г. Пермь |
|
23 мая 2012 г. |
Дело N А71-12282/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С. П.
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.
при участии:
от заявителя - Учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка" (ОГРН 1021801656931, ИНН 1835032710): Рябова Е.И., предъявлен паспорт, доверенность от 24.10.2011; Зуев М.А., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2012;
от заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (ОГРН 1021801170533, ИНН 1831040300): Ким С.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 15.12.2011;
от третьего лица - Автономного учреждения Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Елочка": не явились;
от третьего лица - ОАО "Ижнефтемаш": Рябова Е.И., предъявлен паспорт, доверенность от 10.10.2011;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 февраля 2012 года
по делу N А71-12282/2011,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка"
к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики
третьи лица: Автономное учреждение Удмуртской республики "Молодежный лагерь "Елочка", ОАО "Ижнефтемаш"
о признании распоряжения незаконным в части,
установил:
Учреждение "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ требований - л.д. 77 том 1; л.д. 81 том 2) о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство имущественных отношений УР, заинтересованное лицо) N 690-р от 28.04.2011 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года N 305-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Елочка" в части закрепления на праве оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Ёлочка" следующего недвижимого имущества: спальный корпус N 6 (литера М) (подпункт 3), спального корпуса N 7 (литера Г) (подпункт 13), водозаборной скважины (литера I- скважина, литера H -насосная, литера II - водонапорная башня Рожневского) (подпункт 14), как нарушающего его права и законные интересы (с учетом уточнения заявленных в порядке ст.49 АПК РФ оснований иска - л.д. 71-71 том 1).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Учреждение "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка", частично не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, а также не применение закона, подлежащего применению.
При этом заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции не сопоставлены первичные документы, свидетельствующие о расхождении поименованных в оспариваемом распоряжении Минимущества УР объектов с фактически переданными по акту приема-передачи. Считает, что Минимуществом УР нарушен установленный действующим законодательством порядок изъятия федерального имущества из пользования ОАО "Ижнефтемаш" - учредителя учреждения, на балансе которого числится спорный объект. Отсутствие документального оформления передачи ОАО "Ижнефтемаш" Минимуществу УР указанных объектов является препятствием для снятия спорного имущества с баланса учреждения.
Представители заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Третье лицо - ОАО "Ижнефтемаш" письменный отзыв не представило, в судебном заседании представитель просил удовлетворить апелляционную жалобу заявителя.
Третье лицо - Автономное учреждение Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Ёлочка" надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Завьяловский отдел государственного унитарного предприятия УР "Удмурттехинвентаризация".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции из имеющихся в материалах дела документов, 28.07.1969 Совет Министров Удмуртской АССР издал постановление N 285/1 "Об отводе земельного участка Ижевскому заводу нефтяного машиностроения под базу отдыха для рабочих и служащих" (л.д. 13; л.д. 60-63 том 1).
Между АО "Ижнефтемаш" и учреждением "Детский оздоровительный лагерь "Елочка" 15.10.1996 г.. подписан договор безвозмездного пользования, в соответствии с которым Учреждению ДОЛ "Елочка" в безвозмездное пользование переданы здания и сооружения, расположенные на территории оздоровительного лагеря по адресу: Завьяловский район, 27 км Воткинского тракта, сроком на 5 лет (л.д. 14-16 том 1; л.д. 99 том 2).
07.05.2001 г.. Минимуществом УР издано распоряжение N 238П/8-рп "Об утверждении уточненного акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992 года по арендному предприятию "Ижевский завод нефтяного машиностроения" (л.д. 87-98 том 2), являющееся неотъемлемой частью плана приватизации арендного предприятия "Ижевский завод нефтяного машиностроения" (п.3 распоряжения). В разделе II уточненного акта оценки стоимости подп. "б" указаны объекты не производственной сферы, не включенные в уставный капитал акционерного общества, в том числе шесть спальных корпусов 1968 года постройки и спальный корпус 1980 года постройки, расположенные О/Л "Елочка, Воткинское шоссе, 27км.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики N 929-р от 02.11.2009 г. "О создании автономного учреждения Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Елочка", за АУУР "МЛ "Елочка" на праве оперативного управления закреплено государственное имущество согласно перечню (п.4 распоряжения), в том числе шесть спальных корпусов, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, ДОЛ "Елочка".
