город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2012 г. |
дело N А01-2111/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Н.Н. Ивановой,С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сараевой Е.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованного лица: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Н"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.01.2012 по делу N А01-2111/2011 принятого в составе судьи Афашаговой М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Н"
к заинтересованному лицу Судебные приставы-исполнители Тахтамукайского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России по республике Адыгея Ерохин Станислав Сергеевич, Сохт Эдуард Майзетович
при участии третьего лица Отделение Миграционной службы России по Республике Адыгея в Тахтамукайском районе
о признании незаконным и отмене требования судебного пристава- исполнителя Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Сохт Э.М. от 24.11.2011 г.. о предоставлении документов в рамках исполнительного производства N 8702/11/20/01, о признании незаконными действий судебных приставов- исполнителей Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Ерохина С.С. и Сохт Э.М. в рамках возбужденного исполнительного производства N8702/11/20/01,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Атлас-Н" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Судебному приставу-исполнителю Тахтамукайского районного отдела Управления Федеральной службы судеюных приставов России по республике Адыгея Ерохин Станислав Сергеевич, Сохт Эдуард Майзетович о признании незаконным и отмене требования судебного пристава- исполнителя Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Сохт Э.М. от 24.11.2011 г.. о предоставлении документов в рамках исполнительного производства N 8702/11/20/01, о признании незаконными действий судебных приставов- исполнителей Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Ерохина С.С. и Сохт Э.М. в рамках возбужденного исполнительного производства N8702/11/20/01,
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение части 17 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о возбуждении исполнительного производства от 28.09.2011 г.. о взыскании с ООО "Атлас-Н" в пользу ОФМС по Республики Адыгея 400 000 руб. - штрафа, вручено судебным приставом - исполнителем ООО "Атлас-Н" 24.11.2011 г.. чем были нарушены права общества на добровольное погашение требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем у ООО "Атлас-Н" возникли неблагоприятные последствия виде взыскания исполнительского сбора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление ФССП по Республики Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.01.2012 г.. в удовлетворении заявленные требований отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью заявленных требований в силу статьи 65 АПК РФ поскольку исполнительский сбор с ООО "Атлас-Н" не взыскан, каких- либо иных неблагоприятный последствий в связи с несвоевременным направлением постановления о возбуждении исполнительного производства у ООО "Атлас-Н" судом первой инстанции не установлено. При этом суд указал, что в соответствии с частью 12 статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований возник у ООО "Атлас-Н" с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства - 24.11.2011 г..
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас-Н" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт поскольку судебным приставом - исполнителем было нарушено право общества на добровольное исполнение требований указанных в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 28.09.2011 г..
Стороны надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобу в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Адыгея представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании пункта 2 статьи 156 АПК РФ.
Суд апелляционной считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии сторон на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 28 сентября 2011 г.. в соответствии с нормами статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г.. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", на основании постановления ООФМС Тахтамукайского района по делу N 781 вступившего в законную силу 17.09.2011 г.. о взыскании штрафа в размере 400 000 рублей с общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Н" судебным приставом-исполнителем Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Ерохиным С.С. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 8702/11/20/01.
Согласно статьи 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также -должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Указанное постановление вручено представителю ООО "Атлас-Н" 24.11.2011 г..
Кроме того судебным приставом-исполнителем Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Сохт Э.М. 24.11.2011 г.. должнику - ООО "Атлас-Н" вручено вынесенное требование о предоставлении документов.
Не согласившись с действиями судебного пристава- исполнителя ООО "Атлас-Н" обратилось в арбитражным суд с заявлением о признании незаконными действий судебных приставом- исполнителей в рамках возбужденного исполнительного производства N 8702/11/20/01, признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства N 8702/11/20/01 от 28.09.2011 г.. и требование судебного пристава- исполнителя; о приостановлении исполнительного производства.
Суд апелляционный инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно правилам, установленным главой 24 АПК РФ, а именно положениями статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее -Федеральный закон) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом, исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 1 статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу пункта 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения исполнительных документов не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами постановление о возбуждении исполнительного производства от 28.09.2011 г.. вручено руководителю ООО "Атлас-Н" 24.11.2011 г.. Таким образом срок для добровольного исполнения исполнительного документа, а именно постановления ООФМС Тахтамукайского района б/н от 07.09.2010 г.. о взыскании с ООО "Атлас-Н" штрафа в сумме 400 000 руб. истек 01.12.2011 г..
Принимая во внимание часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, предусматривающей, что течение срока для добровольного исполнения начинается со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что несвоевременное вручение постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 28.09.2011 г.. не нарушает каких-либо прав общества, а также не влияет на законность данного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеизложенного следует, что на государственном органе лежит обязанность доказывать соответствие его действий (решения) требованиям законодательства. Однако, и на заявителе в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ также лежит обязанность доказывания факта нарушения оспариваемыми действиями (решением) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, заявителем не указано, каким образом нарушаются права общества несвоевременным направлением копии постановления о возбуждении исполнительного производства, не доказано, какому закону или иному нормативно-правовому акту не соответствуют оспариваемые действия (бездействие) и постановление.
При этом исполнительский сбор с общества не взыскан, каких либо неблагоприятных последствий для общества не наступило, доказательств обратного заявителем не представлено.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 информационного письма от 21.05.2004 г.. N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" разъяснил, что исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
ООО "Атлас-Н" не доказано, что действия судебного пристава-исполнителя Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Сохт Э.М. от 24.11.2011 г.. по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства N 8702/11/20/01 от 28.09.2011 г.. каким-либо образом нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя соответствуют Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и направлены на исполнение требований
При этом ООО "Атлас-Н" обжаловано требование судебного пристава- исполнителя о предоставлении финансово- хозяйственной деятельности общества, в случае неисполнении исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
В соответствии с положениями статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в рамках исполнительного производства судебный пристав- исполнитель вправе: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Таким образом требование судебного пристава Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Сохт Э.М. от 24.11.2011 г.. по предоставлению ООО "Атлас-Н" необходимых документов вынесено судебным приставом с соблюдением положений ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", и не нарушает прав и охраняемых интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте. С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Н" без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Республики Адыгея от 20.01.2012 по делу N А01-2111/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в рамках исполнительного производства судебный пристав- исполнитель вправе: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Таким образом требование судебного пристава Тахтамукайского районного отдела УФССП по Республике Адыгея Сохт Э.М. от 24.11.2011 г.. по предоставлению ООО "Атлас-Н" необходимых документов вынесено судебным приставом с соблюдением положений ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", и не нарушает прав и охраняемых интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А01-2111/2011
Истец: ООО "Атлас-Н", ООО "Легат"
Ответчик: Отделение Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея в Тахтамукайском районе, Судебные приставы-исполнители Тахтамукайского районного отдела Управления Федеральной службы судеюных приставов России по республике Адыгея Ерохин Станислав Сергеевич, Сохт Эдуард Майзетович, Тахтамукайский районный отдел службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея - судебный пристав-исполнитель Нехай М. А.
Третье лицо: Отделение Миграционной службы России по Республике Адыгея в Тахтамукайском районе, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Адыгея, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2383/12