город Тула |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А68-12238/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Полынкиной Н.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1819/2012) Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 05 марта 2012 года по делу N А68-12238/2011 (судья Литвинов А.В.).
В заседании приняли участие представители:
от заявителя: Стиханов С.В. (доверенность от 12.03.2012 N 7);
от ответчика: Печурина Е.Ф. (доверенность от 03.04.2012 N 20-01-19/5981).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Онтарис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 15.11.2011 в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:030818:196 общей площадью 660 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Гастелло/Панфиловцев, д. 18а/48, и обязании Министерства принять решение о приватизации данного земельного участка (с учетом уточнения).
Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования города Тулы.
Решением арбитражного суда от 05.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования города Тулы своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в апелляционной жалобе просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Онтарис" по договору купли-продажи от 20.11.1996 N 1 приобрело в собственность у ТОО "Магазин N 126" нежилое здание, общей площадью 89,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Гастелло/Панфиловцев, д. 18а/48 (т. 1, л. д. 89-90).
Право собственности общества на данное здание зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, серия 71АБ N 254789 от 18.10.2006 (т. 1, л. д. 9).
На основании заявления Общества постановлением администрации города Тулы от 22.07.11 N 1853 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Гастелло/Панфиловцев, д. 18а/48, категория земли: земли населенных пунктов, код @400116/12.03.2010, площадью - 660 кв. м, с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания (магазина) (т. 1, л. д. 19).
Данным постановлением Обществу было предписано:
- обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет;
- получить в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области 5 экземпляров кадастрового паспорта земельного участка;
- обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о предоставлении этого земельного участка в собственность или аренду.
ООО "Онтарис" обеспечено проведение межевых работ, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, о чем выдан кадастровый паспорт земельного участка от 08.09.2011 N 71/11-81226 (т. 1, л. д. 33-36). Земельному участку присвоен кадастровый номер 71:30:030818:196, установлена категория земли - земли населенных пунктов, площадь 660+/-9 м. кв. В сведеньях о частях земельного участка и обременениях указано, что на земельном участке расположен объект недвижимости - нежилое здание условный N 71-71-01/150/2006-427, который в соответствии со свидетельством о регистрации права 71АБ N 254789 от 18.10.2006 принадлежит на праве собственности истцу. Других обременений земельный участок не имеет.
Также ООО "Онтарис" обеспечило проведение археологической и экологической экспертиз земельного участка на предмет его выкупа, по которым были получены положительные заключения (т. 1, л. д. 37-42).
Основываясь на ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 17.10.2011 общество направило в администрацию заявление N 35-01-13/9406 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Гастелло/Панфиловцев, д. 18а/48.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 15.11.2011 N 35.01-14/9285 отказало в принятии решения о предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка, мотивировав тем, что часть земельного участка находится за красной линией (т. 1, л.д.44).
Согласно письму Управления градостроительства и архитектуры от 16.12.2011 N 13742 к основанием нанесения проектируемой (планируемой) красной линии по ул. Гастелло, обозначенной в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Гастелло/Панфиловцев, д. 18а/48, является схема транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования г. Тулы, утвержденная решением Тульской городской думы от 20.06.2007 N 32/676 (т. 1, л. д. 77).
Заместитель начальника управления градостроительства и архитектуры в ответ на запрос администрации пояснил, что согласно техническому паспорту БТИ сведения о самовольном захвате земель на спорном земельном участке отсутствуют. Часть испрашиваемого земельного участка, расположенная на планируемой красной линии, занята объектом недвижимости (нежилое здание лит А), а территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, определена существующей границей общего пользования (т. 1, л. д. 110-11).
Удовлетворив заявленные требования, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Абзацем 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд (п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) - п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (утверждена постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30) красными линиями являются границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Исходя из изложенных норм наличие упоминания о красных линиях в генеральном плане, если такое упоминание имеется, является запланированной перспективой, которая должна быть реализована последующими решениями, а именно согласно ГрК РФ в редакции 1998 года и ГрК РФ в редакции 2004 года решением об утверждении проекта планировки. Решение об утверждении проекта планировки не принималось, проектируемая красная линия по улице Гастелло в Пролетарском районе г. Тулы не утверждалась, существующие границы общего пользования не изменялись. Генеральный план не содержит решения о резервировании земельного участка, поскольку принятие такого решения является частью процедуры при реализации территориального планирования (п.2 ч.1 ст. 26 ГРК РФ).
В настоящее время испрашиваемый земельный участок не является землями общего пользования. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления градостроительства и архитектуры от 02.03.2012 N 13-1403, согласно которому планируемая красная линия по ул. Гастелло, обозначенная в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Тула, ул. Гастелло/Панфиловцев, д. 18а/48 является условным обозначением территории установления градостроительных регламентов в перспективном проекте планировки, не препятствует осуществлению прав на пользование существующими объектами недвижимости и служит ограничением для нового строительства объектов капитального строительства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2012 по делу N А68-12238/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд (п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) - п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А68-12238/2011
Истец: ООО "Онтарис"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Третье лицо: Администрация МО г. Тула, Администрация МО г. Тулы
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1819/12