г. Хабаровск |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А37-2217/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С. Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбасовой О.А.
при участии в заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока": представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области на решение от 20.03.2012 по делу N А37-2217/2011 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Астаховой Е.А.
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области
о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 01.06.2007 N 97 (п. 4.4)
по встречному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области
к федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока"
о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 01.06.2007 N 97 (п. 4.4)
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ОГРН 1027739057500) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области (далее - ТУ Росимущества в Магаданской области, ОГРН 1104910001460) о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 01.06.2007 N 97, исключив из него пункт 4.4 с 15.03.2011.
ТУ Росимущества по Магаданской области обратилось со встречным иском к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о внесении изменений в пункт 4.4 договора от 01.06.2007 N 97, предложив свою редакцию данного пункта.
Решением суда от 20.03.2012 первоначальный иск удовлетворен, пункт 4.4 исключен из договора от 01.06.2007 N 97 с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец и ответчик обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами. Истец в своей жалобе просит изменить решение, исключив из резолютивной части решения суда слова "с момента вступления в законную силу решения суда". Ответчик просит отменить решение, отказав в удовлетворении первоначального иска и удовлетворив встречный.
В судебное заседание заявители жалоб своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
01.06.2007 между истцом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 97.
Согласно пункту 1.1 договора в аренду передано 6 земельных участков из земель населенных пунктов для использования под Центр управления воздушным движением, базу, гаражи, стоянку служебных автомобилей и 10 земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения под передающий радиоцентр, территорию обзорного радиолокатора и кабеля связи, территорию базы механизации, глиссадного радиомаяка, стартового диспетчерского пункта N 1, радиолокационной системы посадки, территорию командно-диспетчерского пункта, курсового радиомаяка, территорию ближнеприводного радиомаяка, обзорного радиолокатора.
Срок действия договора установлен с 24.02.2007 по 21.02.2008. государственную регистрацию договор не прошел в связи с тем, что срок его действия составлял менее одного года. Земельные участки переданы в аренду по актам приема-передачи, подписанным сторонами договора.
Дополнительными соглашениями срок действия договора продлевался, последний раз до 08.02.2012.
Порядок и размер арендной платы стороны оговорили в пунктах 4.2, 4.3 договора. Так, согласно пункту 4.3 договора арендная плата устанавливается на основании нормативно-правовых актов, определяющих размер арендной платы, порядок, условия, и сроки ее внесения, а также исходя из рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Арендная плата изменяется не чаще одного раза в год при изменении нормативно-правовых актов, определяющих размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения, а также в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка. Изменение арендной платы оформляется арендодателем и арендатором дополнительным соглашением к договору.
Пунктом 4.4 договора стороны установили, что размер арендной платы изменяется ежегодно на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год, утвержденный в установленном порядке. Изменение размера арендной платы на коэффициент-дефлятор осуществляется арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора не позднее чем за 30 дней, исчисляемых с момента направления уведомления арендодателем.
20.10.2011 ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось к ТУ Росимущества по Магаданской области с письмом N 1-1963, в котором просило исключить из договора аренды пункт 4.4.
25.10.2011 ТУ Росимущества по Магаданской области направило ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" дополнительное соглашение к договору аренды, в котором предложило изложить пункт 4.4 договора в следующей редакции:
"Размер арендной платы изменяется ежегодно на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Изменение размера арендной платы на размер уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением Арендатора не мене, чем за 30 дней, исчисляемых с момента направления уведомления Арендодателем.
Настоящее соглашение является неотъемлемой частью договора N 97 от 01.06.2007 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и начинает действовать с 01.01.2012."
Дополнительное соглашение было подписано ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" с протоколом разногласий от 07.11.2011, в котором арендатором предложена следующая редакция пункта 4.4:
"Арендная плата ежегодно изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, в котором заключен договор аренды, с предварительным уведомлением Арендатора не мене, чем за 30 дней, исчисляемых с момента направления уведомления Арендодателем.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 01.01.2011".
Рассмотрев протокол разногласий, ТУ Росимущества по Магаданской области направило арендатору протокол согласования разногласий от 06.12.2011, предложив согласовать пункт 4.4 в следующей редакции:
"Арендная плата ежегодно изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды. Уведомление об изменении размера арендной платы на размер уровня инфляции направляется Арендодателем Арендатору не позднее 31 января очередного финансового года.
Настоящее соглашение является неотъемлемой частью договора N 97 от 01.06.2007 аренды земельного участка и начинает действовать с 01.01.2012."
Указанный протокол согласования разногласий арендатором подписан не был.
В связи с недостижением сторонами согласия по пункту 4.4 договора, стороны обратились в суд с настоящими исками.
Удовлетворяя первоначальный иск, с учетом требований пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности применения коэффициента-дефлятора к расчету арендной платы, в связи с чем исключил пункта 4.4 из договора с момента вступления в силу решения суда. При этом посчитал, что предложенная ТУ Росимущества по Магаданской области редакция также не может быть принята, поскольку земельные участки имеют различный режим использования.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно статье 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Частью 3 статьи 453 ГК РФ установлено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Из материалов дела следует, что предметом договора аренды являются 16 земельных участков из земель населенных пунктов, а также из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения. На данных земельных участках расположены объекты недвижимости, относящиеся к объектам навигационного обеспечения воздушного движения, находящиеся в федеральной собственности.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены Постановлением правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Так, согласно пункту 3 указанных Правил, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, в том числе 1,5 процента в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, 2 процента в отношении земельных участков, если право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 582 установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Согласно пункту 9 Правил N 582, при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Согласно пункту 10 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Таким образом, изменение арендной платы на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год, указанными правовыми нормами не предусмотрено.
В связи с этим пункт 4.4 в согласованной сторонами редакции правомерно исключен судом первой инстанции из текста договора.
Доводы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" об изменении им оснований иска на статью 168 ГК РФ, со ссылкой на недействительность данного пункта договора, не принимаются судом, поскольку предмет иска изменен не был. Изменение же обязательств в связи с изменением договора в судебном порядке происходит с момента вступления в законную силу решения суда об этом.
Что касается изменения спорного пункта в редакции арендодателя, суд также правомерно отказа в удовлетворении данного требования.
Из материалов дела видно, что расчет арендной платы производился арендодателем по 5 земельным участкам из земель населенных пунктов, исходя из 2% их кадастровой стоимости, по 10 земельным участкам из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения - исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, а по одному земельному участку из земель населенных пунктов, предоставленному под территорию Центра управления полетами - исходя из рыночной стоимости земельного участка и ставки рефинансирования 8,75% по состоянию на 01.02.2010.
Между тем, пунктами 9 и 10 Правил N 582 изменение арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при исчислении такой платы исходя из кадастровой или рыночной стоимости земельного участка не предусмотрено.
В связи с этим требования ТУ Росимущества по Магаданской области о внесении изменений в пункт 4.4 договора аренды, предусматривающие подобные изменения при сохранении установленного договором расчета арендной платы, удовлетворению не подлежат.
Доводы ТУ Росимущества по Магаданской области о том, что пункт 8, предусматривающий применение уровня инфляции является общим для пунктов 9 и 10 Правил N 582, являются ошибочными. В тексте пункта 9 прямо предусмотрено, что при расчете арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка, индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Исходя из пункта 10 Правил N 582, возможность изменения арендной платы, исчисляемой от рыночной стоимости земельного участка, также поставлена в зависимость от изменения его рыночной стоимости, установленной в результате оценки, и осуществленной не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. При этом, изменение рыночной стоимости земельного участка охватывает, в том числе, изменение уровня инфляции за прошедший период, в связи с чем подобный перерасчет приведет к нарушению смысла данного пункта Правил.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ТУ Росимущества по Магаданской области также подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 20.03.2012 по делу N А37-2217/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что расчет арендной платы производился арендодателем по 5 земельным участкам из земель населенных пунктов, исходя из 2% их кадастровой стоимости, по 10 земельным участкам из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения - исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, а по одному земельному участку из земель населенных пунктов, предоставленному под территорию Центра управления полетами - исходя из рыночной стоимости земельного участка и ставки рефинансирования 8,75% по состоянию на 01.02.2010.
Между тем, пунктами 9 и 10 Правил N 582 изменение арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при исчислении такой платы исходя из кадастровой или рыночной стоимости земельного участка не предусмотрено.
...
Доводы ТУ Росимущества по Магаданской области о том, что пункт 8, предусматривающий применение уровня инфляции является общим для пунктов 9 и 10 Правил N 582, являются ошибочными. В тексте пункта 9 прямо предусмотрено, что при расчете арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка, индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Исходя из пункта 10 Правил N 582, возможность изменения арендной платы, исчисляемой от рыночной стоимости земельного участка, также поставлена в зависимость от изменения его рыночной стоимости, установленной в результате оценки, и осуществленной не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. При этом, изменение рыночной стоимости земельного участка охватывает, в том числе, изменение уровня инфляции за прошедший период, в связи с чем подобный перерасчет приведет к нарушению смысла данного пункта Правил."
Номер дела в первой инстанции: А37-2217/2011
Истец: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Востока"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16881/12
05.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16881/12
03.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3642/12
22.05.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1845/12