г. Чита |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А78-10513/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) и Закрытого акционерного общества "Новоорловский ГОК" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2012 года, принятое по делу N А78-10513/2011 по заявлению Закрытого акционерного общества "Новоорловский ГОК" к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) о признании недействительными инкассовых поручений от 01.12.2011 г.. N N 2100170062131, 2100170062130, 2100170062129, 2100170062132, 2100170062133, 2100170062134, 2100170062135, 2100170062136, признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 г.. N02100140059657 и признании незаконным решения от 01.12.2011 г.. N02100111вд0018355,
(суд первой инстанции - Г.Д.Антипенко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Влавацкая Н.В. (доверенность N 5 от 10.01.2012 г..);
установил:
Закрытое акционерное общество "Новоорловский ГОК" (ОГРН 1028002322424, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с уточненным в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, далее - управление, пенсионный фонд) о признании недействительными инкассовых поручений от 01.12.2011 г.. N N 2100170062131, 2100170062130, 2100170062129, 2100170062132, 2100170062133, 2100170062134, 2100170062135, 2100170062136, признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 г.. N02100140059657 и признании незаконным решения от 01.12.2011 г.. N02100111вд0018355.
Решением от 01 марта 2012 года суд первой инстанции признал недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 г. N 02100140059657 в части требования об уплате: 276 995,34 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; 35 766,18 руб. - пени за несвоевременную уплату сумм на накопительную часть пенсии; 34 948,43 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 24 022,79 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также признал незаконным Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) N 02100111вд0018355 от 01.12.2011, о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, в части взыскания пени, а именно: 276995,34 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; 35 766,18 руб. - пени за несвоевременную уплату сумм на накопительную часть пенсии; 34948,43 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 24022,79 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и признал недействительными инкассовые поручения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) от 01.12.2011 N N 2100170062130, 2100170062132, 2100170062134, 2100170062136. В остальной части заявленного требования ЗАО "Новоорловский ГОК" отказал.
В обоснование суд указал, что наличие недоимки по страховым взносам материалами дела подтверждено, но из оспариваемого требования не усматривается за какой период и на какую сумму задолженности начислены пени, а также в каком размере они подлежат уплате обществом, принимая во внимание, что в требовании указано, что к нему прилагается расчет пени, т.е. расчёт пени является неотъемлемой частью самого оспариваемого требования. Оспариваемое требование содержит противоречивые сведения о подлежащей уплате обществом пени за несвоевременную уплату страховых взносов за полугодие 2011 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Забайкальского края от 01.03.2012 г.. по делу А78-10513/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт, в заявленных требованиях ЗАО "Новоорловский ГОК" отказать. Полагает, что требование выставлено в установленном порядке, а пени начислены именно на установленную недоимку за 2 квартал 2011 г.. Суммы пени в расчете, направленном обществу вместе с требованием указаны правильно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Забайкальского края от 01.03.2012 г.. по делу А78-10513/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт, в заявленных требованиях ЗАО "Новоорловский ГОК" отказать. Полагает, что пенсионным фондом нарушены сроки взыскания недоимки и пени.
Жалоба обществом была подана в электронном виде. До рассмотрения дела по существу в апелляционный суд поступило ходатайство общества об отказе от апелляционной жалобы, подписанное тем же представителем - Прудниковым Э.Б.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.04.2012 г.., 25.04.2012 г..
Представитель пенсионного фонда в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Относительно отказа общества от апелляционной жалобы и возможного прекращения производства по апелляционной жалобе общества не возражала. На вопросы суда пояснила, что в оспариваемое требование были включены как пени на недоимку за 2 квартал 2011 г.., так и пени на недоимку за 2010 г.. Все пени были начислены обоснованно, о чем суду первой инстанции было пояснено в возражениях (т.1 л.д.64-68), представлены соответствующие расчеты. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Апелляционный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Закрытое акционерное общество "Новоорловский ГОК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1028002322424, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.12.2011 г.. (т.1 л.д.17-38). Генеральным директором общества является Иваньев С.А., что подтверждается протоколом внеочередного собрания акционеров от 16.04.2011 г.. (т.1 л.д.13-16).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 27.07.2011 общество представило в управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года (т.1 л.д.73-80, далее - расчет).
Из указанного расчета общества усматривается, что за отчётный период (графа 114) подлежат уплате страховые взносы:
на обязательное пенсионное страхование:
4 242 938 рублей на страховую часть пенсии,
523 302 рублей на накопительную часть пенсии;
на обязательное медицинское страхование:
566 789 рублей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
366 577 рублей в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В связи с неуплатой обществом в полном объеме указанных в расчете страховых взносов управлением в адрес общества направлено требование об уплате за 2 квартал 2011 года недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 года N 02100140059657 (т.1 л.д.40, 86, далее - требование) в срок до 11.10.2011, в том числе: 4 206 236,06 руб. - страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии; 276995,34 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; 512291,38 руб. - страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 35 766,18 руб. - пени за несвоевременную уплату сумм на накопительную часть пенсии; 566789 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 34948,43 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 362906,80 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 24022,79 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
01.12.2011 управлением в связи с частичным исполнением вышеуказанного требования принято решение N 02100111вд0018355 от 01.12.2011 (т.1 л.д.87, далее - решение о взыскании) о взыскании с общества страховых взносов, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, а именно: 4 172 031,58 руб. - страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии; 276995,34 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; 495305,63 руб. - страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 35 766,18 руб. - пени за несвоевременную уплату сумм на накопительную часть пенсии; 566789 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 34948,43 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 362906,80 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 24022,79 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
На основании решения о взыскании пенсионным фондом сформированы и направлены в банк инкассовые поручения от 01.12.2011 года:
N 2100170062129 на сумму 4 172 031,58 руб. - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии (т.1 л.д.43);
N 2100170062130 на сумму 276995,34 руб. - пени на страховую часть пенсии (т.1 л.д.42);
N 2100170062131 на сумму495305,63 руб. - страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (т.1 л.д.41);
N 2100170062132 на сумму 35 766,18 руб. - пени на накопительную часть пенсии (т.1 л.д.44);
N 2100170062133 на сумму 566789 руб. - страховые взносы в ФФОМС (т.1 л.д.45);
N 2100170062134 на сумму 34948,43 руб. - пени на страховые взносы в ФФОМС (т.1 л.д.46);
N 2100170062135 на сумму 362906,80 руб. - страховые взносы в ТФОМС (т.1 л.д.47);
N 2100170062136 на сумму 24022,79 руб. - пени на страховые взносы в ФФОМС (т.1 л.д.48).
Вынесение и выставление Управлением требования, решения о взыскании и инкассовых поручений явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Забайкальского края.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд и общество обратились в суд апелляционной инстанции.
В связи с поступлением от общества ходатайства об отказе от апелляционной жалобы, апелляционным судом был рассмотрен вопрос о принятии отказа от апелляционной жалобы и прекращения производства по апелляционной жалобе общества.
В соответствии с ч.1 ст.265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Апелляционный суд, учитывая мнение представителя пенсионного фонда, полагает, что отказ общества от апелляционной жалобы не нарушает права других лиц и не противоречит закону. Отказ общества от апелляционной жалобы апелляционным судом принимается, производство по апелляционной жалобе общества подлежит прекращению согласно ч.1 ст.265 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя пенсионного фонда в судебном заседании, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из части 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
В частности, на основании пункта 1 статьи 19 Закона в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пунктов 5, 6 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в том числе: расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года, справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов N 021 001 11 СН 0051659 от 16.08.2011, реестра поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2011 по 07.02.2011, обществом своевременно не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие 2011 года, в размере указанном в оспариваемом требовании, решении и инкассовых поручениях. Доказательств обратного, уплаты страховых сумм указанных в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года, обществом не представлено.
