город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2012 г. |
дело N А32-48846/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Югщит" - директор - Мойса Михаил Александрович,
от Отдела надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2012 по делу N А32-48846/2011, принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению закрытого акционерного общества "Югщит"
к Отделу надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Югщит" (далее - ЗАО "Югщит") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности Главного Министерства Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления N 431 от 12.07.2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением суда от 20.03.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что монтаж автоматической пожарной сигнализации общество не производило. Помещения по адресу: г. Армавир, ул. Воровского, 54, 59 ЗАО "Югщит" не принадлежат. Доказательств нарушения обществом Правил пожарной безопасности не представлено.
Не согласившись с данным судебным актом, ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просил решение суда от 20.03.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что при разработке проекта "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре" общество допустило нарушения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании руководитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.07.2011 г. на основании требования прокурора г. Армавира сотрудниками ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю проведена проверка зданий и сооружений ОАО "Кубаньэнерго" по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности по адресам: г. Армавир, ул. Воровского, 54, 59.
В ходе проверки административным органом установлено, что в зданиях общества по вышеназванным адресам произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре по рабочему проекту "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре", разработанному ЗАО "Югщит". При разработке указанного проекта заявителем нарушены: п. 12.31, п. 12.34, п. 12.41, п. 12.48, п. 12.55, п. 12.56, п. 12.71 НПБ 88-2001; п. 17.6.1 НПБ 76-98; п. 3.9, п. 3.14, п. 3.15, п. 3.1 табл. 1 НПБ 104-03.
По факту выявленных нарушений, в отношении ЗАО "Югщит" составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2011 г. N 431.
Постановлением ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю N 431 от 12.07.2011 г. общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ЗАО "Югщит" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 статьи 20.4 Кодекса.
Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности, пунктом 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Основанием для привлечения ЗАО "Югщит" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ послужил факт разработки проекта "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре" с нарушением НПБ 88-2001, НПБ 76-98 и НПБ 104-03.
Между тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что монтаж пожарной сигнализации по адресам: г. Армавир, ул. Воровского, 54, 59 общество не производило. Помещения по указанным адресам заявителю не принадлежат.
Следовательно, доказательств нарушения обществом требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений по вышеназванным адресам административным органом не представлено.
КоАП РФ не предусмотрена ответственность за разработку проекта системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре с нарушением установленных норм.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель в отношении проверяемых объектов не относится к лицам, указанным в ст. 38 Закона о пожарной безопасности, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Административным органом не доказано, что именно ЗАО "Югщит" является субъектом, на котором в полном объеме лежит обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности на проверяемых объектах и, которое, соответственно, является надлежащим субъектом ответственности за выявленные нарушения.
Учитывая изложенное, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ заинтересованным лицом не доказано.
Судебная коллегия также учитывает, что проверка ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю, по результатам которой к ответственности привлечено ЗАО "Югщит", проводилась в отношении ОАО "Кубаньэнерго".
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2012 по делу N А32-48846/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности, пунктом 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Основанием для привлечения ЗАО "Югщит" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ послужил факт разработки проекта "Система автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре" с нарушением НПБ 88-2001, НПБ 76-98 и НПБ 104-03.
...
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель в отношении проверяемых объектов не относится к лицам, указанным в ст. 38 Закона о пожарной безопасности, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Административным органом не доказано, что именно ЗАО "Югщит" является субъектом, на котором в полном объеме лежит обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности на проверяемых объектах и, которое, соответственно, является надлежащим субъектом ответственности за выявленные нарушения.
Учитывая изложенное, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ заинтересованным лицом не доказано."
Номер дела в первой инстанции: А32-48846/2011
Истец: ЗАО "Югщит"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Отдел надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности Главного Министерства Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГУ МЧС России по Краснодарскому краю,Отдел государственного пожарного надзора г. Армавир