г. Красноярск |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А33-14736/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Борисова Г.Н.,
судей: Колесниковой Г.А., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска - Кузнецова М.А., на основании доверенности от 07.02.2012 N 04/14;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю - Алексеевой Н.В., на основании доверенности от 01.03.2012 N 04-13/04944,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 16 февраля 2012 года по делу N А33-14736/2011, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
учредитель общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Спецмонтаж" Галушко Игорь Романович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее - МИФНС N 23 по Красноярскому краю, регистрирующий орган, ответчик), Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - ИФНС по Советскому району г. Красноярска, регистрирующий орган, ответчик):
- о признании незаконными действий регистрирующих органов, выразившихся в принятии решения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- об обязании МИФНС N 23 по Красноярскому краю аннулировать запись об исключении ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с принятием решения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2007, выдать дубликат свидетельства о регистрации, копию устава ООО "Спецмонтаж".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 февраля 2012 года заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ИФНС по Советскому району г. Красноярска по исключению ООО "Спецмонтаж" (ОГРН 1072465002653), выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа за ГРН 2072465049292 от 01.03.2007. На МИФНС N 23 по Красноярскому краю возложена обязанность по устранению допущенных нарушений. С ИФНС по Советскому району г. Красноярска в пользу Галушко Игоря Романовича взыскано 200 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что действия по исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц совершены регистрирующим органом в строгом соответствии с действующим законодательством при наличии признаков недействующего юридического лица и с соблюдением установленного Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В судебном заседании представитель ИФНС по Советскому району г. Красноярска поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель МИФНС N 23 по Красноярскому краю в судебном заседании согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 02.04.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству (уведомление о вручении N 66000072000539), а также путем размещения 03.04.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие заявителя (его представителя).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части удовлетворения заявленных требований), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Спецмонтаж" создано в результате перерегистрации малого предприятия "Спецмонтаж" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.1995 за регистрационным номером 279 ИФНС по Советскому району г. Красноярска. Согласно уставу ООО "Спецмонтаж" (с учетом внесенных изменений, зарегистрированных администрацией Советского района г. Красноярска 16.02.1999 за N 147) единственным учредителем общества является Галушко Игорь Романович.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска 27.10.2006 в отношении ООО "Спецмонтаж" принято решение N 998 "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц", которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.11.2006 N 43.
На основании принятого решения ИФНС по Советскому району г. Красноярска 01.03.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ООО "Спецмонтаж" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ с присвоением государственного регистрационного номера 2072465049292.
Регистрационное дело ООО "Спецмонтаж" 26.09.2007 передано в МИФНС N 23 по Красноярскому краю.
Считая, что действия регистрирующих органов, выразившихся в принятии решения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы, учредитель ООО "Спецмонтаж" Галушко И.Р. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
Суд первой инстанции, признавая незаконными действия ИФНС по Советскому району г. Красноярска, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, пришел к выводу о нарушении регистрирующим органом порядка исключения ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренного статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, так как запись об исключении недействующего юридического лица внесена в государственный реестр при отсутствии соответствующего решения об исключении.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что регистрирующий орган доказал законность оспариваемых действий по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3). Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Представленными в материалы дела справкой N 10/11-1558-С "Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов", справкой N 10/11-1558-О "О непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" подтверждается, что в течение последних 12 месяцев до принятия решения о предстоящем исключении ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц отчетность о налогах и сборах (в том числе бухгалтерский баланс, налоговые декларации) не представлялась с 23.09.1994 (даты постановки на учет), сведения о движение денежных средств по счету N 40702810300000000745, открытому в ОАО Банк "Металэкс", отсутствуют.
Следовательно, ИФНС по Советскому району г. Красноярска правомерно пришла к выводу о том, что ООО "Спецмонтаж" является фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим юридическим лицом.
Представленные заявителем документы не подтверждают осуществление ООО "Спецмонтаж" хозяйственной деятельности, так как большей частью относятся к периоду до 2005 года, а, кроме того, отсутствуют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие совершение обществом хозяйственных операций, направленных на получение дохода.
Регистрирующим органом 27.10.2006 принято решение N 998 о предстоящем исключении ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение от 27.10.2006 N 998 опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 43 (94) 2006 часть 2 от 01.11.2006 под порядковым номером 3116.
Доказательства обращения заявителя или иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в установленный срок по указанному регистрирующим органом адресу (в порядке части 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Учитывая, что ИФНС по Советскому району г. Красноярска соблюден порядок исключения общества из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, у регистрирующего органа с момента истечения установленного срока для подачи указанных заявлений возникло предусмотренное законом право на исключение ООО "Спецмонтаж" из ЕГРЮЛ.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения.
Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.
Таким образом, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ и вышеприведенные Правила не содержат положений, обязывающих регистрирующий орган оформлять решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в виде отдельного самостоятельного документа.
На основании изложенного, действия ИФНС по Советскому району г. Красноярска по исключению недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что заявление об оспаривании действий регистрирующих органов подано с нарушением срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Довод заявителя о том, что о нарушении своих прав ему стало известно 19.04.2011 после получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Регистрирующим органом соблюдены сроки и порядок, установленные статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, при исключении недействующего юридического лица - ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц. Названный закон не содержит обязанности регистрирующего органа уведомлять юридическое лицо о принятом в отношении него решении об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение N 998 о предстоящем исключении ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 43 (94) 2006 часть 2 от 01.11.2006 под порядковым номером 3116.
В Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности ООО "Спецмонтаж" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц внесена 01.03.2007.
Опубликование решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица направлено на публичное информирование всех заинтересованных лиц (в том числе учредителей, участников хозяйственных обществ) о начале процедуры прекращения деятельности такого юридического лица, которая осуществляется в определенные законом сроки. При таком порядке предполагается, что все заинтересованные лица извещены о начале указанной процедуры.
В связи с этим заявитель с учетом сроков, указанных в статьях 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а также доступности сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, должен был и мог узнать о принятом 01.03.2007 решении об исключении ООО "Спецтехника" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для получения информации из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Спецтехника" и обращения в течение года с заявлением в арбитражный суд с даты исключения из ЕГРЮЛ названной организации.
Вместе с тем, с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края об оспаривании действий регистрирующих органов заявитель обратился в сентябре 2011 года, что подтверждается штампом органа почтовой связи, проставленном на конверте. При этом с ходатайством о восстановлении пропущенного срока заявитель не обращался, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлял. Судом апелляционной инстанции также не установлено уважительности причин пропуска срока на обращение в суд. Ссылка заявителя о нахождении на лечении в период с 25.01.2009 по 11.03.2009 в данном случае не имеет правового значения.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Таким образом, заявителем при обращении в суд первой инстанции был пропущен срок, установленный пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, уважительные причины пропуска указанного срока судом апелляционной инстанции не установлены.
Пропуск срока на обжалование действий государственного органа является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Решение суда первой инстанции также подлежит отмене в части распределения судебных расходов. С учетом отмены решения суда первой инстанции и отказом в удовлетворении заявленных требований, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанции подлежат отнесению на заявителя. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговый орган на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" февраля 2012 года по делу N А33-14736/2011 отменить в части удовлетворения заявленных требований. В отмененной части принять новый судебный акт об отказе в признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска по исключению общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" (ОГРН 107465002653), выразившихся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа за ГРН 2072465049292 от 01.03.2007.
Указанное решение суда также подлежит отмене в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в пользу Галушко Игоря Романовича 200 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Регистрирующим органом соблюдены сроки и порядок, установленные статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, при исключении недействующего юридического лица - ООО "Спецмонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц. Названный закон не содержит обязанности регистрирующего органа уведомлять юридическое лицо о принятом в отношении него решении об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
...
Опубликование решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица направлено на публичное информирование всех заинтересованных лиц (в том числе учредителей, участников хозяйственных обществ) о начале процедуры прекращения деятельности такого юридического лица, которая осуществляется в определенные законом сроки. При таком порядке предполагается, что все заинтересованные лица извещены о начале указанной процедуры.
В связи с этим заявитель с учетом сроков, указанных в статьях 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а также доступности сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, должен был и мог узнать о принятом 01.03.2007 решении об исключении ООО "Спецтехника" из Единого государственного реестра юридических лиц.
...
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Таким образом, заявителем при обращении в суд первой инстанции был пропущен срок, установленный пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, уважительные причины пропуска указанного срока судом апелляционной инстанции не установлены."
Номер дела в первой инстанции: А33-14736/2011
Истец: Учредитель ООО "Спецмонтаж" - Галушко Игорь Романович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: Администрация Октябрьского района, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, Косяков Анатолий Яковлевич (директор ОАО Дорожный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт Иркутскгипродонии), Прохоров Алексей Викторович (директор ОАО Дорожный научно-иследовательский и проектно-изыскаительский институт Иркутскгипродорнии, Администрация г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Красноярского регионального отделения ФСС РФ, Муниципальный архив г. Красноярска, ОАО "Дорожный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт Иркутскгипродорнии", ООО Стройконсалт-К, Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска, Региональное управлении ФСБ России по Красноярскому краю, Управление Архитектуры администрации г. Красноярска, Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе, Управлении Росреестра