Проверив соблюдение сроков направления требования, вынесения решения о взыскании и направления инкассовых поручений, апелляционный суд приходит к выводу, что нарушений пенсионным фондом не допущено.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требование, решение и инкассовые поручения в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за указанный период времени являются законными и обоснованными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества в части пени, предложенной к уплате, в полном объеме исходил из следующего.
Управлением в соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ проведена камеральная проверка предоставленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года. В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 года N 02100140059657 в срок до 11.10.2011. Решение о взыскании недоимки за счёт денежных средств, находящихся на счетах принято Управлением 01.12.2011, то есть с соблюдением сроков и требований, установленных ч.3 и ч.5 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем в требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 года N 02100140059657 в части предложения уплатить пени не соответствует закону.
В силу частей 3, 5 и 6 статьи 25 Закона о страховых взносах пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес плательщика страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Исходя из пункта 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Как следует из оспариваемого требования, оно выставлено по недоимкам, пеням и штрафам за 2 квартал (полугодие) 2011 года.
При этом обществу предложено уплатить пени, в том числе: 276995,34 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; 35 766,18 руб. - пени за несвоевременную уплату сумм на накопительную часть пенсии; 34948,43 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 24022,79 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем из приложенного к оспариваемому требованию расчета пени за период с 01.04.2011 по 30.06.2011, усматривается следующее:
на страховую часть пенсии начислены пени в размере 112 016, 23 руб. В строке по задолженности предыдущих периодов начислено пени в сумме 581 994,69 рублей, что не соответствует сумме пени, указанной в самом требовании (276995,34 руб.);
на накопительную часть пенсии начислены пени в размере 13 668, 04 руб. В строке по задолженности предыдущих периодов начислено пени в сумме 88 538,90 рублей, что не соответствует сумме пени, указанной в самом требовании (35 766,18 руб.);
в ФФОМС начислены пени в размере 15 054, 23 руб. В строке по задолженности предыдущих периодов начислено пени в сумме 51 418, 39 рублей, что не соответствует сумме пени, указанной в самом требовании (34948,43 руб.);
в ТФОМС начислены пени в размере 9 667, 54 руб. В строке по задолженности предыдущих периодов начислено пени в сумме 62 155, 03 рублей, что не соответствует сумме пени, указанной в самом требовании (24022,79 руб.).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из оспариваемого требования не усматривается за какой период и на какую сумму задолженности начислены пени, а также в каком размере они подлежат уплате обществом, принимая во внимание, что в требовании указано, что к нему прилагается расчет пени, т.е. расчёт пени является неотъемлемой частью самого оспариваемого требования. Вынесенное на основании данного оспариваемого требования решение N 02100111вд0018355 от 01.12.2011, в части взыскания пени, а именно: 276995,34 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; 35 766,18 руб. - пени за несвоевременную уплату сумм на накопительную часть пенсии; 34948,43 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 24022,79 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также инкассовые поручения от 01.12.2011 N N 2100170062130, 2100170062132, 2100170062134, 2100170062136, суд первой инстанции посчитал незаконными.
Суд первой инстанции отклонил довод Управления о том, что в отзыве на заявление им приведен расчет пени, так как он не опровергает вышеприведенных доводов, поскольку само оспариваемое требование содержит противоречивые сведения о подлежащей уплате обществом пени за несвоевременную уплату страховых взносов за полугодие 2011 года.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в полном объеме по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, расчет пени, начисленной на недоимку за 2 квартал 2011 г.., был направлен обществу вместе с требованием, на что указано в заявлении общества (т.1 л.д.4) и следует из представленной обществом копии таблицы расчета пени (т.1 л.д.49).
Изучив данную таблицу расчета пени, апелляционный суд приходит к выводу, что пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в суммах, указанных в расчете, действительно начислены на недоимку за 2 квартал 2011 г.. по данным взносам, причем с учетом частичной уплаты. Ошибок в расчете апелляционным судом не обнаружено.
