г. Самара |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А55-21756/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Поляков О.Н., паспорт;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - Янкович С.В., доверенность от 23 ноября 2011 г. N Д05-01/3612,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2012 г.
по делу N А55-21756/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича (ОГРНИП 304631235800060), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - заявитель, ИП Поляков О.Н.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), в котором просит:
признать незаконными выраженные в письме от 09 июня 2011 г. N 12-1/1033/11-а и письме от 09 августа 2011 г. N 12-1/1033/11-а действия Министерства имущественных отношений Самарской области по истребованию у руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара информации о земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв.м.;
признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению Полякова О.Н. N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв.м. под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
При этом заявитель просил обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Полякова О.Н. путем рассмотрения по существу его заявления N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв.м., под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, в порядке и сроки, установленные ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Судом признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению Полякова О.Н. N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв.м., под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство имущественных отношений Самарской области обязано по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Полякова О.Н. путем рассмотрения по существу его заявления N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в порядке и сроки, установленные ст. 34 ЗК РФ, и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства РФ.
В остальной части требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что по обращению Полякова О.Н. до настоящего времени соответствующие решения не приняты в нарушение положений ст. 34 ЗК РФ, ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положений Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
В апелляционной жалобе указывает, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 12 января 2012 г. поступило в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области в период рассмотрения настоящего дела в суде, то есть на момент обращения ИП Полякова О.Н. в суд с заявлением об оспаривании действий заинтересованного лица, необходимые для принятия законного решения сведения из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара отсутствовали.
Данные сведения являются необходимыми для принятия законного и обоснованного решения по заявлению ИП Полякова О.Н. о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, и в этой части оспариваемое решение суда первой инстанции Министерством имущественных отношений Самарской области не обжалуется.
При таких обстоятельствах, до получения испрашиваемой информации из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерством не могло быть принято законное и обоснованное решение по существу рассмотрения заявления ИП Полякова О.Н.
В судебном заседании заявитель считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара оставил решение вопроса по апелляционной жалобе на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2011 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122 под установку временного киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Заявитель 30 июня 2011 г. на запрос заинтересованного лица от 09 июня 2011 г. представил кадастровый паспорт от 24 июня 2011 г. N 63-00-102/11-120564.
Поскольку до 26 октября 2011 г. заявление заявителя по существу не было рассмотрено, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 данного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2 Порядка).
В силу п. 2.3 Порядка заинтересованное лицо не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы Министерством имущественных отношений Самарской области не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство имущественных отношений Самарской области направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном п. 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении Министерства имущественных отношений Самарской области в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В свою очередь, п. 2.6 Порядка установлено, что в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Кроме того, в силу положений ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что Министерство ни на момент обращения заявителя в суд, ни на момент вынесения судом первой инстанции решения, не направило в адрес заявителя решения, при этом указывает, что от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара получено заключение 12 января 2012 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное бездействие, которое нарушает права Полякова О.Н. на предоставление в аренду земельных участков в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в части признания бездействия Министерства незаконным и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Полякова О.Н. путем рассмотрения по существу его заявления N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв.м., под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, в порядке и сроки, установленные ст. 34 ЗК РФ, и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что до получения испрашиваемой информации из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Министерством не могло быть принято законное и обоснованное решение по существу рассмотрения заявления ИП Полякова О.Н.
Между тем, как пояснил предприниматель Поляков О.Н. в судебном заседании арбитражного апелляционного суда, Министерство и на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не приняло никакого решения по заявлению Полякова О.Н., фактически продолжая бездействовать.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения в обжалуемой части.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2012 г. по делу N А55-21756/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В двухнедельный срок с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Кроме того, в силу положений ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что Министерство ни на момент обращения заявителя в суд, ни на момент вынесения судом первой инстанции решения, не направило в адрес заявителя решения, при этом указывает, что от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара получено заключение 12 января 2012 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное бездействие, которое нарушает права Полякова О.Н. на предоставление в аренду земельных участков в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в части признания бездействия Министерства незаконным и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Полякова О.Н. путем рассмотрения по существу его заявления N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв.м., под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, в порядке и сроки, установленные ст. 34 ЗК РФ, и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства."
Номер дела в первой инстанции: А55-21756/2011
Истец: ИП Поляков Олег Николаевич
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара