г. Москва |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А41-41907/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Лапычевой М.И.,
при участии в заседании:
от истца Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН: 7725131814, ОГРН: 1025005245055) - Воловик А.Ю. - представитель по доверенности N ИС-47 от 11 января 2012 года,
от третьего лица ООО "Агентство "Транс-Т" (ИНН: 7734131465, ОГРН: 1025004066768) - Остроумов А.А. - представитель по доверенности от 02 ноября 2011 года,
представители истца Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытого акционерного общества "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева" в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2012 года по делу N А41-41907/10, принятое судьей Фаньян Ю.А., по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, с участием третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью "Агентство "ТРАНС-Т", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытого акционерного общества "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева",
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее по тексту - ТУ ФАУГИ в Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, площадью 30 978 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, в районе пос. Новый городок (л.д. 2-6 т.1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Агентство "ТРАНС-Т" (далее по тексту - ООО "Агентство "ТРАНС-Т"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Открытое акционерное общество "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева" (л.д.24-28 т.3).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2011 года удовлетворено ходатайство Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о привлечении ее к участию в деле в качестве соистца (л.д.136 т. 5).
В ходе судебного разбирательства Министерство имущественных отношений Московской области и Администрация Одинцовского муниципального района Московской области уточнили заявленные требования, просили признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, площадью 30 978 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, в районе п. Новый городок (л.д. 165-168 т. 5).
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области и Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отказано (л.д. 34-45 т.6).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 56-59 т.6).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области - удовлетворить.
Представитель третьего лица ООО "Агентство "ТРАНС-Т" возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра прав N 98/005/2009-6282 от 18 марта 2009 г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок для производственно-складской базы с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, площадью 30 978 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, п. Новый городок (л.д.7-9 т.1).
Предъявляя настоящие исковые требования, истцы сослались на то, что во исполнение п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Министерство имущественных отношений Московской области осуществило передачу прав и обязанностей арендодателя по договорам аренды земельных участков, заключенным между Министерством имущественных отношений Московской области до 01 июня 2006 г., к Администрации Одинцовского муниципального района.
В связи с тем, что на момент заключения указанных договоров аренды земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, внесение в ЕГРП в соответствии с Правилами ведения ЕГРП такого вида права, как "государственная собственность" не предусматривалось, то при регистрации такого права государственными регистраторами была внесена запись о праве собственности Российской Федерации, как наиболее близкой к определению "государственная собственность". При этом разграничение государственной собственности не происходило.
По мнению истцов, регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок проведена с нарушением ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок.
На основании постановления Правительства Московской области от 18 августа 2000 года N 78/21 и Приказа Министра имущественных отношений Правительства Московской области от 25 марта 2002 года N 7 между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и ООО "Агентство "ТРАНС-Т" (арендатор) 16 апреля 2002 г. был заключен договор аренды земельного участка N21018-Z, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 50-20-21-5-3-1, площадью 30 978 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский сельский округ, в районе поселка Новый городок, сроком на 25 лет с 21 марта 2002 г. по 20 марта 2027 года (л.д. 10-16 т.1).
22 мая 2002 года Московской областной регистрационной палатой произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка N 21018-Z от 16 апреля 2002 года (л.д.10 т.1).
11 сентября 2009 года между ТУ ФАУГИ в Московской области и ООО "Агентство "ТРАНС-Т" было заключено соглашение N 2 о внесении изменений в договор аренды от 16 апреля 2002 г. N 21018-Z, согласно которому в преамбуле договора Министерство имущественных отношений Московской области заменено на -ТУ Росимущества в Московской области.
Истцы указали, что наличие ошибочной записи препятствует передаче прав и обязанностей арендодателя по договорам аренды земельных участков, заключенным Министерством имущественных отношений Московской области до 01 июля 2006 г., к Администрации Одинцовского муниципального района. Ответчиком не представлено документального подтверждения разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ порядке, а также факта обращения за регистрацией права Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством осуществования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4, 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2002 г. N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01 июля 2006 г.) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01 июля 2006 г.), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Вместе с тем, с 01 июля 2006 года законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01 июля 2006 г. (статья 5).
Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 г.) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Пункт 10 ст. 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в ст. 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в п. 3.1.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти. В силу ныне действующих положений закона такой земельный участок относится к федеральной собственности и в том случае, если здание или предприятие были приватизированы.
Аналогичным образом государственная собственность на землю разграничена на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Указанный подход к разграничению государственной собственности на землю соответствует принципам разграничения, изначально заложенным в Федеральном законе "О разграничении государственной собственности на землю" (статьи 3, 4, 5), Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 28 в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.).
В обоснование заявленных требований истцы указали на отсутствие факта разграничения спорных земельных в период действия Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Между тем государственная регистрация права федеральной собственности на спорные земельные участки не может быть опорочена путем установления лишь факта ее осуществления при отсутствии соответствующего акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, отнесенных к федеральной собственности, по иску лиц, на право собственности в отношении этих земельных участков не претендующих.
Для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, помимо установления нарушений, имевших место при государственной регистрации такого права, необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истцов.
Однако истцами не представлено доказательств, позволяющих установить, что возникновением у Российской Федерации вещного права собственности на спорные земельные участки нарушены вещные права субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в силу требований закона земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации либо муниципального образования, указав, что земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, одновременно защищая право муниципального органа власти на распоряжение указанной собственностью.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили доказательств, свидетельствующих, что земельный участок относится к неразграниченным землям как не предоставленный ранее предприятиям федерального уровня собственности либо не относящийся к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям (абзац 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку истцов на пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ввиду неверного толкования его положений.
В вышеназванном пункте разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Однако, такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения; кроме того, в данном пункте перечислены конкретные нарушения, позволяющие лицу, чье право нарушено, обратиться в суд с таким требованием, к которым нарушение права государственной неразграниченной собственности, на что ссылаются истцы, не относится.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся следующие объекты: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Из п. 1 раздела III Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 следует, что исключительно к федеральной собственности относятся все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая1996 г. "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Из кадастрового плана спорного земельного участка от 03 августа 2007 г. N 20.1/07-2-4707 и выписки из ЕГРП, приложенной к исковому заявлению, следует, что земельный участок относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Согласно п. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 7 га был передан из земель воинской части (т.е. земель обороны) государственному оборонному предприятию, созданному органом государственной власти СССР и, впоследствии, находившемуся в ведении органов государственной власти СССР, которые выполняли функцию управления авиационной промышленностью СССР.
Данным предприятием являлся Государственный союзный завод N 115, который осуществлял деятельность по производству продукции военного назначения.
Приказом по Главному управлению авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР от 15 января 1934 г. N 23 конструкторско-производственная группа авиаконструктора Яковлева А. С. была выделена в самостоятельную конструкторско-производственную единицу, с последующим образованием на ее основе государственного союзного завода N 115.
Первый устав Государственного союзного завода N 115 был утвержден Народным Комиссариатом Тяжелой Промышленности СССР приказом N 270 от 07 марта 1935 г. "Об утверждении уставов союзных заводов NN 25, 35, 33, 36, 43, 45,49, 115 и 132".
Согласно ст. 14 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава (положения), следовательно, Государственный союзный завод N 115 как юридическое лицо был создан Народным комиссариатом Тяжелой Промышленности СССР 07 марта 1935 года.
Ссылка на вышеприведенный приказ ГУАП НКТП СССР от 15 января 1934 г. N 23 имеется в пункте 1 Устава Машиностроительного завода "Скорость", утвержденного Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 15 января 1971 г. N 25, где указано, что Машиностроительный завод "Скорость" (предприятие, п/я М-5050) организован в соответствии с приказом ГУАП от 15 января 1934 года N 23.
В Примечании к вышеназванному Уставу, которое расположено после пункта 21 Устава, содержится следующая запись: со дня утверждения настоящего Устава признается утратившим силу Устав завода, утвержденный приказом Министерства авиационной промышленности от 19 декабря 1947 года N 731.
Из Приказа Министерства авиационной промышленности СССР от 19 декабря 1947 г. N 731 следует, что им утвержден, в том числе, Устав Государственного союзного завода N 115. В представленном ОАО "ОКБ имени А. С. Яковлева" письме Центрального государственного архива народного хозяйства СССР от марта 1971 года N 239, направленном в адрес ММЗ "Скорость" в 1971 году, в связи с направлением в адрес ММЗ "Скорость" приказа Главного управления авиационной промышленности N23 от 15 января 1934 г. (о выделении группы авиаконструктора А. С. Яковлева в самостоятельную конструкторско-производственную единицу) отмечается, что в приказе N 214 по ГУАП от 26 июня 1934 г. в отчетных данных по выполнению производственных программ за 5 месяцев проходит завод N 115.
Из вышеперечисленных документов следует, что Государственный союзный завод 115 в последующем получил наименование "Московский машиностроительный завод "Скорость".
В материалах дела имеется Годовой отчет по основной деятельности Государственного союзного завода N 115 за 1938 год, из содержания которого следует, что руководителем Завода являлся Яковлев А. С., а Завод занимался проектированием и изготовлением самолетов, в том числе боевых самолетов конструкции "Яковлев". В указанный период (1938 год) Завод находился в ведении Народного комиссариата оборонной промышленности СССР.
Таким образом, Государственный союзный завод N 115 был создан органом государственной власти СССР в качестве оборонного предприятия и, как следствие, находился в ведении органов государственной власти СССР и, соответственно, финансировался из бюджета СССР.
В соответствии с решениями Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся N 710с от 10 июля 1961 г. "Об отводе земельного участка Государственному Комитету по авиационной технике Совета Министров СССР для завода N 115 в Звенигородском районе" и N 1555с от 10 августа 1962 г. "Об отводе земли Государственному Союзному заводу N 115 в Звенигородском районе" земельный участок площадью 7 га был передан союзному заводу N 115 для строительства складских помещений из земель воинской части N 31600 Управления ВВС МВО в Звенигородском районе (т. е. из земель обороны).
Ссылка на решения N 710с от 10 июля 1961 г. "Об отводе земельного участка Государственному Комитету по авиационной технике Совета Министров СССР для завода N 115 в Звенигородском районе" и N 1555с от 10 августа 1962 г. "Об отводе земли Государственному Союзному заводу N 115 в Звенигородском районе" имеется в письмах ОАО "ОКБ имени А. С. Яковлева от 17 февраля 1999 г. N 21/114 и от 17 мая 2002 г. N 04/926.
В письме от 08 сентября 1998 г. N 04-991 ОАО "ОКБ имени А. С. Яковлева" сослалось на то, что ранее земельный участок был оформлен на почтовый ящик 1303, который согласно общим данным Завода N 115 являлся почтовым адресом Государственного союзного завода N 115.
Таким образом, Московский машиностроительный завод "Скорость" был создан по решению органа государственной власти СССР, являлся оборонным предприятием, финансировавшимся из государственного бюджета СССР, а, значит земельный участок, входивший в состав земель воинской части N 31600 Управления ВВС МВО в Звенигородском районе (т.е. земель, используемых для нужд обороны), и затем переданный Государственному союзному заводу N 115 (прежнее наименование Московского машиностроительного завода "Скорость") по состоянию на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991
года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" был признан федеральной собственностью.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло до принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, произведенная в 2002 году регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок подтвердила существование уже возникшего ранее, до принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1992 года N 2354-р Госкомимуществу России было поручено провести приватизацию Московского машиностроительного завода "Скорость".
Из Плана приватизации ММЗ "Скорость", утвержденного 23 декабря 1992 г. следует, что ММЗ "Скорость" является федеральной собственностью.
В результате приватизации Московского машиностроительного завода "Скорость", по распоряжению Комитета по управлению имуществом г. Москвы N 389-р от 23 декабря 1992 г. было учреждено АООТ "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева".
Позднее АООТ "ОКБ им. А. С. Яковлева" было преобразовано в ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева".
В ранее указанном письме от 17 февраля 1999 г. N 21/114 на имя главы администрации Одинцовского района ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" подтверждено, что является правопреемником завода N 115, который на основании решений Мособлсовета депутатов трудящихся от 10 июля 1961 г. N710с и от 10 сентября 1962 г. N 1555с занимает земельный участок площадью 7 га и просит произвести раздел на местности территории земельного участка между ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" и ООО "Агентство "Транс-Т".
Указанный раздел был произведен, что подтверждается договорами аренды, заключенными с ТУ Росимущества по Московской области, по которым ООО "Агентство "Транс-Т" и ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" арендуют смежные земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский сельский округ, в районе поселка Новый городок: ООО "Агентство "Транс-Т" - земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" арендует земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0002.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007 ранее входил в состав земельного участка, предоставленного Государственному союзному заводу N 115 (правопредшественнику ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева").