Таким образом, из материалов дела следует, что пени на недоимку по страховым взносам за 2 квартал 2011 г.. на страховую часть пенсии в размере 112 016, 23 руб., на накопительную часть пенсии в размере 13 668, 04 руб., в ФФОМС в размере 15 054, 23 руб., в ТФОМС в размере 9 667, 54 руб., начислены законно и обоснованно.
При этом, по мнению апелляционного суда, подлежит учету тот факт, что таблицы расчета пени были направлены обществу вместе с требованием, то есть обществу при получении требования о начислении указанных в расчете сумм пени на недоимку именно за 2 квартал 2011 г.. было известно, и у общества имелась возможность проверить обоснованность их начисления. Данное обстоятельство судом первой инстанции не учтено. Следовательно, в данной части требование, решение о взыскании и инкассовые поручения являются законными и обоснованными.
В остальной части начисления пени доводы пенсионного фонда не могут быть приняты по следующим мотивам.
Пенсионный фонд указывает, что остальная часть пени - это пени на недоимку за 2010 г.., однако, в требовании указано, что оно выставлено на недоимку за 2 квартал 2011 г.. Кроме того, по мнению апелляционного суда, подлежит учету тот факт, что расчетов на остальную часть пени пенсионным фондом обществу вместе с требованием не направлялось, таким образом, у общества отсутствовала возможность проверить обоснованность их начисления. Довод пенсионного фонда о приведении расчета в возражениях на заявление общества, отклоняется, так как это не изменяет того обстоятельства, что общество не могло проверить обоснованность начисления пени в данной части при получении требования, что нарушило права общества.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания требования, решения о взыскании и инкассовых поручений недействительными (незаконными) в части обоснованно начисленных пеней за 2 квартал 2011 г.. по п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ, а апелляционная жалоба пенсионного фонда подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Отказ от апелляционной жалобы Закрытого акционерного общества "Новоорловский ГОК" принять. Производство по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества "Новоорловский ГОК" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2012 года по делу N А78-10513/2011 - прекратить.
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2012 года по делу N А78-10513/2011 отменить в части признания недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20.09.2011 г.. N02100140059657, признания незаконным Решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) N02100111вд0018355 от 01.12.2011, признания недействительными инкассовых поручений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) от 01.12.2011 NN 2100170062130, 2100170062132, 2100170062134, 2100170062136 в части пени:
- на страховую часть пенсии в размере 112 016, 23 руб.;
- на накопительную часть пенсии в размере 13 668, 04 руб.;
- в ФФОМС в размере 15 054, 23 руб.;
- в ТФОМС в размере 9 667, 54 руб.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "Новоорловский ГОК" требований в части признания недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20.09.2011 г.. N 02100140059657, признания незаконным Решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) N 02100111вд0018355 от 01.12.2011, признания недействительными инкассовых поручений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) от 01.12.2011 N N 2100170062130, 2100170062132, 2100170062134, 2100170062136 в части пени:
- на страховую часть пенсии в размере 112 016, 23 руб.;
- на накопительную часть пенсии в размере 13 668, 04 руб.;
- в ФФОМС в размере 15 054, 23 руб.;
- в ТФОМС в размере 9 667, 54 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2012 года по делу N А78-10513/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением в соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ проведена камеральная проверка предоставленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года. В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 20 сентября 2011 года N 02100140059657 в срок до 11.10.2011. Решение о взыскании недоимки за счёт денежных средств, находящихся на счетах принято Управлением 01.12.2011, то есть с соблюдением сроков и требований, установленных ч.3 и ч.5 Федерального закона N 212-ФЗ.
...
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес плательщика страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Исходя из пункта 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос."
Номер дела в первой инстанции: А78-10513/2011
Истец: ЗАО "Новоорловский ГОК"
Ответчик: УПФР в Агинском Бурятском округе (межрайонное)
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю