город Омск |
|
23 мая 2012 г. |
Дело N А70-11785/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Сердитовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2404/2012) Федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу N А70-11785/2011 (судья Коряковцева О.В.), по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Тюменской области (далее - МИФНС России N 7 по Тюменской области, налоговый орган) к Федеральному государственному казенному учреждению "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" (до 03.11.2011 - Государственное казенное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" (ОГРН 1027201305064, ИНН 7206018484) (далее - ФГКУ "8 ОФПС по Тюменской области", учреждение)
о взыскании штрафа по земельному налогу в размере 1 000 руб.,
судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Решением от 13.02.2012 по делу N А70-11785/2011 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленные МИФНС России N 7 по Тюменской области требования, взыскал с ФГКУ "8 ОФПС по Тюменской области" штраф по земельному налогу в размере 1000 руб., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что декларация по земельному налогу за 2010 год представлена Учреждением в налоговый орган с просрочкой, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с ответчика следует взыскать штраф в размере 1 000 рублей.
В апелляционной жалобе ФГКУ "8 ОФПС по Тюменской области" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
От Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области, Федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле. Данные ходатайства судом апелляционной инстанции удовлетворены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ФГКУ "8 ОФПС по Тюменской области" является юридическим лицом, созданным в форме учреждения, финансируется за счет средств соответствующего бюджета и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области.
Учреждением декларация по земельному налогу за 2010 год, при сроке представления не позднее 01 февраля 2011 года, представлена в налоговый орган с просрочкой - 04 февраля 2011 года.
Решением Инспекции от 08.07.2011 N 1625 ФГКУ "8 ОФПС по Тюменской области" привлечен к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок вышеуказанной налоговой декларации на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб.
Данное решение, а также требование об уплате штрафа по состоянию на 09.08.2011 N 3726 со сроком уплаты до 29 сентября 2011 года направлены заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения инспекции в суд с заявлением о взыскании с учреждения штрафа по земельному налогу в размере 1000 руб.
13.02.2012 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Статьей 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.
В соответствии со статьей 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 4 части 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны, в том числе, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах
Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения лица к налоговой ответственности.
Размер сумм, подлежащих взысканию, определяется как разница между данными поданной налоговой декларации и фактически осуществленной уплатой.
Таким образом, налогоплательщик, несвоевременно сдавший налоговую декларацию, подвергается штрафу в установленном порядке. Взыскание данного штрафа с организаций, имеющих лицевой счет, осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год, что установлено пунктом 1 статьи 393 НК РФ.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку налогоплательщик представил налоговую декларацию 04.02.2011, налоговый орган пришел к выводу о нарушении заинтересованным лицом срока ее представления и наличии нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 119 НК РФ.
В силу части 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Действительно, материалами дела подтверждается, что Учреждением несвоевременно представлена декларация по земельному налогу за 2010 год.
Однако суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Статьей 389 НК РФ определены объекты налогообложения земельным налогом. На основании подпункта 3 пункта 2 названной статьи не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят, в том числе и Федеральное государственное казенное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области".
Как следует из устава Федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области", полномочия учредителя Учреждения осуществляет МЧС России, полномочия собственника федерального имущества осуществляет МЧС России (пункт 1.3); Учреждение находится в ведении МЧС России (пункт 1.4).
Следовательно, ГУ 8 ОФПС по Тюменской области является федеральным исполнительным органом исполнительной власти, который осуществляет деятельность по обеспечению безопасности.
Следовательно, земельные участки используемые для обеспечения безопасности, находящиеся у Учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования не являются объектом налогообложения по земельному налогу.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что налоговым органом данные обстоятельства исследованы не были, при этом им также не оспаривается предоставление учреждение нулевой декларации и обоснованность неисчисления налога.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у Учреждения отсутствовала.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Как указано в пункте 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность представить налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика в зависимости от наличия либо отсутствия у него обязанности по уплате данного конкретного налога.
В данном случае Учреждение не является плательщиком налога, следовательно, у него отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по указанным налогам, что исключает привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу N А70-11785/2011 подлежит отмене. Апелляционная жалоба Федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу N А70-11785/2011 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Тюменской области о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" штрафа в размере 1000 рублей - отказать.
Возвратить Федеральному государственному казенному учреждению "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области" (ОГРН 1027201305064, ИНН 7206018484) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 561936 от 29.02.2012 г. госпошлину в сумме 250 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 389 НК РФ определены объекты налогообложения земельным налогом. На основании подпункта 3 пункта 2 названной статьи не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
...
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Как указано в пункте 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность представить налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика в зависимости от наличия либо отсутствия у него обязанности по уплате данного конкретного налога.
В данном случае Учреждение не является плательщиком налога, следовательно, у него отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по указанным налогам, что исключает привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А70-11785/2011
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Тюменской области
Ответчик: ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области"