При этом как подтверждается материалами дела, право собственности ОАО "ОКБ имени А. С. Яковлева" на объекты недвижимого имущества, которые ООО "Агентство "Транс-Т" впоследствии приобрело у ОАО "ОКБ имени А. С. Яковлева", возникло на основании Плана приватизации ММЗ "Скорость".
Таким образом, до передачи Государственному союзному заводу N 115 земельный участок находился в составе земель общей площадью 7 га, относящихся к воинской части N 31600 Управления ВВС МВО в Звенигородском районе; в 1961-62 годах земельный участок был передан Государственному союзному заводу N 115, выпускающему продукцию военного назначения (летательные аппараты, системы и элементы вооружения, осуществляющему НИ и ОКР в указанных областях), являющемуся государственным оборонным предприятием, финансируемым из бюджета
СССР, созданным органом государственной власти СССР (НКТП СССР).
Государственный союзный завод N 115 был переименован в Московский машиностроительный завод "Скорость", и в результате приватизации в 1992 году был преобразован в АООТ "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева", а последнее было преобразовано в ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева".
В связи с продажей ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" (продавцом) ООО "Агентство "Транс-Т" (покупателю) некоторых объектов недвижимого имущества, расположенных на указанном выше земельном участке, площадью 7 га, данный земельный участок был поделен на два земельных участка, арендодателем которых по договорам с ООО "Агентство "Транс-Т" и с ОАО им. А. С. Яковлева в настоящее время является - ТУ Росимущества по Московской области.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и правомерно было зарегистрировано в ЕГРП.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ТУ Росимущества в Московской области было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности.
Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, данным в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2008 г. по делу N А41-21324/2007 по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области при участии третьих лиц - главы Одинцовского муниципального района, Совета депутатов Одинцовского муниципального района, Министерства имущественных отношений Московской области, ООО "Агентство "Транс-Т", ТУ ФАУ ФИ по г. Москве, ТУ ФАУ ФИ по МО, ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" о признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по
Московской области по регистрации права собственности Российской Федерации (регистрационная запись N 50-01.49-07.2002-36.1 от 22.05.2002 г.) на земельный участок для производственно-складской базы общей площадью 30978 кв.м. с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, п. Новый Городок; обязании УФРС по МО погасить запись о регистрации права собственности Российской Федерации N 50-01.49-07.2002-36.1 от 22.05.2002 г. на земельный участок для производственно-складской базы общей площадью 30978 кв.м. с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, п. Новый Городок, из выписки из Единого государственного реестра прав заявителю стало известно, что в качестве правообладателя земельного участка (вид права - собственность) в реестре указана Российская Федерация, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области узнала о регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок из выписки из ЕГРП, приложенной к исковому заявлению, а именно - от 18 октября 2007 г.
Иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, площадью 30 978 кв. м., расположенный в Московской области, Одинцовском районе, Никольский с/о, в районе п. Новый городок, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области предъявила в судебном заседании по настоящему делу от 26 октября 2011 г.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2007 г. по делу N А41-21324/2007 заявление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области было принято к производству арбитражного суда, при этом в качестве третьего лица было привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
С исковым заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:009 04 12:0007, площадью 30 978 кв. м., расположенный в Московской области, Одинцовском районе, Никольский с/о, в районе п. Новый городок, Министерство имущественных Московской области обратилось в арбитражный суд - 15 ноября 2010 г. Однако запись в ЕГРП о регистрации права собственности на спорный земельный участок была внесена - 18 мая 2002 года, то есть по истечении установленного законом срока.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Министерству имущественных отношений Московской области и Администрации Одинцовского муниципального района в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 февраля 2012 года по делу N А41-41907/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, произведенная в 2002 году регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок подтвердила существование уже возникшего ранее, до принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1992 года N 2354-р Госкомимуществу России было поручено провести приватизацию Московского машиностроительного завода "Скорость".
...
Право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и правомерно было зарегистрировано в ЕГРП.
...
Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
...
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А41-41907/2010
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района, Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ по МО
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева", ООО "Агентство "ТРАНС-Т", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФРС по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2751/12