г. Пермь |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А71-329/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя- ООО "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Административная комиссия при Администрации Первомайского района г. Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Административной комиссии при Администрации Первомайского района г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2012 года
по делу N А71-329/2012,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению ООО "Удмуртские коммунальные системы"
к Административной комиссии при Администрации Первомайского района г. Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Первомайского района г. Ижевска (далее - административный орган, административная комиссия) от 11.10.2011 N 971 о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики N 49-РЗ от 16.11.2001 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений", в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2012 года) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы административный орган указывает на доказанность в действиях общества состава административного правонарушения.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.09.2011 Административной комиссией по адресу: г.Ижевск, ул. Воровского, 120 выявлен факт производства земляных работ, связанных с временным нарушением состояния благоустройства придомовой территории, без специального разрешения. Земляные работы проводились на тепловых сетях, арендуемых ООО "УКС". Нарушены придомовая дорога, ливневое устройство и газонные насаждения.
29 сентября 2011 по факту выявленного нарушения Порядка выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного решением Городской Думы г.Ижевска от 29.11.2006 N 198, Административной комиссией в отношении ООО "УКС" составлен протокол об административном правонарушении N 51.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12-1 Закона Удмуртской Республики N 49-РЗ от 16.11.2001 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений", административным органом вынесено постановление N 971 от 11.10.2011, согласно которому ООО "УКС" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, в связи с нарушением процессуального порядка привлечения к административной ответственности заявленные требования удовлетворил.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ст. 12-1 Закона УР N 49-РЗ от 16.11.2001 г.. "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
Решением Городской Думы г.Ижевска от 25.09.1995 N 116 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (далее - Правила N 116).
В силу п. 1.2 Правил N 116 их действие распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также на граждан - владельцев, пользователей земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностных лиц, ответственных за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.
В соответствии с п. 2.14 Правил N 116 в целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные в п. 1.2 общей части настоящих Правил, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и (или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны: обеспечить производство аварийных (в том числе земляных) работ, связанных с временным нарушением состояния благоустройства территорий, проезжей части дорог, переулков, проездов, мест общественного пользования, жилых, общественных зданий только на основании специального разрешения, в установленные сроки, в соответствии с требованиями действующего законодательства и Порядком выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской Думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198.
Решением Городской Думы г.Ижевска от 29.11.2006 N 198 утвержден Порядок выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 указанного Порядка юридические и физические лица осуществляют земляные работы на основании разрешения на земляные работы.
За нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.09.2011 ООО "УКС" по адресу: г.Ижевск, ул. Воровского, 120 производились земляные работы, связанные с временным нарушением состояния благоустройства придомовой территории без специального разрешения.
Факт нарушения заявителем требований п. 2.14 Правил N 116 подтверждается представленными по делу доказательствами. Разрешение на производство земляных работ заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах событие вменяемого административного правонарушения является доказанным.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12-1 Закона УР N 49-РЗ от 16.11.2001.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, размер штрафа определен в минимальном размере санкции ст. 12-1 Закона Удмуртской Республики N 49-РЗ от 16.11.2001 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении административным органом процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст.25.1, ч 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п.п. 1, 2 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ (в том числе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении).
Данные нормы права по своей правовой природе призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого лица или его законного представителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом не предприняты необходимые и достаточные меры для уведомления законного представителя ООО "УКС" о дате и времени рассмотрения административного дела.
Как следует из материалов дела, представителю заявителя Трегубович Е.Е. был вручен протокол об административном правонарушении от 29.09.2011, в котором было указано, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится в Администрации Первомайского района г.Ижевска по адресу: г.Ижевск, ул. Пушкинская, 150, 4 этаж, малый актовый зал. Дата и время рассмотрения будут сообщены дополнительно. Однако доказательств того, что общество было извещено о дате и времени вынесения оспариваемого постановления административным органом в материалы не представлено.
Доказательств направления и получения заявителем, имеющегося в материалах дела извещения-вызова от 10.10.2011 N 720-АК, не имеется. При этом из его содержания следует, что руководитель ООО "УКС" приглашался на рассмотрение административного протокола 11.10.2011 в 14 час. 00 мин. не в отношении ООО "Удмуртские коммунальные системы", а в отношении ООО "Любимые продукты".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания было вынесено без участия законного представителя общества при отсутствии сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте вынесения указанного постановления.
Указание в оспариваемом постановлении от 11.10.2011 и протоколе заседания Административной комиссии при Администрации Первомайского района г.Ижевска от 11.10.2011 на пояснения защитника юридического лица при рассмотрении настоящего дела не свидетельствует о его присутствии при составлении данных документов, поскольку в них не конкретизирована фамилия защитника, документы, подтверждающие его полномочия и удостоверяющие личность, не отражены. Иными материалами дела участие защитника при рассмотрении дела не подтверждено. При этом из доверенности от 22.07.2011, имеющейся в материалах дела, следует, что общество уполномочило представлять его интересы в качестве защитника нескольких лиц.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя ООО "УКС" о рассмотрении административного дела.
Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и времени рассмотрения административного дела является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, лишено предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты.
Поскольку нарушение процессуальных прав и гарантий законного представителя ООО "УКС" при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный, неустранимый характер, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности постановления Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ижевска о назначении административного наказания N 971 от 11.10.2011 г.., вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы".
В силу изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2012 года по делу N А71-329/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Административной комиссии при Администрации Первомайского района г.Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч.2 ст.25.1, ч 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п.п. 1, 2 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ (в том числе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении).
...
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела."
Номер дела в первой инстанции: А71-329/2012
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: Административная комиссия Администрации Первомайского района г. Ижевска, Административная комиссия при Администрации Первомайского района г. Ижевска
Третье лицо: Администрация города Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3824/12