город Тула |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А62-6206/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Полынкиной Н.А. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Смоленской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1835/2012) общества с ограниченной ответственностью "Лес-Транс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01 марта 2012 года по делу N А62-6206/2011 (судья Яковенкова В.В.).
В заседании приняли участие представители:
от заявителя: Овчинникова Е.В. (доверенность от 13.12.2011).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лес-Транс" (ОГРН 1076714000032, ИНН 6709004743, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными протокола приема заявок от 26.09.2011 N 3, результатов торгов, проведенных 29.09.2011 Департаментом Смоленской области по лесному хозяйству (ОГРН 1076731007143, ИНН 6730069856, далее - Департамент), и договора аренды лесного участка от 12.10.2011 N 27, заключенного по результатам торгов между Департаментом Смоленской области по лесному хозяйству и индивидуальным предпринимателем Макаровым Алексеем Алексеевичем (ОГРН 311671217200028, ИНН 671800900405) (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 01.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент Смоленской области по лесному хозяйству и ИП Макаров А.А. своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно.
ООО "Лес-Транс" в апелляционной жалобе просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Департаментом 30.07.2011 в газете "Смоленская газета", а также на официальном сайте организатора торгов опубликовано извещение о проведении 29.09.2011 в 11.00 часов открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков с целью заготовки древесины, в том числе по лоту N 15 "Краснинское лесничество, Любавичское участковое лесничество", документация об аукционе.
В извещении об аукционе указано, что подача заявок для участия в аукционе осуществляется секретарю аукционной комиссии с 09.00 часов 25.08.2011 до 17.00 часов 23.09.2011. К заявлению должны быть приложены: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (или ее нотариально заверенная копия); копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие факт внесения задатка, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме (т. 1, л. д. 13-15).
ООО "Лес-Транс" 21.09.2011 подало заявку на участие в аукционе в 2-х экземплярах с приложением к ней выписки из ЕГРЮЛ, платежного документа о внесении задатка и выписки банка о списании денежных средств
со счета, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
доверенности на лицо, имеющее право действовать от имени заявителя (т. 1, л. д. 16).
Заявка на участие в аукционе на основании доверенности от 21.09.2011 N 07 (т.1, л. д. 17) была подписана главным бухгалтером Ходченковой Л.А., ею же от имени ООО "Лес-Транс" была подана заявка с приложенными документами.
Аукционная комиссия, утвержденная приказом Департамента Смоленской области по лесному хозяйству от 27.05.2011 N 01-04-096, приняла решение о недопуске ООО "Лес-Транс" к участию в аукционе в связи с тем, что заявка и опись документов подписаны неуполномоченным лицом, в заявке неверно указан ИНН, чем нарушены требования пункта 1 части 8 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Приказа Минсельхоза от 24.02.2009 N 75 (т. 1, л. д. 81-83).
Обществу 26.09.2011 было направлено уведомление об отказе в допуске к участию в аукционе по лоту N 15, поскольку представленная ООО "Лес-Транс" заявка не соответствует установленным требованиям, а именно подписана неуполномоченным лицом. Уведомление было получено Обществом 28.09.2011 (т.1, л. д. 9-12).
В ответ на уведомление Общество 29.09.2011 направило в Департамент письмо с просьбой о переносе времени проведения аукциона по лоту N 15 на более поздний срок (т. 1, л. д. 19).
Департамент отказал заявителю в удовлетворении ходатайства о переносе времени проведения аукциона, сообщив о том, что срок приема заявок согласно извещению об аукционе закончен 23.09.2011 в 17-00 часов, протокол приема заявок подписан аукционной комиссией (т. 1, л. д. 20-21).
В соответствии с протоколом результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 29.09.2011 N 27 аукцион по продаже права на заключение договора аренды по лесным участкам, входившим в лот N 15, признан несостоявшимся, поскольку в аукционе принял участие единственный участник - индивидуальный предприниматель Макаров А.А. (т. 1, л. д. 84).
Департаментом Смоленской области по лесному хозяйству (арендодатель) и ИП Макаровым А.А. (арендатор) 12.10.2011 заключен договор аренды лесного участка N 27, который зарегистрирован Руднянским отделом Управлением Росреестра по Смоленской области 22.11.2011 (т. 1 л. д. 85-98).
Не согласившись с отказом в допуске к участию в аукционе, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказав обществу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Организатор аукциона не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, а также разместить это извещение на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в сети Интернет. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Также организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в частности, сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи. Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
В силу части 8 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является представление заявки, не соответствующей установленным требованиям.
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии со ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации не требуется приложения к заявке надлежащей доверенности представителя, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 20 "Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса РФ", утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2009 N 13883, далее - Методические указания), для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и Лесному кодексу Российской Федерации.
Полномочия представителей заявителей должны быть оформлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В аукционной документации (извещении об аукционе) также содержалась информация о том, что подача заявок для участия в аукционе осуществляется секретарю аукционной комиссии с приложением, при необходимости, документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
Требования документации не противоречат положениям законодательства, регулирующего порядок проведения аукциона, равно как и
не нарушают права лиц, изъявивших желание участвовать в аукционе.
