город Омск |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А75-604/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2583/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2012 по делу N А75-604/2012 (судья Дроздов А.Н.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
к индивидуальному предпринимателю Тихоновой Елене Валентиновне (ОГРНИП 304860931400082, ИНН 860902462162)
о взыскании 1039 рублей 20 копеек финансовой санкции за не представление индивидуальных сведений
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Тихоновой Елены Валентиновны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Тихоновой Елены Валентиновны (далее - ответчик, ИП Тихонова Е.В., предприниматель) финансовой санкции (штрафа) в размере 1 039 рублей 20 копеек за непредставление индивидуальных сведений на застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2012 по делу N А75-604/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель не является лицом, на которого возложена обязанность ежегодного предоставления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, в орган пенсионного фонда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что с 01.01.2011 вступил в законную силу подпункт "б" пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в связи с чем с 01.03.2011 у территориальных органов ПФР возникло право привлечения физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и взыскания судебных санкций в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.04.2011 предпринимателем в пенсионный орган представлен расчет формы РСВ-2, представляемый плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (л.д.16-17).
Считая предоставление отчета несвоевременным, специалистом отдела персонифицированного учета составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете от 25.05.2011 N 128 (далее - акт) (л.д.7).
Решением от 24.06.2011 N 128 за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете, и к нему применены финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1039 рублей 20 копеек (л.д. 10).
На основании вынесенного решения предпринимателю выставлено требование от 18.07.2011 N 128 (далее - требование) об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 09.08.2011 (л.д. 13).
Требование 19.07.2011 было направлено ответчику по почте заказным письмом, что подтверждается списком корреспонденции и почтовой квитанцией (л.д. 14-15).
В добровольном порядке требование не исполнено.
Неисполнение ответчиком требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
14.02.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании регулируют положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 1 данного Закона определено, что индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 2010-2012 года Федеральный закон "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" претерпевал ряд изменений.
Так до 01.01.2011 редакция названного закона предусматривала обязанность для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в орган Пенсионного фонда исчерпывающий перечень сведений и случаи (пункты 1, 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11 Закона).
Индивидуальный предприниматель мог быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствовала обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 01.01.2011 в Федеральный закон "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" были внесены изменения в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Так, подпунктом "б" пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона был изложен в следующей редакции: "Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии".
Абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона подлежал применению в приведенной редакции с 01 января 2011 года, в связи с чем предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был представить соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год не позднее 01.03.2011.
В рассматриваемом случае Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен факт неисполнения ИП Тихоновой Е.В. обязанности по представлению необходимых сведений за 2010 год, что отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 128 от 25.05.2011 (л.д. 7) и предпринимателем не опровергается.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Однако, с 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "Об внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Пунктами 2-4 статьи 1, статьей 8 Федерального закона N 379-ФЗ, исключена обязанность и ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, на момент рассмотрения требований заявителя в суде первой инстанции, исключена обязанность предпринимателя представлять рассматриваемые сведения, а также его ответственность за их непредставление.
В силу статьи 2 Федерального закона от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в том числе состоит из Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Статьей 54 Конституции РФ предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Следовательно, если лицо совершило деяние во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, но новым законом обязанность осуществлять какие-либо действия или ответственность за это деяние устранена, такое лицо не может быть привлечено к ответственности. Это деяние не считается больше правонарушением.
Положения статьи 54 Конституции РФ распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.
Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в силу своих полномочий применяет закон, смягчающий ответственность за совершение административного нарушения.
Учитывая изложенное, в настоящее время с предпринимателя не может быть применена санкция за неисполнение обязательства, которое отменено федеральным законодателем. При этом сама санкция за неисполнение этого обязательства также отменена и не подлежит применению с 01.01.2012.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган территориальный Пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2012 по делу N А75-604/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 2 Федерального закона от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в том числе состоит из Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Статьей 54 Конституции РФ предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
...
Положения статьи 54 Конституции РФ распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.
Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц."
Номер дела в первой инстанции: А75-604/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российскрой Фекдерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГУ УПФ в г. Радужный
Ответчик: ИП Тихонова Елена Валентиновна
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2583/12