г. Владивосток |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А51-18735/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.В. Алфёровой, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Бутенко Е.А. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 210,
от общества с ограниченной ответственностью "Ди Стек": Богадевич А.Ю. по доверенности от 05.05.2012 сроком действия 3 года, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-3015/2012
на решение от 01.03.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18735/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ди Стек" (ИНН 2538072630, ОГРН 1022501910001) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании отказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ди Стек" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ди Стек" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), оформленного письмом от 11.10.2011 N 29/06/02-14/18445, а также об обязании ответчика принять решение о предоставлении Обществу в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:43.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2012 признано незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:43 в аренду ООО "Ди Стек", оформленное письмом от 11.10.2011 N 29/06/02-14/18445, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Ди Стек" в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:43 в двухнедельный срок.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы Департамент указал на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью расположен в границах 100-метровой зоны гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777, что препятствует его предоставлению.
В судебном заседании 10.05.2012 ООО "Ди Стек" на доводы апелляционной жалобы возразило в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2012 сочло законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 10.05.2012 г.. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.05.2012 г..
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 27.09.2011 Общество с ограниченной ответственностью "Ди Стек" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 35 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 29В, для целей, не связанных со строительством (станция автосервиса), приложив копии кадастрового паспорта и кадастрового плана земельного участка.
11.10.2011 письмом за N 29/06/02-14/18445 Департамент отказал ООО "Ди Стек" в предоставлении испрашиваемого участка, указав, что он вошел в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777.
Общество посчитало, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Из содержания заявления от 27.09.2011 судом установлено, что заявитель обратился в Департамент с целью предоставления земельного участка в аренду сроком на десять лет площадью 35 кв.м., для эксплуатации уже имеющейся временной постройки - станции автосервиса по адресу: г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 29В, что соответствует требованиям, указанным в пункте 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлениями администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.
В силу пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
По смыслу пунктов 3-4 названной статьи Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка, лишь при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом.
Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду и направляет заявителю копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В настоящее время границы гостевого маршрута установлены постановлением администрации г. Владивостока от 12.09.2011 N 2461.
Спорный земельный участок, расположенный по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Верхнепортовая, 25, входит в границы гостевого маршрута.
Судом первой инстанции правомерно учтено то обстоятельство, что постановление Главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", принято в целях упорядочения использования земель населенного пункта в рамках осуществления местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, тем не менее не является актом федерального законодательства.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, согласно пункту 1 Постановления Главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 управлению по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока предписано обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута делегаций - участников встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году на территории Владивостокского городского округа на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут делегаций, отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства.
Ответчиком ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу в материалы дела не представлено доказательств того, что орган местного самоуправления принимал меры к освобождению спорного земельного участка от постройки станции автосервиса.
Более того, апелляционной коллегией также учитывается то обстоятельство, что данная станция располагается на земельном участке, предоставленном под размещение станции автосервиса в 1999 году ООО "Дальневосточная региональная компания "ДРК", которое по договору от 20.03.2009 продало данный объект ООО "Ди Стек".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2010 по делу N А51-4370/2010 на Департамент земельных отношений, государственного строительного контроля и надзора в области долевого строительства возложена обязанность заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:43 с ООО "ДРК", Данное решение было принято в период после установления границы гостевого маршрута и вступило в законную силу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание вступивший в законную силу вышеуказанный судебный акт, которым суд однозначно указал на возможность предоставления земельного участка общей площадью 35 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, район ул. Верхнепортовая, 25, в аренду.
Как верно указано судом первой инстанции, законная сила данного решения не может быть преодолена путем отказа Департамента от предоставления спорного земельного участка в аренду покупателю данного объекта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно, в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленное письмом от 11.10.2011 N 29/06/02-14/18445 незаконным.
Выводы суда в части обязания Департамента принять решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка в аренду соответствует установленным по делу обстоятельствам и правилам п.3 с.5 ст. 201 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2012 по делу N А51-18735/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
...
В силу пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
По смыслу пунктов 3-4 названной статьи Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка, лишь при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом.
Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду и направляет заявителю копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А51-18735/2011
Истец: ООО "Ди Стек"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края