город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2012 г. |
дело N А53-1655/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
от истца: Попова Г.Д. по доверенности N Из-20084/13 от 12.04.2012;
от ответчика: Мирчук П.А. по доверенности N 51.1.7-23/12 от 24.01.2012;
от третьих лиц: представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2012 по делу N А53-1655/2012
по иску Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону
к ответчику Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - предприятие, ответчик) о взыскании 8 335 327,01 руб. задолженности по арендной плате за период с 10.06.2005 по 22.11.2010, 880 338,48 руб. пени за период с 23.11.2010 по 22.11.2010, 687 159,93 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.11.2010 по 15.11.2011.
Определением суда от 20.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области.
Решением от 16.03.2012 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у департамента материально-правовой заинтересованности в предъявлении иска, поскольку право государственной собственности на земельный участок, на котором расположено предприятие, возникло на основании закона.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что спорный земельный участок до момента государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией относился к имуществу, собственность на которое не разграничена, переход права собственности к Российской Федерации зарегистрирован только 23.11.2010, следовательно, до этого момента стороны должны руководствоваться договором аренды N 29295 от 17.08.2006, предусматривающим обязанность предприятия уплачивать арендую плату за пользование земельным участком.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.08.2006 между департаментом (арендодатель) и предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 29295, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель городских поселений с кадастровым номером 61:44:04 03 17:0002, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, дом 116, общей площадью 13407 кв.м.
Цель аренды - эксплуатация почтамта.
Срок аренды установлен пунктом 2.1 договора с 05.07.2006 по 03.07.2007.
Договор, как заключенный на срок не менее года, зарегистрирован в установленном законом порядке 17.08.2006.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы за земельный участок в год составляет 436 311 рублей 37 копеек.
23.11.2010 договор аренды земельного участка от 17.08.2006 N 29295 расторгнут в связи с регистрацией в отношении арендованного земельного участка права собственности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчиком не исполнялись обязательства по внесению арендных платежей, в связи с чем образовалась задолженность за период с 10.06.2005 по 22.11.2010 в размере 8 335 327 рублей 01 копейки, пени за период с 21.09.2006 по 22.11.2010 в размере 880 338 рублей 48 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.11.2010 по 15.11.2011 в размере 687 159 рублей 93 копейки.
Невыполнение договорных обязательств по внесению арендной платы явилось основанием обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих оснований.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти и другие перечисленные в данном пункте земельные участки.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В приложении N 1 в качестве таких объектов, в частности, указаны предприятия связи. Согласно данному приложению имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, относится исключительно к федеральной собственности.
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Верховного Совета Российской Федерации направлено на защиту публичных интересов, которые могут быть защищены с достаточной полнотой при условии, что к государственной федеральной собственности относятся не только сами предприятия, поименованные в приложении N 1, но и имущество, принадлежащее им на момент разграничения объектов государственной собственности.
По смыслу постановления N 3020-1 принадлежность имущества соответствующему предприятию, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.
При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса.
При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, государственное имущество должно принадлежать государственному образованию, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" государственные учреждения, которые являются организациями федеральной почтовой связи, создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно статье 24 названного Закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.
ФГУП "Почта России" является федеральным государственным унитарным предприятием и создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р, что следует из Устава предприятия. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава ФГУП "Почта России" имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками, принадлежит на праве хозяйственного ведения предприятию и отражается на его самостоятельном балансе.
Как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером 61:44:04 03 17:0002 расположены следующие объекты недвижимого имущества: административно-производственное здание, площадью 7829,5 кв.м.; здание площадью 3454,9 кв.м.; проходная, площадью 82,5 кв.м.; диспетчерская, площадью 42,2 кв.м.; склад, площадью 218,5 кв.м.; трансформаторная подстанция, площадью 135,3 кв.м.; проходная, площадью 40,2 кв.м.; энергетический блок, площадью 703,3 кв.м.; склад, площадью 40,2 кв.м.; склад, площадью 33,6 кв.м.; склад, площадью 323,8 кв.м.; мастерские, площадью 360,7 кв.м.
Данные объекты недвижимого имущества находятся в хозяйственном ведении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.01.2006 серия 61 АВ N 214450, от 10.06.2005 серия 61 АБ N 103463, N 103453, N 103457, N 103455, N 103461, N 103454, N 103456, N 103464, N 103460, N 103459, N 103462.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 61:44:04 03 17:0002 предоставлен для эксплуатации объекта почтовой связи, право хозяйственного ведения на который зарегистрировано в установленном законом порядке, то данный земельный участок в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" считается разграниченным и отнесен к федеральной собственности с момента его передачи для эксплуатации здания почтового отделения.
С указанной даты департамент не имеет полномочий на сдачу спорного земельного участка в аренду, следовательно, не вправе требовать взыскания арендной платы за спорный период, а также пеней и процентов.
Ссылка заявителя жалобы на абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ, предусматривающий, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:44:04 03 17:0002 до 23.11.2010 не свидетельствует о неразграничении государственной собственности на него до указанной даты, поскольку право федеральной собственности на данный земельный участок возникло в силу закона и признается независимо от его государственной регистрации.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2012 по делу N А53-1655/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, государственное имущество должно принадлежать государственному образованию, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" государственные учреждения, которые являются организациями федеральной почтовой связи, создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно статье 24 названного Закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.
ФГУП "Почта России" является федеральным государственным унитарным предприятием и создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р, что следует из Устава предприятия. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А53-1655/2012
Истец: Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РО, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, ФГУП " Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4444/12