Заявку от имени Общества подана главным бухгалтером Ходченковой Л.А. на основании доверенности от 21.09.2011 N 07, ею же подписана заявка на участие в аукционе.
В силу пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Такое уполномочие есть ни что иное, как определение (удостоверение) в доверенности совокупности прав представителя на совершение действий от чужого имени, а также условия и границы реализации таких прав.
По смыслу гражданского законодательства, определяющего требования к доверенностям, полномочия в доверенности должны быть изложены полно и ясно с тем, чтобы они не вызывали различное понимание и неоднозначное толкование.
В силу ст. 156 ГК РФ выдача доверенности является односторонней сделкой.
Исходя из статьи 431 ГК РФ, в основу толкования договора может быть положено и принято во внимание буквальное, то есть дословное значение содержащихся в нем (его условиях) слов и выражений. И
только в случае неясности буквального значения условия оно должно быть выявлено в результате сопоставления с прочими условиями и внутренним логическим содержанием договора в целом.
Выданная на имя Ходченковой Л.А. доверенность не содержит полномочий на подписание заявки. Из нее следует, что представитель уполномочен только на совершение действий по подаче заявки на участие в аукционе, однако действия представителя по подписанию заявки на участие в аукционе являются самостоятельными. Полномочия представителя на подписание заявки рассматриваемая доверенность не содержала.
Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в доверенности представителя Общества права на подписание заявки на участие в аукционе свидетельствует о подписании заявки от имени ООО "Лес-Транс" неуполномоченным лицом, а следовательно, о представлении заявки, не соответствующей установленным требованиям. Так что у аукционной комиссии имелись законные основания для отказа в допуске истца на участие в аукционе по лоту N 15.
Пунктом 33 Методических рекомендаций установлено, что заявители, допущенные к участию в аукционе, и заявители, не допущенные к участию в
аукционе, письменно (заказным письмом с описью вложения) уведомляются
о принятом решении не позднее дня, следующего после дня подписания
организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе. Организатор аукциона обеспечивает оперативное уведомление заявителей о принятом решении по факсу или электронной почте.
Из материалов дела следует, что 26.09.2011 аукционная комиссия приняла решение о недопуске ООО "Лес-Транс" к участию в аукционе в связи с тем, что заявка и опись документов подписаны неуполномоченным лицом (т. 1, л. д. 81-83). В тот же день Департаментом в адрес Общества было направлено уведомление об отказе в допуске к участию в аукционе по лоту N 15, которое получено 28.09.2011 (т. 1, л. д. 11-12). Дополнительно Общество было уведомлено об отказе по телефону 27.09.2011.
Департаментом были приняты необходимые меры для уведомления Общества о принятом аукционной комиссией решении и пункт 33 Методических рекомендаций не нарушен.
Также заявитель жалобы не обосновал необходимость подписания решения об отказе в допуске к аукциону всеми членами комиссии. Приказом Департамента Смоленской области по лесному хозяйству от 28.08.2008 N 192 утвержден состав комиссии по проведению аукционов, а также утверждено Положение о комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений, которое не содержит норму, предусматривающую обязательное подписание указанного решения комиссии всеми ее членами (т. 2, л. д. 104, 121).
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а в соответствии с пунктом 2 указанной статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона.
Также в соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу указанных норм недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. Торги, признанные несостоявшимися, не могут быть признаны недействительными.
При таких условиях суд первой инстанции обоснованно не удовлетворил исковое требование о признании недействительным оспариваемого аукциона, поскольку аукцион не состоялся ввиду наличия одной заявки.
Следовательно, правовых оснований для отмены судебного акта первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по госпошлине распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату заявителю, поскольку согласно разъяснению, данному в п. 1 информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционной жалобы по рассмотренной категории споров юридические лица уплачивают госпошлину в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2012 по делу N А62-6206/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лес-Транс" (216100, Смоленская область, Краснинский район, п.г.т. Красный, ул. Лермонтова, д. 1) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению от 22.03.2012 N 140 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу гражданского законодательства, определяющего требования к доверенностям, полномочия в доверенности должны быть изложены полно и ясно с тем, чтобы они не вызывали различное понимание и неоднозначное толкование.
В силу ст. 156 ГК РФ выдача доверенности является односторонней сделкой.
Исходя из статьи 431 ГК РФ, в основу толкования договора может быть положено и принято во внимание буквальное, то есть дословное значение содержащихся в нем (его условиях) слов и выражений. И
...
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а в соответствии с пунктом 2 указанной статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона.
Также в соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу указанных норм недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. Торги, признанные несостоявшимися, не могут быть признаны недействительными."
Номер дела в первой инстанции: А62-6206/2011
Истец: ООО "Лес-Транс"
Ответчик: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству, ИП Макаров А.А.
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1835/12