Во исполнение указанного выше распоряжения уполномоченным государственным органом субъекта РФ из состава учитываемого ОАО "Ижнефтемаш" казенного имущества исключено имущество летнего оздоровительного лагеря "Елочка" (распоряжение N 304-р от 15.03.2010 г..), являющееся собственностью Удмуртской Республики, в количестве 12 объектов, в том числе пять спальных корпусов 1968 года постройки и один спальный корпус 1980 года постройки, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, Воткинское шоссе, 27 км. и подписан соответствующий акт приема-передачи объектов (л.д. 105-106 том 2)).
В тот же день распоряжением Минимущества УР N 305-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской Республики" Молодежный лагерь "Ёлочка", на праве оперативного управления за автономным учреждением закреплено недвижимое имущество, в том числе шесть спальных корпусов, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, детский оздоровительный лагерь "Ёлочка" (л.д. 58-59 том 1).
В результате проведенной инвентаризации и в связи с изготовлением кадастровых паспортов, распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 28 апреля 2011 г.. N 690-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года N 305-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Елочка", п.1 распоряжения N 305-р изложен в иной редакции (л.д. 17-19 том 1). На поименованные в нем объекты недвижимости выданы свидетельства о праве собственности Удмуртской Республики (л.д.55 том 1; л.д.84-86 том 2).
Обжалуя судебный акт Арбитражного суда Удмуртской Республики, заявитель просит признать недействительным Распоряжение Минимущества УР от 28.04.2011 N 690-р в части закрепления на праве оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Ёлочка" недвижимого имущества: спальный корпус N 6 (литера М) (подпункт 3), водозаборной скважины (литера I- скважина, литера H -насосная, литера II - водонапорная башня Рожневского) (подпункт 14).
При этом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы заявителя были также предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Граждане, организации и иные лица, в силу положений ст.198 АПК РФ, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого 6 решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с п.1.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 728 от 26.08.2002 (в редакции постановления Правительства УР N 279 от 06.09.2010), Минимущество Удмуртии является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим от имени Удмуртской Республики управление, владение, пользование, распоряжение имуществом Удмуртской Республики, приватизацию имущества Удмуртской Республики.
Основными задачами Минимущества УР являются управление и распоряжение имуществом Удмуртской Республики, в том числе имущественными комплексами государственных предприятий Удмуртской Республики, имуществом казенных предприятий Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, а также находящимися в собственности Удмуртской Республики акциями (долями в уставном капитале) хозяйственных обществ; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Удмуртской Республики, в соответствии с законодательством; учет имущества Удмуртской Республики и контроль за его использованием и сохранностью; приватизация имущества Удмуртской Республики и земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики (п.2.1 Положения).
Издавая оспариваемое распоряжение, государственный орган субъекта Российской Федерации исходил из предоставленных ему полномочий по распоряжению имуществом Удмуртской Республики.
Как установил Арбитражный суд Удмуртской Республики, распоряжение N 690-р от 28 апреля 2011 г.. вынесено уполномоченным органом на основании проведенной инвентаризации и изготовлением Завьяловским филиалом ГУП Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" кадастровых паспортов на объекты недвижимости.
В результате проведенной автономным учреждением Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Ёлочка" бухгалтерской инвентаризации произошло изменение порядковой нумерации "спального корпуса N 6" (литера А, а, а1) 1968 года ввода в эксплуатацию на "спальный корпус N 7", на который государственным унитарным предприятием УР "Удмурттехинвентаризация" изготовлен кадастровый паспорт.
Не оспаривая в апелляционной жалобе передачу на праве оперативного управления 3 лицу - автономному учреждению УР указанного объекта, заявитель по делу не согласен с выводами суда 1 инстанции в отношении "спального корпуса N 6" 1980 года ввода в эксплуатацию, который также в результате проведенной 3 лицом бухгалтерской инвентаризации получил указанную нумерацию, на него также изготовлен соответствующий кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются Государственным унитарным предприятием Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" (л.д. 83 том 2) и заявителем по делу - учреждением "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка" и третьим лицом - открытым акционерным обществом "Ижнефтемаш" не опровергнуты. Спальный корпус 1980 года постройки не вошел в уставный капитал акционерного общества "Ижнефтемаш", что подтверждается уточненным актом оценки стоимости зданий, сооружений по состоянию на 01.07.1992 г.., утвержденным распоряжением Минимущества УР N 238П/8- рп от 07.05.2001.
