приказами Министерства обороны России от 09.12.2010 г. N 1718, от 02.12.2010 г. N 1644 спорные квартиры были закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны России от 17.12.2010 г. N 1871, Федеральное государственное учреждение "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (выписка из ЕГРЮЛ от 24.10.2011 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082. названное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
В соответствии с п.п. 31 п. 10 положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, министр Министерства обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Министерство обороны Российской Федерации субсидиарной ответственности в случае неисполнения обязательства по оплате задолженности основным должником соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнителями работ и услуг по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию казарменно-жилищного фонда являются Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" на основании государственного контракта N 1-ТХ от 21.07.2010 г. и Открытое акционерное общество "Славянка" на основании государственного контракта N 1-КЖФ от 21.07.2010 г., отклоняются апелляционным судом, поскольку документально не подтверждены. Доказательств фактического оказание данными организациями коммунальных и эксплуатационных услуг в отношении спорного жилого фонда ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено и из материалов дела не усматривается.
Ссылки апелляционной жалобы на отсутствие у ответчика обязанности по оплате жилищно-эксплуатационных услуг по причине не получения им платежных документов - счетов на оплату, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами направления и вручения счетов ответчику.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 120 ГК РФ с 01.01.2011 г. внесены изменения, согласно которым собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно п. 12 ст. 33 названного Федерального закона, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011
В данном случае Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации создано до внесения вышеуказанных изменений в форме некоммерческого учреждения, по обязательствам которого собственник по нормам действовавшего на тот момент законодательства нес субсидиарную ответственность.
В силу п. 13 ст. 33 названного Федерального закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 г. по 01.07.2012 г.
Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Доказательств того, что Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменило в установленном порядке тип учреждения, материалы дела не содержат.
Следовательно, до внесения изменений в Устав и приведения организационно-правовой формы учреждения в соответствие с новой редакцией п. 2 ст. 120 ГК РФ оснований считать, что Министерство обороны Российской Федерации не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения не имеется.
Данный вывод суда подтверждается судебно-арбитражной практикой, в части постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2012 г. N Ф09-1912/12 по делу N А60-22229/2011.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г. по делу N А40-131159/11-159-1146 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно п. 12 ст. 33 названного Федерального закона, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011
...
Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Доказательств того, что Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменило в установленном порядке тип учреждения, материалы дела не содержат.
Следовательно, до внесения изменений в Устав и приведения организационно-правовой формы учреждения в соответствие с новой редакцией п. 2 ст. 120 ГК РФ оснований считать, что Министерство обороны Российской Федерации не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения не имеется.
Данный вывод суда подтверждается судебно-арбитражной практикой, в части постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2012 г. N Ф09-1912/12 по делу N А60-22229/2011."
Номер дела в первой инстанции: А40-131159/11-159-1146
Истец: ООО "УК "ВДСК-Сервис"
Ответчик: ФГУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений МО РФ", Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11515/12