город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2012 г. |
дело N А53-25796/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 12.04.12 N 43675);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 12.04.12 N 43676);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2012 по делу N А53-25796/2011
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове
к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Павлюковой Надежде Анатольевне
о взыскании штрафа в размере 1039 руб. 20 коп.
принятое в составе судьи Маковкиной И.В.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Павлюковой Надежде Анатольевне (далее - предприниматель) о взыскании 1039,20 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 02.03.12 управлению в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что дело о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании рассмотрено в отсутствие предпринимателя, который о времени и месте рассмотрения материалов не был извещён.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что более поздняя дата принятия решения не является основанием для его отмены, она свидетельствует лишь о времени изготовления решения, а не о повторном рассмотрении материалов проверки. Ни пенсионным законодательством, ни Налоговым кодексом не предусмотрено, что решение должно быть принято в день рассмотрения материалов проверки. Следовательно, дополнительного извещения налогоплательщика о времени и месте вынесения решения не требуется.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление и предприниматель, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателем сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в установленный срок не представлены.
01.09.11 факт правонарушения зафиксирован в акте проверки N 784.
07.10.11 на основании акта проверки органом Пенсионного фонда Российской Федерации вынесено решение N 729 о привлечении предпринимателя к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде финансовых санкций.
Требование от 07.11.11 N 784 о добровольной уплате штрафа предпринимателем не исполнено, что явилось основанием для обращения с заявлением в суд первой инстанции.
02.02312 решением суда первой инстанции управлению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось в суд апелляционной инстанции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что управлением нарушена процедура привлечения предпринимателя к ответственности ввиду следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет сведения индивидуального (персонифицированного) учета: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
На основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ и Закон N 212-ФЗ являются составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Следовательно, при привлечении лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, применяется процедура, установленная Законом N 212-ФЗ.
Пунктом 12 части 1 статьи 28, частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (часть 3 статьи 39).
Пунктом 12 ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
На основании ч. 4 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно установлено, что дело о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании рассмотрено в отсутствие предпринимателя, который о времени и месте рассмотрения материалов не был извещен.
Так, решение о привлечении к ответственности вынесено 07.10.11, тогда как предприниматель был извещён о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 03.10.11. Доказательства направления соответствующего уведомления о назначении рассмотрения материалов проверки на 07.10.11 в материалах дела также не содержится.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что право предпринимателя на участие в рассмотрении материалов проверки было нарушено. Учитывая изложенное, принятое решение является незаконным, а штраф не подлежащим взысканию.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ и Закон N 212-ФЗ являются составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Следовательно, при привлечении лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, применяется процедура, установленная Законом N 212-ФЗ.
Пунктом 12 части 1 статьи 28, частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.
...
Пунктом 12 ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
На основании ч. 4 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки."
Номер дела в первой инстанции: А53-25796/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Азове
Ответчик: ИП Павлюкова Надежда Анатольевна
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4255/12