Представленный заявителем Акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта - спального корпуса на 80 мест п/лагеря "Елочка" от 1980 года (л.д. 101-104 том 2), судом 1 инстанции отклонен, поскольку данный акт государственной приемочной комиссии не содержит в себе признаков (площади, этажности объекта и др.), которые позволили бы идентифицировать указанный в нем объект недвижимости с объектами недвижимости, предаваемыми открытым акционерным обществом "Ижнефтемаш" в собственность Удмуртской Республики. Документов, опровергающих указанные выводы Арбитражного суда Удмуртской Республики, заявителем по делу не представлено.
Заявителем не представлено также доказательств того, что на момент издания распоряжения Минимущества УР N 690-р от 28.04.2011, за учреждением "ДОЛ "Елочка" спальный корпус N 6 (литера М) был закреплен на праве оперативного управления собственником имущества, или на каком-либо ином вещном праве. Доказательств того, что ОАО "Ижнефтемаш", как учредитель учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка", являлся собственником спального корпуса N 6 (литера М) материалы дела не содержат.
Возражения заявителя апелляционной жалобы в указанной части построены на возможности сличения перечней объектов недвижимости, являющихся приложением к распоряжению N 304-р и N 690-р, в результате которого усматривается, что спальный корпус б/н (1968г.) общей площадью 598,4 кв.м. Минимуществу УР не передавался. При этом, учреждением "Детский оздоровительный лагерь "Елочка" доказательств закрепления за ним данного объекта недвижимости на каком-либо вещном праве арбитражному суду не представлено.
Ссылка заявителя по делу на нарушение Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики установленного действующим законодательством порядка изъятия федерального имущества из пользования отрытого акционерного общества "Ижевский завод нефтяного машиностроения" подлежит отклонению, поскольку в рамках настоящего дела данный вопрос рассмотрению не подлежит.
В отношении водозаборной скважины - подпункт 14 распоряжения N 690-р от 28.04.2011, судом 1 инстанции установлено, что данный объект недвижимости в эксплуатацию после строительства не был сдан. Доводы заявителя, что водозаборная башня находится в собственности учреждения "ДОЛ "Елочка" не нашли своего документального подтверждения.
Согласно ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Согласно указанной норме, учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Представленные заявителем в материалы дела счета-фактуры, акты приемки работ, сметы на изготовление и монтаж конструкций (л.д.20-31 том 1), по мнению суда 1 инстанции, не являются доказательством возникновения права собственности на объект недвижимости - водозаборной башни. Представленные заявителем инвентарные карточки на спорные объекты недвижимости, бухгалтерские документы об уплате налогов также не являются безусловным доказательством возникновения у заявителя вещного права (права собственности, права оперативного управления) на спорные объекты недвижимости.
Суд первой инстанции учел также, что с 2010 г.. учреждение "ДОЛ "Елочка" фактически прекратило деятельность в указанной сфере в связи с передачей функций по организации детского отдыха Автономному учреждению Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Ёлочка".
Каких-либо иных доводов в обоснование заявленных требований заявителем не представлено в нарушение ст. 65 АПК РФ. Заявителем в нарушение ст. 201 АПК РФ не приведено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым распоряжением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу, что распоряжение Минимущества УР N 690-р от 28.04.2011 в оспариваемой заявителем части, является законным и обоснованным, не нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена вопреки требованиям ст. 333.21 НК РФ в размере 2 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2012 г.. по делу N А71-12282/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка" - без удовлетворения.
Возвратить учреждению "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в апелляционном суде в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 2952 от 13.03.2012 г..
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате проведенной инвентаризации и в связи с изготовлением кадастровых паспортов, распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 28 апреля 2011 г.. N 690-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года N 305-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Елочка", п.1 распоряжения N 305-р изложен в иной редакции (л.д. 17-19 том 1). На поименованные в нем объекты недвижимости выданы свидетельства о праве собственности Удмуртской Республики (л.д.55 том 1; л.д.84-86 том 2).
...
Согласно ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А71-12282/2011
Истец: Учреждение "Детский оздоровительный лагерь "Ёлочка"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики
Третье лицо: Автономное учреждение Удмуртской Республики "Молодежный лагерь "Ёлочка", Автономное учреждение УР "Молодежный лагерь "Елочка", ОАО "Ижнефтемаш"
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15082/12
30.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15082/12
19.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6889/12
23.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3855/12
24.02.2012 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-12282/11