г. Пермь |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А71-348/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.
при участии:
от заявителя Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000): не явились;
от заинтересованного лица Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 марта 2012 года
по делу N А71-348/2012,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.
по заявлению Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления административного органа N 1109 от 15.12.2011,
установил:
Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в Жилищно - коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - заявитель, ГЖУ) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района г.Ижевска (далее - Административная комиссия) от 15.12.2011 N 1109 о назначении административного наказания, которым ГЖУ привлечено к административной ответственности предусмотренной ст. 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 марта 2012 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Административная комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания полностью соответствуют требованиям КоАП РФ. Считает, что отсутствие соответствующей части статьи 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении, поскольку сведений о том, что ГЖУ ранее привлекалось по ч. 1 ст. 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ материалы не содержат, поэтому оно никак не могло быть привлечено по ч. 2 ст. 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГЖУ является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 37 по ул. Петрова в г. Ижевске.
30.11.2011 специалистом-экспертом отдела муниципальной милиции Администрации г. Ижевска было проведено обследование территории, расположенной по адресу: г. Ижевск ул. Петрова, д.37, в ходе которого выявлено, что контейнеры для отходов расположены не на оборудованной контейнерной площадке, а на проезжей части дороги возле дома N 37 по ул. Петрова, а также не организована площадка для сбора крупногабаритного мусора (КГМ) площадью не менее 6 кв.м. (акт осмотра территории от 30.11.2011).
По факту несоблюдения ГЖУ п.п. 2.2, 2.3, 2.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 и п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5,4, 4.1.14 Правил по регулированию очистки территории муниципального образования "город Ижевск" от отходов", утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 146, Административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении N 37 от 05.12.2011.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 11 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", административным органом вынесено постановление N 1109 от 15.12.2011, согласно которому "ГЖУ" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ГЖУ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления существенно нарушены процессуальные требования, предъявляемых КоАП РФ к производству по делу об административном правонарушении, а также права и законные интересы ГЖУ, что является безусловным основанием для отмены оспариваемого заявителем постановления Административной комиссии Администрации Устиновского района N 1109 от 15.12.2011.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11 Закона N 57-РЗ установлено, что нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена часть. 1 ст.11 Закона УР.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (далее - Правила N 116).
В соответствии с п. 1.2 Правил благоустройства действие данных Правил распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также на граждан - владельцев, пользователей земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностных лиц, ответственных за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.
На основании п. 2.4 Правил в целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих Правил, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и (или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны, в том числе, обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов производства и потребления. Деятельность по обращению с отходами осуществлять строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и Правилами по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 03.10.2006 N 146.
Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.5 Правил по регулированию очистки территории МО "город Ижевск" от отходов сбор отходов от объектов, перечисленных в п. 4.1 Правил, производится, в том числе, в контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках.
В соответствии с пунктом 4.1.2 данных Правил контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, освещены, ограничены ограждениями или зелеными насаждениями, иметь удобные пути для подъезда машин и подхода жителей. Количество устанавливаемых контейнеров определяется расчетами накопления отходов.
Пунктом 4.1.3 указанных Правил установлено, что рядом с контейнерными площадками организуются площадки для сбора крупногабаритного мусора площадью не менее 6 кв. м.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов с территории жилых многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом (п. 4.1.14. Правил N 146).
Из материалов дела видно, что Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 37 по ул. Петрова в г. Ижевске, соответственно, является субъектом административного правонарушения, установленного ст. 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ.
Факт допущения заявителем вмененных административным органом нарушений подтверждается представленными по делу доказательствами, не опровергнутыми заявителем.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу суд об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.
При этом Семнадцатый арбитражный апелляционный суд учитывает примечание к статье 1.5 КоАП РФ, в соответствии с которым положение ч.3 об отсутствии у привлекаемого лица обязанности по доказыванию своей невиновности, не распространяется на административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
В силу п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что не указание административным органом в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении соответствующей части статьи 11 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011, является нарушением, но не относится к существенным процессуальным нарушениям, поскольку обе части статьи 11 Закона УР N 57-РЗ предусматривают ответственность за нарушение Правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от квалифицирующих признаков.
При этом отсутствие в постановлении ссылки на конкретную часть ст.11 Закона УР N 57-РЗ является недостатком постановления, но не влечет признания его незаконным, поскольку привлекаемое лицо знает за что привлечено к ответственности, формулировка выявленных нарушений позволяет отнести их к соответствующей части статьи Закона УР N 57-РЗ.
Выводы суда 1 инстанции о том, что отсутствие квалификации правонарушения является существенным процессуальным нарушением, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции признает ошибочными, однако указанные выводы не привели к принятию неверного решения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ.
Статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ предусмотрены гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело, должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности также необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска". При этом ГЖУ о дате и времени составления протокола об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом путем направления извещения-вызова от 01.12.2011 по средствам факсимильной связи (л.д. 32).
Информация о времени и месте рассмотрения административного дела 15.12.2011 в 14-00 была указана в протоколе об административном правонарушении от 05.12.2011, составленном в отсутствие законного представителя либо защитника ГЖУ.
Однако в нарушение ст. 205 АПК РФ в материалы дела не представлено как доказательств направления в адрес ГЖУ названного уведомления о времени и месте вынесения постановления, так и доказательств получения соответствующего документа законным представителем ГЖУ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания было вынесено без участия законного представителя заявителя при отсутствии сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте вынесения указанного постановления.
Допущенные нарушения при производстве по административному делу носят существенный характер, поскольку ГЖУ не была обеспечена правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие в вынесении постановления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Административным органом наказание за совершенное правонарушение назначено в пределах санкции ст. 11 Закона N 57-РЗ, но в максимальном размере 50 000 рублей (ч.1).
Однако из оспариваемого постановления следует, что административным органом не установлено наличия отягчающих либо смягчающих вину обстоятельств, при этом, обоснование применения к заявителю штрафа в максимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.11 Закона Удмуртской Республики - 50 000 рублей отсутствует.
Таким образом, постановление административного органа, с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, правомерно признано незаконным и отменено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 марта 2012 г.. по делу N А71-348/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административной комиссии при Администрации Устиновского района г.Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности также необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
...
Информация о времени и месте рассмотрения административного дела 15.12.2011 в 14-00 была указана в протоколе об административном правонарушении от 05.12.2011, составленном в отсутствие законного представителя либо защитника ГЖУ.
Однако в нарушение ст. 205 АПК РФ в материалы дела не представлено как доказательств направления в адрес ГЖУ названного уведомления о времени и месте вынесения постановления, так и доказательств получения соответствующего документа законным представителем ГЖУ.
...
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А71-348/2012
Истец: МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска